КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКА).Тема: «Путешествие по земле Воронежской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

В конспекте рассказывается о создании условий для формирования народной музыкальной культуры дошкольников, представляющей положительный социально- художественный опыт, основанный на национальных обычаях и традициях Воронежского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzykalnye_traditsii_kraya_voronezhskogo_2.docx21.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход ООД:

Под Гимн Борисоглебска дети входят в зал (проходят по кругу).

I. Вводная часть

Введение в тему ООД:

Муз. рук.: Ребята, сегодня мы поприветствовали друг друга с помощью Гимна нашего родного города - Борисоглебска. И правда мы частица России, нашей огромной великой страны.

Борисоглебск – это часть Воронежской области. Наш край знаменит не только своей историей, но и богатым культурным наследием.  Каждый из нас должен знать историю родного края. Поэтому я предлагаю вам совершить экскурсию в виртуальный музей «Воронежские традиции», где мы собрали для вас самые интересные экспонаты, которые познакомят вас с музыкой земли Воронежской.

II. Основная часть

Работа с интерактивной выставкой

– Итак вашему внимание представлен 1 зал нашей выставки. Что изображено на экране?

 (Ответы детей: русские народные музыкальные инструменты)

– Верно, это перед вами русские народные музыкальные инструменты. Давайте узнаем о них поближе.

1 фрагмент «Русские народные музыкальные – инструменты»

Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, песни, картинки, археологические находки, легенды, сказки, а так - же сохранившиеся или заново созданные по старинным зарисовкам народные инструменты.

Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, не сохранился лишь один — древнерусская домра.

Домра широко применялась скоморохами на Руси как, сольный и ансамблевый инструмент, но во времена царствования Алексея Михайловича скоморохов стали преследовать, и полностью уничтожили.

Сейчас домристы играют на заново созданном инструменте.  

После того как исчезла домра, на Руси появилась балалайка.

У предка нашей балалайки была более длинная ручка – гриф, и имелось только 2 струны. Да и звучала она немного иначе.

Со временем гриф укоротили и добавили третью струну.

Следующий экспонат Жалейка. Названий у этого музыкального инструмента много. В Курской области ее называли рожком, а в Воронежской области — пищуком.

Воронежская земля была богата песенным творчеством. Обрядовые и Календарные песни передавались из уст в уста. Имели схожее звучание, но отличались по смыслу.

Но самое значительные изменения в русской культуре произошли во времена правления этого великого императора. Вы знаете кто это? Да это Петр 1.  Он привез из Европы классическую музыку. Ввел новую культуру, но вместе с тем внес свой вклад в сохранение русских традиций.  

Муз. рук.: Ребята наш музей очень познавательный, но если бы могли очутиться в прошлом и увидеть все своими глазами… Хотите?

Ответы детей: Да, конечно хотим!

Петр 1 : Здравствуйте дорогие гости, рад я что вы навестили меня. Был я у вас в гостях, полюбился мне ваш край! Люд там работящий да веселый, мастерами, песнями да хороводами славный. Привозил я к вам знающих людей , обучали они местных заморской музыке да нотной грамоте. Стали русские традиции собирать да записывать.  Уж больно сердцу мила песня русская. Подарили мне на память в ваших местах, один музыкальный инструмент, спрятал я его в черный ларец да забыл где. Поможете его отыскать?

 Да ребята техника, это очень хорошо, но если бы могли очутиться в прошлом и увидеть все своими глазами… Хотите?

Ответы детей: Да, конечно хотим!

Петр 1. Поможет вам в прошлое добраться мой корабль, построен он в ваших краях.

В добрый путь!

Муз. рук.: Занимайте места на палубе, становитесь в рассыпную и повторяйте за мной все движения!  

2.1.Музыкально-ритмические движения (под песню «Все мы моряки»)

Муз. рук.: Занимайте места на палубе, становитесь в рассыпную и повторяйте за мной все движения!  

(Дети становятся в рассыпную, выполняют музыкально-ритмические движения по показу педагога).

1. И. п.: о. с. Ноги вместе, выполняем движение марш (16 счетов)

2.И. п.: о. с. Ноги вместе, руки на поясе выполняется упражнение «пружинка» (16 счетов)

3.И. п.: о. с. Ноги вместе, руки на поясе выполняем движение «ковырялочка» правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.(8 счетов)

4.И. п.: о. с. Шаг на месте перебираем руками имитируя передвижение по канату вверх.(8 счетов)

5. И. п.: о. с. Повтор движений 3 и 4.

Муз. рук.: – Мы добрались, присаживайтесь! Вы знали, что Воронеж – называли колыбелью русского флота? Все потому что здесь, строили знаменитые Петровские корабли! А чтобы работалось веселее, дух поднимали, музыкой!

2.2.Прослушивание музыкального произведения

(Звучит музыка)

Муз. рук.: Слышите мелодия красивая, давайте ее послушаем? (Ответы детей)

Слушание песни

– Какой характер у музыки? (Ответы детей)

– Темп? (Ответы детей)

– Какие инструмент вы слышите?

Муз. рук.: Да вы правы!  Но такой инструмент бы не поместился в черный ларец, идем дальше. (Ответы детей)

2.3. Игра на детских музыкальных инструментах

Муз. рук.: Перед вами изба с предметами русского быта.

– Какие предметы вам знакомы, назовите? (Ответы детей) 

Муз. рук.: Ни одного музыкального инструмента. Вспомнила, ребята! Вот в чем дело, ведь на Руси встречались умельцы, которые могли заставить звучать любой предмет. Играли и на пилах, чугунках и на ухватах. (Прослушиваем звук)

Давайте по экспериментируем и попробуем извлечь звук из предметов быта.

Пройдите к столу и встаньте у понравившегося предмета.

– Ребята, как или с помощью чего вы будете извлекать звук? (Ответы детей)

Дети самостоятельно извлекают звуки.

– Какой звук у тебя получился? (звонкий, глухой, громкий, тихий)

–На звучание каких известных вам народных инструментов он похож?

Муз. рук.:  Молодцы! Наш эксперимент удался! У нас получилась настоящая лаборатория звуков. Но среди всего этого не нашлось того, что мы искали! Отправляемся дальше.

2.4. Разучивание и исполнение песни «Ух, ты душка моя, красотка»

Муз. рук.:  Вот и следующая наша остановка. Помните в начале нашей экскурсии мы узнали, где можно было купить любой музыкальный инструмент?

Ответы детей (На ярмарке) 

А вот и лоток, да на нем разные свистульки, трещотки, ложки. А у нас в Борисоглебском районе, в с. Богана, про эти инструменты даже песню сложили. Вот послушайте!

Вопросы:

– Какая эта песня по характеру? Какой у нее темп? (Ответы детей)

– Какая часть этой песни постоянно повторяется?

(Разучивают песню)

Дыхательная гимнастика «Бочонок» Вдыхаем воздух,  не поднимая плечи, раздувая живот и ребра, совершаем плавный выдох, сохраняя мышцами положения живота.

– Сейчас мы с вами исполним вместе эту песню, и подыграем на музыкальных инструментах. Вы задаете мне вопрос, а я на него отвечаю. Затем мы с вами изображаем, как звучит инструмент, о котором поется.

Муз. рук.: Молодцы, но не оказалось в этой лавке того музыкального инструмента что Петр в черный ящик положил. Предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в ярмарочных гуляниях.

Очень часто скоморохи на ярмарках заводили хороводы и играли в хороводные игры. Давайте в одну из них с вами сыграем.

Хороводная игра «Тетёра»

Двое детей держаться за руки, воротцами между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,
Меховая шла,
По зареченью
Да по закаменью
Сама прошла
И детей провела

А последнего детеныша оставила.

На последнем слове двое ловцов должны опустить руки и поймать того, кто не успел пройти. Пойманный ребенок должен присоединится к воротцам.

Муз. рук.: Ох и хороши ярмарочные гуляния. Смотрите - самый яркий герой ярмарочных балаганов Петр Петрович Уксусов – а по простому Петрушка! Давайте посмотрим, что же за представление он разыгрывает.

Муз. рук.:  Дети давайте позовем Петрушку!

Дети хором: Петрушка.

Петрушка: Аюшки!

Муз. рук.:  Где ты был?

Петрушка: У Бабушки!

Муз. рук.:  Что делал?

Петрушка: Кашку кушал, да сказку слушал. О том, как государь наш Петр, на земле нашей бывал, да ларец с секретом потерял!

Муз. рук.:  Петруша! Мы как раз его и разыскиваем! Выручи нас!

Петрушка: Отгадаете загадку мою – отдам!

Стоит только в руки взять и немного раскачать, 

Слышен, будет перезвон: дзинь – дзинь, дон – дон!

Отгадайте мои лапочки, висит он у меня на шапочке!

Ответы детей: Бубенчик!

Открываем ларец

Муз. рук.:  Это же бубенцы! Так вот какой инструмент мы искали.  Спасибо Петруша за помощь!

Ну а нам пора отправляться обратно на верфь к нашему кораблю!

III. Подведение итогов:

Петр1: Ну что путешественники, я рад что вы выполнили все задания и нашли мой любимый народный инструмент!  Оставайтесь такими же находчивыми, любознательными и музыкальными, и тогда вы станете творцами истории своего народа! До новых встреч!

Муз. рук.: – Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. Что мы узнали нового? Что делали? С кем вы поделитесь тем что узнали?

Да много мы узнали о музыкальной истории нашего края, играли на народных инструментах, а так - же предметах русского быта, разучили песни записанные на нашей земле, прикоснулись руками к истории родного края. Я была рада с вами познакомиться и окунуться в это приключение!

IV. Рефлексия:

Муз. рук.: А в на память мне хочется подарить вам, этот простой, но любимый музыкальный инструмент.

Если вам понравилось наша экскурсия, позвените своими бубенцами. Вижу, что вам понравилось! Вы большие молодцы, я вами очень горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...

Конспект открытого занятие Образовательные области : «Художественно-эстетическое развитие» / «Речевое развитие» / «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «На помощь колобку"

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Колобок», создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи:1. Воспитывать интерес к теа...