КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКА).Тема: «Путешествие по земле Воронежской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В конспекте рассказывается о создании условий для формирования народной музыкальной культуры дошкольников, представляющей положительный социально- художественный опыт, основанный на национальных обычаях и традициях Воронежского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzykalnye_traditsii_kraya_voronezhskogo_2.docx | 21.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход ООД:
Под Гимн Борисоглебска дети входят в зал (проходят по кругу).
I. Вводная часть
Введение в тему ООД:
Муз. рук.: Ребята, сегодня мы поприветствовали друг друга с помощью Гимна нашего родного города - Борисоглебска. И правда мы частица России, нашей огромной великой страны.
Борисоглебск – это часть Воронежской области. Наш край знаменит не только своей историей, но и богатым культурным наследием. Каждый из нас должен знать историю родного края. Поэтому я предлагаю вам совершить экскурсию в виртуальный музей «Воронежские традиции», где мы собрали для вас самые интересные экспонаты, которые познакомят вас с музыкой земли Воронежской.
II. Основная часть
Работа с интерактивной выставкой
– Итак вашему внимание представлен 1 зал нашей выставки. Что изображено на экране?
(Ответы детей: русские народные музыкальные инструменты)
– Верно, это перед вами русские народные музыкальные инструменты. Давайте узнаем о них поближе.
1 фрагмент «Русские народные музыкальные – инструменты»
Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, песни, картинки, археологические находки, легенды, сказки, а так - же сохранившиеся или заново созданные по старинным зарисовкам народные инструменты.
Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, не сохранился лишь один — древнерусская домра.
Домра широко применялась скоморохами на Руси как, сольный и ансамблевый инструмент, но во времена царствования Алексея Михайловича скоморохов стали преследовать, и полностью уничтожили.
Сейчас домристы играют на заново созданном инструменте.
После того как исчезла домра, на Руси появилась балалайка.
У предка нашей балалайки была более длинная ручка – гриф, и имелось только 2 струны. Да и звучала она немного иначе.
Со временем гриф укоротили и добавили третью струну.
Следующий экспонат Жалейка. Названий у этого музыкального инструмента много. В Курской области ее называли рожком, а в Воронежской области — пищуком.
Воронежская земля была богата песенным творчеством. Обрядовые и Календарные песни передавались из уст в уста. Имели схожее звучание, но отличались по смыслу.
Но самое значительные изменения в русской культуре произошли во времена правления этого великого императора. Вы знаете кто это? Да это Петр 1. Он привез из Европы классическую музыку. Ввел новую культуру, но вместе с тем внес свой вклад в сохранение русских традиций.
Муз. рук.: Ребята наш музей очень познавательный, но если бы могли очутиться в прошлом и увидеть все своими глазами… Хотите?
Ответы детей: Да, конечно хотим!
Петр 1 : Здравствуйте дорогие гости, рад я что вы навестили меня. Был я у вас в гостях, полюбился мне ваш край! Люд там работящий да веселый, мастерами, песнями да хороводами славный. Привозил я к вам знающих людей , обучали они местных заморской музыке да нотной грамоте. Стали русские традиции собирать да записывать. Уж больно сердцу мила песня русская. Подарили мне на память в ваших местах, один музыкальный инструмент, спрятал я его в черный ларец да забыл где. Поможете его отыскать?
Да ребята техника, это очень хорошо, но если бы могли очутиться в прошлом и увидеть все своими глазами… Хотите?
Ответы детей: Да, конечно хотим!
Петр 1. Поможет вам в прошлое добраться мой корабль, построен он в ваших краях.
В добрый путь!
Муз. рук.: Занимайте места на палубе, становитесь в рассыпную и повторяйте за мной все движения!
2.1.Музыкально-ритмические движения (под песню «Все мы моряки»)
Муз. рук.: Занимайте места на палубе, становитесь в рассыпную и повторяйте за мной все движения!
(Дети становятся в рассыпную, выполняют музыкально-ритмические движения по показу педагога).
1. И. п.: о. с. Ноги вместе, выполняем движение марш (16 счетов)
2.И. п.: о. с. Ноги вместе, руки на поясе выполняется упражнение «пружинка» (16 счетов)
3.И. п.: о. с. Ноги вместе, руки на поясе выполняем движение «ковырялочка» правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.(8 счетов)
4.И. п.: о. с. Шаг на месте перебираем руками имитируя передвижение по канату вверх.(8 счетов)
5. И. п.: о. с. Повтор движений 3 и 4.
Муз. рук.: – Мы добрались, присаживайтесь! Вы знали, что Воронеж – называли колыбелью русского флота? Все потому что здесь, строили знаменитые Петровские корабли! А чтобы работалось веселее, дух поднимали, музыкой!
2.2.Прослушивание музыкального произведения
(Звучит музыка)
Муз. рук.: Слышите мелодия красивая, давайте ее послушаем? (Ответы детей)
Слушание песни
– Какой характер у музыки? (Ответы детей)
– Темп? (Ответы детей)
– Какие инструмент вы слышите?
Муз. рук.: Да вы правы! Но такой инструмент бы не поместился в черный ларец, идем дальше. (Ответы детей)
2.3. Игра на детских музыкальных инструментах
Муз. рук.: Перед вами изба с предметами русского быта.
– Какие предметы вам знакомы, назовите? (Ответы детей)
Муз. рук.: Ни одного музыкального инструмента. Вспомнила, ребята! Вот в чем дело, ведь на Руси встречались умельцы, которые могли заставить звучать любой предмет. Играли и на пилах, чугунках и на ухватах. (Прослушиваем звук)
Давайте по экспериментируем и попробуем извлечь звук из предметов быта.
Пройдите к столу и встаньте у понравившегося предмета.
– Ребята, как или с помощью чего вы будете извлекать звук? (Ответы детей)
Дети самостоятельно извлекают звуки.
– Какой звук у тебя получился? (звонкий, глухой, громкий, тихий)
–На звучание каких известных вам народных инструментов он похож?
Муз. рук.: Молодцы! Наш эксперимент удался! У нас получилась настоящая лаборатория звуков. Но среди всего этого не нашлось того, что мы искали! Отправляемся дальше.
2.4. Разучивание и исполнение песни «Ух, ты душка моя, красотка»
Муз. рук.: Вот и следующая наша остановка. Помните в начале нашей экскурсии мы узнали, где можно было купить любой музыкальный инструмент?
Ответы детей (На ярмарке)
А вот и лоток, да на нем разные свистульки, трещотки, ложки. А у нас в Борисоглебском районе, в с. Богана, про эти инструменты даже песню сложили. Вот послушайте!
Вопросы:
– Какая эта песня по характеру? Какой у нее темп? (Ответы детей)
– Какая часть этой песни постоянно повторяется?
(Разучивают песню)
Дыхательная гимнастика «Бочонок» Вдыхаем воздух, не поднимая плечи, раздувая живот и ребра, совершаем плавный выдох, сохраняя мышцами положения живота.
– Сейчас мы с вами исполним вместе эту песню, и подыграем на музыкальных инструментах. Вы задаете мне вопрос, а я на него отвечаю. Затем мы с вами изображаем, как звучит инструмент, о котором поется.
Муз. рук.: Молодцы, но не оказалось в этой лавке того музыкального инструмента что Петр в черный ящик положил. Предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в ярмарочных гуляниях.
Очень часто скоморохи на ярмарках заводили хороводы и играли в хороводные игры. Давайте в одну из них с вами сыграем.
Хороводная игра «Тетёра»
Двое детей держаться за руки, воротцами между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:
Тетёра шла,
Меховая шла,
По зареченью
Да по закаменью
Сама прошла
И детей провела
А последнего детеныша оставила.
На последнем слове двое ловцов должны опустить руки и поймать того, кто не успел пройти. Пойманный ребенок должен присоединится к воротцам.
Муз. рук.: Ох и хороши ярмарочные гуляния. Смотрите - самый яркий герой ярмарочных балаганов Петр Петрович Уксусов – а по простому Петрушка! Давайте посмотрим, что же за представление он разыгрывает.
Муз. рук.: Дети давайте позовем Петрушку!
Дети хором: Петрушка.
Петрушка: Аюшки!
Муз. рук.: Где ты был?
Петрушка: У Бабушки!
Муз. рук.: Что делал?
Петрушка: Кашку кушал, да сказку слушал. О том, как государь наш Петр, на земле нашей бывал, да ларец с секретом потерял!
Муз. рук.: Петруша! Мы как раз его и разыскиваем! Выручи нас!
Петрушка: Отгадаете загадку мою – отдам!
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: дзинь – дзинь, дон – дон!
Отгадайте мои лапочки, висит он у меня на шапочке!
Ответы детей: Бубенчик!
Открываем ларец
Муз. рук.: Это же бубенцы! Так вот какой инструмент мы искали. Спасибо Петруша за помощь!
Ну а нам пора отправляться обратно на верфь к нашему кораблю!
III. Подведение итогов:
Петр1: Ну что путешественники, я рад что вы выполнили все задания и нашли мой любимый народный инструмент! Оставайтесь такими же находчивыми, любознательными и музыкальными, и тогда вы станете творцами истории своего народа! До новых встреч!
Муз. рук.: – Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Что мы узнали нового? Что делали? С кем вы поделитесь тем что узнали?
Да много мы узнали о музыкальной истории нашего края, играли на народных инструментах, а так - же предметах русского быта, разучили песни записанные на нашей земле, прикоснулись руками к истории родного края. Я была рада с вами познакомиться и окунуться в это приключение!
IV. Рефлексия:
Муз. рук.: А в на память мне хочется подарить вам, этот простой, но любимый музыкальный инструмент.
Если вам понравилось наша экскурсия, позвените своими бубенцами. Вижу, что вам понравилось! Вы большие молодцы, я вами очень горжусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «Березы весной».
Конспект занятия по рисованию методом тычка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР по теме "Березы весной"....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «ШИШКИ НА ВЕТКЕ»
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме : "Шишки на ветке"....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».
Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»
Конспект НОД с национально-региональным компонентом в старшей группе....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкально-ритмическая деятельность) «Путешествие в музей чувашских народных музыкальных инструментов»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятие Образовательные области : «Художественно-эстетическое развитие» / «Речевое развитие» / «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «На помощь колобку"
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Колобок», создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи:1. Воспитывать интерес к теа...