Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Невероятные эксперименты с водой»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Невероятные эксперименты с водой»

 

Цель: понимают особенности воды, её свойства и качества посредством познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

 

Задачи занятия:

Образовательные: расширить знания детей о назначении воды в нашей жизни

Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность и способность анализировать увиденное в познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

Воспитательные: воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с водой, соблюдение правил техники безопасности

Дополнительные задачи:

-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук

-Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Дидактические: учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; применять несколько способов обследования предметов.

 

Планируемый результат занятия:понимают особенности и свойства воды

Подготовительная работа:

- чтение художественной литературы, где речь идет о воде; пословицы, поговорки о воде;

Материалы и оборудование: лабораторные халаты, мяч, фломастеры, стакан с водой, гуашь, марля или бинт, гель для мытья посуды, подсолнечное масло, стаканчики, яйцо, сахар, шарики, свеча, бумажное полотенце, соль, ложки, монетки, краски, листы, тарелки с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_opytno.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Целинная 77

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Невероятные эксперименты с водой»

Составила воспитатель: Мусинова Я.Р.

2023

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Невероятные эксперименты с водой»

Цель: понимают особенности воды, её свойства и качества посредством познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

Задачи занятия:

Образовательные: расширить знания детей о назначении воды в нашей жизни

Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность и способность анализировать увиденное в познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

Воспитательные: воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с водой, соблюдение правил техники безопасности

Дополнительные задачи:

-Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук

-Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Дидактические: учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; применять несколько способов обследования предметов.

Планируемый результат занятия:понимают особенности и свойства воды

Подготовительная работа:

- чтение художественной литературы, где речь идет о воде; пословицы, поговорки о воде;

Материалы и оборудование: лабораторные халаты, мяч, фломастеры, стакан с водой, гуашь, марля или бинт, гель для мытья посуды, подсолнечное масло, стаканчики, яйцо, сахар, шарики, свеча, бумажное полотенце, соль, ложки, монетки, краски, листы, тарелки с водой

Ход занятия:

-Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

- Давайте теперь поздороваемся шёпотом, а теперь давайте весело.

Дети здороваются шёпотом и весело.

-Ребята, а вы знаете, где встречаетсявода? А знаете, что воду очень интересно изучать, и делать мы это будем в нашей лаборатории!

- Что такое лаборатория?

Дети отвечают

-Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

Дети отвечают

-Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные исследования?

-Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории (я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты).

-А вы будете моими заместителями - лаборантами. Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.

Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы до моей команды.

• приближаться к открытому огню

БЕСЕДА О ВОДЕ

- Ребята, отгадайте загадку:
«Меня льют, меня пьют.
Всем нужна я.
Кто я такая?» (вода)
- Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим именно о воде и о её значении в жизни человека.
- Где мы можем увидеть воду?

(ответы детей подкрепляются иллюстрациями: ручей, водопад, родник, река и т. д.)
- На земле вода везде! Моря и океаны, реки, озёра окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют "Голубой планетой"
- Знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна! Вода – наш добрый друг! В старину говорили, что вода – это драгоценный камень.
- Ребята, а нужно ли беречь воду? А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды!
- Что тогда произойдет?

(ответы детей)
- Да, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
- Ребята, а как мы с вами можем экономить воду?

(ответы детей).
- А какую воду можно пить?
(родниковую, кипяченую, купленную в магазине, минеральную и т. д.)
- Ребята, а можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей).

-Хотите поиграть?

Дети: да

-Игра называется «Плавает - не плавает». Давайте встанем с вами в круг. Ведущий будет кидать мяч и называть различных животных, птиц, рыб, если названное животное плавает то мы ловим мяч, если не плавает то мы не ловим мяч.

-Ребята, давайте мы займём свои места в нашей лаборатории. Надеваем халаты. Давайте вспомним правила проведения опытов.

Дети называют правила

-Скажите, дети, для чего учёные проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Конечно, учёные хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: как вы думаете, что будет, если мы надуем воздушный шарик и поднесём его к огню? (дети отвечают). А давайте проверим, правильно вы догадались или нет.

Опыт №1 «ОГНЕУПОРНЫЙ ШАРИК»

Надуваем шарик. Зажигаем свечу и подносим шарик к свече. Он мгновенно лопается.

- Что произошло с шариком? (дети отвечают). А как думаете, почему он лопнул? (дети отвечают).

Делаем вывод: огонь свечи очень горячий и прожигает резину, из которой сделан шарик.

-Ребята, а как вы думаете, что будет, если наполнить шарик водой и опять попробовать поднести к свече? (ребята отвечают). Берем новый шарик, идем к крану, надеваем шарик на кран и набираем немного воды. Надуваем и завязываем. Подносим к свече - шарик и не думает лопаться. Спрашиваем детей, почему шарик с водой не лопнул.

- Ребята, благодаря воде наш шарик стал огнеупорным! А все потому, что вода начинает забирать большую часть тепла и не дает стенкам шарика расплавиться. Конечно, это будет длиться до тех пор, пока вода сама не нагреется. Свойство, которое демонстрирует этот опыт, называется «теплопроводностью». Теплопроводность - это свойство передавать тепло.

Молодцы, ребята! Мы познакомились с интересным свойством воды - теплопроводностью. А как вы думаете, на что еще способна вода? (дети отвечают). Вода умеет течь! Согласны? А как вы думаете, может ли быть такое, что вода течет вверх? (дети отвечают). Давайте проверим, правильно вы догадались, или нет!

Опыт №2 «Течение воды»

Возьмем кусок бумажного полотенца и фломастеры разных цветов. Нанесем фломастерами небольшие полоски на бумажном полотенце.

(Показываю на своём листке как это сделать и предлогаю детям повторить).

Затем опустим в стакан с водой наши бумажные полотенца с цветными полосками. Давайте смотреть, что происходит (полоски «бегут вверх»). Что вы видите? (дети отвечают). А как вы думаете, почему так происходит? (дети отвечают).

Это получается из-за того, что вода проникает в волокна бумаги, по пути смешиваясь с красителем от фломастера.

Вывод: Проникновение воды в бумагу произошло из-за еще одного свойства воды - впитывания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Ребята, а вы знаете, где скапливается много-много воды? (дети отвечают, и скорее всего, вспомнят реки). А давайте представим, что мы идем на речку:

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Опыт №3 «ЭТАЖЕРКА ИЗ ЖИДКОСТЕЙ»

- Ребята, а вы знаете, что вода - это жидкость? (Дети отвечают). У меня есть еще несколько жидкостей. Это гель для мытья посуды, подкрашенная вода и подсолнечное масло. Как вы думаете, что получится, если налить их все в один стакан?

- Наливаем в стакан по очереди: • гель для мыть посуды • вода (можно подкрасить) • подсолнечное масло

- Посмотрите, у нас получилась башенка из разных жидкостей. А почему же слои не смешались? (дети отвечают). Все эти жидкости имеют разную ПЛОТНОСТЬ. Самая плотная жидкость внизу - это гель для мытья посуды. Помните, какой он на ощупь? (Густой). Вода менее плотная, чем гель для посуды, поэтому держится над ним. Но вода плотнее, чем масло, поэтому масло находится сверху.

Вывод:

-У нас получилась такая цветная этажерка и мы узнали, что жидкости имеют плотность и благодаря тому, что плотность может быть разной они не перемешались.

Опыт № 4 «Плавающее яйцо»

-А как вы думаете, ребята, что станет с яйцом, если его положить в простую воду?

(ответы детей)

- А что если в соленую?

(ответы детей)

- Давайте проверим. Возьмем яйцо и опустим его в простую воду. Что произошло?

Дети: Яйцо опустилось на дно.

- Верно, яйцо опустилось на дно. Теперь опустим другое яйцо в стакан с соленой водой. А что сейчас происходит с яйцом.

Дети: Яйцо плавает на поверхности.

- Как вы думаете, почему так произошло?

(ответы детей)

- Какой можно сделать вывод?

(ответы детей)

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Опыт № 5 «Как вытолкнуть воду?»

-Ребята, а как можно вытолкнуть воду?

Ответы детей

- Давайте нальём в стакан воды прямо до краёв. Теперь давайте опустим по одной монетке в стакан, что происходит? (чем больше монеток опускают в воду, тем больше вода поднимается)

-Посмотрите, у нас образовалась горка воды. Почему?

Ответы детей

Вывод: монетки, заполняя ёмкость, выталкивают воду под действием своего веса.

-Мы с вами много узнали о воде. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (Нет) А почему? Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? (Густой) Вы правы ее нужно загустить. Что бы узнать какой загуститель мы будем использовать в работе, нужно отгадать загадку.

Я предмет ведь очень важный

Чтобы сделать куб бумажный

Самолет, картонный дом, аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я липучий, вязкий. (клей)

-Да ребята, именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски.

-Способы рисования на воде – техники эбру. Причем очень древняя техника рисования. Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, как называется техника рисования на воде.

- Сейчас мы с вами пройдем за столы и я вас научу рисовать на воде.

(Проходят и садятся за столы с материалом для рисования).

На столе у детей разложены предметы: две тарелочки: в одной лежат — цветные трубочки с краской, салфетки, одноразовая вилка, в другой — на донышке налита водичка, гуашь, клей. одноразовая ложечка.

-Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)

Пальчиковая гимнастка

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело, мы расскажем.

Пять щеглов, пять голубей

Посчитайте же скорей

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

- А сейчас я вам покажу, как можно рисовать на воде-

В ёмкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка).

- Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с клеем, перелейте его в тарелочку с водой. Теперь возьмите ложечку и тихонечко размешайте. Теперь, когда мы приготовил основу, трубочки с краской и добавляем на нашу основу несколько разноцветных капель. Теперь берем вилочки «расчесываем» краску. А теперь возьмем бумагу (кружок, она лежит у вас на столе, опускаем его в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.

( В ходе работы- повторяется последовательность работы:

Наливаем в тарелочку немного воды.

Добавляем клей и аккуратно размешиваем.

Капельки краски добавляем в тарелочку.

Кладем лист бумаги шершавой стороной вниз.

Когда края листа бумаги станут подниматься, лист можно перевернуть.)

Дети экспериментируют самостоятельно. Воспитатель проходит по группе и помогает тем, у кого трудности.

- Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. На что похож рисунок? (Мрамор) .Значит наш узор (мраморный) А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Кем мы сегодня с вами были? Какие опыты проводили? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. И за вашу упорную работы вы получаете вот такие медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ"

Программное содержаниеРасширять и уточнять представления детей о природе,  природных явлениях. Учить наблюдать, развивать любознательность.Формировать представления о том, что человек – час...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспекты открытого занятий по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.«В гости к воде- сестрице».

Конспекты  открытого занятий по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.«В гости к воде- сестрице».Цель: Ознакомление детей ...