Конспект занятия по познавательному развитию: мир природы и мир человека«В гости к весне»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Самойлова Виктория Владимировна

 Возрастная направленность: - для детей детского сада в возрасте 6-7 лет. Систематизировать, и обобщить знания детей о весне как о времени года, о последовательности весенних изменений в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_2024_g.docx64.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска центр развития ребёнка –

детский сад № 44 « Золотой ключик»

Копия лого

 «В гости к весне»

Конспект занятия  по познавательному развитию:

мир природы и мир человека

Самойловой Виктории Владимировны, воспитателя высшей квалификационной категории

 

Нижневартовск – 2024г.

Цель:

Систематизировать, и обобщить знания детей о весне как о времени года, о последовательности весенних изменений в природе.

Задачи:

Формировать у детей интерес к природе, элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Закрепить знание детей о многообразии птиц,  классификации (зимующие, перелетные, закреплять умение детей отгадывать загадки с помощью моделей, читать модель.

Закреплять знания экологических знаков (разрешающие и запрещающие).

Развивать умение детей внимательно слушать и слышать педагога; развивать зрительное внимание, речь (умение говорить правильно, не перебивать друг друга, говорить четкие определения); развивать мелкую моторику; навыки учебной деятельности.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношения к природе, воспитывать у детей интерес к жизни диких животных, растений леса, желание их оберегать; умение работать в коллективе, в паре, помогать друг другу.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

беседа «Возвращаются певцы» (жизнь птиц весной); Разучивание стихотворений «Весна» И. Токмаковой, «Весна» Г. Ладонщикова; Чтение Э. Шим «Сосулька», В. Бианки «Синичкин календарь. Март», Ф. Тютчев «Зима недаром злится.

Словарная работа:

Насекомоядные,модель,перелетные, зимующие, первоцветы,весна – красна.

Оборудование занятия:

Интерактивная доска, мольберт.2 Обруча. (Зеленый, синий).

Демонстрационный материал: конверт с письмом, планкарта, аудиозапись, Карточки с изображением птиц,  презентация.

Раздаточный материал: загадки – модели в количестве 8 штук, экологические знаки – 8 штук (на каждого ребёнка), фломастеры, карандаши, листы формата. А- 4 (на каждого ребёнка), карточки с весенними цветами.

Организационная структура занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

-Ребята, я сегодня получила письмо.

- Письмо не простое, а звуковое (достаёт из конверта флэшнакопитель).

- включается презентация.

Здравствуйте дети!

Спешу вам сообщить о том, что я собиралась к вам в гости, но случилась беда – меня спрятала Зима. Освободить вы меня сможете, если выполните трудные задания. Помогите мне, пожалуйста, ребята, выполнить  все задания.

-Ваша Весна

- Смотрите, в письмо вложена карта с заданиями.

- поможем ребята нашей весне, чтоб она скорее пришла к нам?

- Мы с вами будем следовать карте, и выполнять различные задания.  

- Согласны?

- Но прежде, чем отправиться, в путь давайте с вами вспомним правила поведения в природе.

Игра «Назови экологический знак»  (на столе).

-Посмотрите на эти знаки, и расскажите, что означает каждый знак?

-Ребята, а теперь давайте проверим на интерактивной доске, правильно ли мы выбрали знаки.

-Теперь я вижу, что мы с вами готовы идти и выручать весну!-

- Дети слушают воспитателя , обращают внимание на презентацию.

- Дети с воспитателем рассматривают карту

- Да

- Дети берут в руки экологические знаки и объясняют окружающим, как нельзя вести себя в лесу.

Основной

Физминутка

Гимнастика для глаз

Я сейчас произнесу волшебные слова и мы с вами попадем в волшебный лес.

- В Королевство природы попасть легко,

-Не надо ехать далеко.

-Закрой глаза и сделай шаг

-Теперь в ладоши хлопни так:

-Один хлопок, еще хлопок –

-И вот уж виден лес дружок.

-Над ним синеют небеса,

-Откройте поскорей глаза.

- А что бы не заблудится в лесу ,

Что нам поможет?

- Правильно .

 - Мы будем следовать по карте.

- Первая остановка на карте «Лес». ( Цифра 1) 

-Ребята, а кто в лесу живет?

- Посмотрите здесь лежат,  зашифрованные карточки?

(На столе лежат модели загадок животных).

- Ребята, а что такое модель?

Нужно прочитать модель и соотнести её с животным. (Дети читают модель и находят картинку с животным).

- Молодцы!

- Если речка голубая, пробудилась ото сна.

- И бежит в полях, сверкая,

Значит к нам пришла весна.

- Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

-И поёт пичужек стая –

- Значит, к нам пришла весна.

- Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

- Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла весна.

2.Следующее задание на карте называется «Назови первоцвет» (ищем цифру 2)

- А что  мы называем первоцветами? (цветы)

-Ребята, а почему эти цветы называются первоцветами?

- На столе лежат карточки с изображение цветов. Вы должны найти только первоцветы и обвести их в круг.

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы нашли первоцветы? (обращает внимание на экран).

- Молодцы!

- Берут карту и ищут цифру 3.

3.Д/и «Найди и назови перелётных птиц»

(На ковре лежат два обруча: синий и зелёный).

 Картинки с перелётными и зимующими птицами вперемешку.

-  Ребята: Вам нужно найти только перелётных птиц  и положить в обруч.

А как вы думаете, в какой обруч вы расположите перелётных птиц? Почему?

- А зимующих в какой?

- Ответы детей.

- А  почему перелётных птиц называют перелётные?  

- А как вы думаете, почему они улетали от нас в тёплые края?

 Ответы детей.

 Улетают те птицы, которые питаются насекомыми. Они не могут зимой добыть себе насекомых из-под коры деревьев из-за слабого, маленького клюва. А чтобы не умереть от голода, улетают туда, где нет зимы, и всегда для них есть корм.

- А что есть у птиц?

- Ребята, прежде чем приступить к следующему заданию.

- Мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

  «Белка дятла поджидала»

-Белка дятла поджидала
-Гостя  вкусно угощала.
-Ну-ка дятел посмотри!
-Вот орехи — раз, два, три.
-Пообедал дятел с белкой.

 пошел играть в горелки.
4. Смотрят на карту и находя  цыфру 4.

 «Подскажи словечко»

(Воспитатель обращает внимание на экран и читает четверостишья).
- Ой, беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (
проталинки).
- Самый первый день весны
Самый, самый первый
На опушке у сосны
Распустилась (
верба).
- Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький (подснежник)
- Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (
капель).
Молодцы!

Следуют по карте. Находят цифру 5.

5 .Игра на внимание Что сказано правильно и неправильно.

1. Весной из тёплых стран прилетают птицы: ласточки, скворцы, гуси, воробьи. (Воробьи зимуют с нами)

2. В лесу лиса живет в дупле, а белка живет в норе? (Лиса в норе, белка в дупле)

3. Наступила весна, выпал белый снег и прилетели перелётные птицы. (Выпал белый снег)

4. У дерева есть корни, ствол, крылья и листья. (Ветки)

5. Весной растаял снег, побежали ручьи и дети слепили снеговика. (Слепили снеговика)

6. Весной стало пригревать солнышко и люди одели тёплые шубы. (Люди одели тёплые шубы)

7. Весной люди строят скворечники для ежей и развешивают их на деревьях. (Для скворцов)

8. Всю зиму волки спят, а весной начинают охотиться (зиму волки спят)

9. Весной рождаются маленькие зайчата, лисята, медвежата; у птиц появляются птенцы.

(Правильно)

10. Весной зеленеет трава, просыпаются насекомые и начинают облетать листья (начинают

облетать листья).

Молодцы!

- А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко. 

(включается аудиозапись голоса весны)

- Ребята а вы чувствуете что солнышко не греет,

- Что же нам нужно сделать ?

- Как нам его развеселить?

6.Дидактическая игра «Подбери признаки,действия»

( На  мольберте рисунок грустного солнышка)

- Какое солнышко?

(лучистое, теплое, желтое, круглое, ласковое, яркое, весёлое, лучезарное, красивое, любимое, прекрасное, весеннее, великолепное..)

- Вот и весна пришла.

- Мы помогли Весне, справились  со всеми заданиями.

-(Воспитатель включает презентацию.)

Весна: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Зимы и выручили меня из плена. Я вас благодарю за помощь и в подарок дарю вам букет весенних цветов.

- Дети встают в круг и закрывают глаза.

- Дети открывают глаза.

- Карта

- Дети берут в руки карту и ищут задание под №1

- Животные, насекомые, птицы.

- Схематическое изображение  животного.

- Руки через стороны вверх, потянулись.

- Прыжки на месте, хлопки в ладоши.

- Приседание.

- Хлопки в ладоши.

-Наклоны головы к левому, правому плечам.

- Прыжки на месте

- Первые весенние цветы.

- Дети садятся за столы и выполняют задание.

- В зелёный обруч.

- В синий обруч.

- Ответы детей.

 

- Зимой холодно, нет насекомых.

- Голова, клюв, глаза, два крыла, две лапы, тело покрыто перьями.

- Резко перемещают взгляд вправо- влево

-Смотрят вверх-вниз.

- Моргают глазками.

- Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

Ответы детей.

- Ответы детей.

- Дети садятся на ковёр и слушают закрыв глаза звуки весны.

- Подарите ему ласковые слова.

-Дети называют ласковые слова и подставляют лучики (солнышко становится весёлое).

- Дети берут в руки корзину с подснежниками.

Заключительный.

Рефлексия.

-  Ребята у нас были очень трудные задания, но мы с ними справились.

-  Что нам пришлось  с вами сделать?

Какие задании выполнить, что бы расколдовать весну?

- Что было наиболее трудным для вас?

-Что удалось лучше всего?

-  Мы с вами одна команда! И поэтому мы без труда справились со всеми заданиями.

Молодцы!!

- Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

конспект НОД по познавательному развитию "Мир природы и мир человека" в подготовительной группе Викторина"В мире природы"

конспект НОД по познавательному развитию "Мир природы и мир человека" в подготовительной группе Викторина "В мире природы"...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (Мир природы и мир человека) Тема: «Весенний день - год кормит»

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» (Мир природы и мир человека)  Тема: «Весенний день  - год кормит»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «В гости к весне»

Цель: закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смыслзагадок и находить отгадку. Расширять и активизировать ...