Педагогическое мероприятие с детьми «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
План-конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_meropriyatie_s_detmi.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое мероприятие с детьми
«Люблю березку русскую»
Форма организации: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Возраст детей: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование предпосылок экологического сознания и начал экологической культуры, познавательного интереса к окружающему. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей.
Задачи:
- расширить представления детей о самом любимом и почитаемом дереве нашей Родины – березе, о ее значении в жизни человека: хозяйственном, оздоровительном, эстетическом, патриотическом;
- познакомить детей с образом берёзы в репродукциях картин русских художников;
- познакомить детей с русским народным творчеством
- познакомить детей с нетрадиционной техникой художественного творчества побудить к созданию выразительного образа берёзы в рисовании ватными палочками.
- развивать способность к образному восприятию красоты природы и ее передачи в рисунке, умение целенаправленно рассматривать, видеть цвет и форму в природе.
- Воспитывать любовь к родному краю, природе, бережное к ней отношение.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование и материалы: береста, кора сосны, пластиковые контейнеры – 2 шт., наполненные водой; изделия из бересты (коробочки, лапти, ложки, шкатулки и др.); клубок ниток; репродукции картин русских художников с изображением берёз, гуашь, ватные палочки, фоторамка формат А4 (по количеству детей).
Предварительная работа: рассматривание и описание детьми русской берёзы, познавательная беседа о её пользе для здоровья человека; рассматривание иллюстраций о русском быте; д/и «С какого дерева лист», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Вырасти дерево» и др.
Ход педагогического мероприятия:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Дети входят в зал под русскую народную мелодию, здороваются.
Воспитатель: здравствуйте, гости дорогие! Какие вы красивые, нарядные! В какой стране живут такие хорошие дети?
Дети: в России!
Воспитатель: замечательно, что родились вы в России. Я очень люблю Россию и сегодня я хочу познакомить вас с одним из символов нашей Родины – березкой. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Береза украшает наши города. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Это очень красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт Александр Прокофьев
Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. В давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью! Хотите побывать в русской старине и узнать что-то новое, интересное? (Ответы детей). Есть у меня волшебный клубочек с ниточкой путеводной, если пойдем за ним, узнаем, что ждёт нас в сегодняшнем приключении.
2. Поисковый этап
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с берёзой. Чем отличается берёза от других деревьев? (Ответы детей: белой корой).
Дети рассматривают кору берёзы.
Воспитатель: белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины – чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка «дышит».
Опытно - исследовательская деятельность.
Воспитатель: посмотрите, на кору берёзы и кору других деревьев. Давайте опустим их в воду, и через некоторое время посмотрим, что произойдет. А мы пока отправимся на выставку и посмотрим, какие разные изделия делали на Руси из бересты и древесины.
Выставка изделий из бересты и древесины.
Береза щедрое дерево. С давних времён люди использовали бересту. Когда ещё не было бумаги, на бересте писали. Её сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба, лукошки, плели корзины и лапти. Народные умельцы делали из бересты красивые шкатулки, туески, панно. Из древесины берёзы делали ложки, игрушки, дудочки, легкие лыжи, кадушки и расчески.
Березовые дрова считаются ценным топливом. При сжигании таких дров в избе становилось очень тепло. Я для вас тоже приготовила берёзовые полешки. Дрова можно брать руками, не опасаясь занозок (Дети рассматривают, исследуют на ощупь).
Куда же теперь нас поведет путеводный клубочек?
А он привел нас в лесную аптеку
Беседа о полезных свойствах берёзы.
Березка не только дарит нам свою красоту, но и лечит. С давних времён известно о целебных свойствах берёзы и её пользе для человека. Берёзовые листья и почки исцеляют больных. Из коры делают берёзовый дёготь, который борется с вредными микробами. Он входит в состав знаменитой мази Вишневского, которая лечит язвы и раны, имеет явный запах дегтя (дать понюхать детям);
При сжигании березовых дров остается уголь, из него делают угольные таблетки, которые используют при расстройстве желудка.
А сейчас ребята я вам что-то покажу. Угадайте, что это? (показать березовый веник). Молодцы, угадали! Это веник. Такие веники заготавливают из молодых березовых веток летом в начале июля, сушат в тени и затем парятся в бане! Берёзовый веник делает наше тело чистым, а значит – здоровым.
А еще береза дарит нам березовый сок - очень вкусный и полезный. Даже птицы и животные любят березовый сок. Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить деревья.
В стародавние времена люди нарекли березу деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек.
Воспитатель: посмотрите, здесь записка – это приглашение в картинную галерею. А поможет нам туда добраться клубочек с ниточкой путеводной.
За клубком отправляются в картинную галерею «Берёзы в русской живописи».
Воспитатель: вот и галерея русской живописи. Сколько удивительно красивых картин! Посмотрите, что изображено на этих картинах?
Дети: берёзы!
Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Физкультминутка. (Под музыку Чайковского).
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).
Воспитатель: верно, на картинах берёзы в разные времена года, а какие картины нам сейчас подходят? Почему?
Дети показывают те картины, на которых осень.
Воспитатель: правильно, потому что сейчас осень! Обратите внимание на репродукцию картины Левитана «Золотая осень»
Посмотрите, в этой шкатулке вам привет от осени. (Осенние листья)
Как вы думаете, как они сюда попали?
Почему они здесь?
Эти листья одинаковые?
Попробуйте среди них найти листочки от березы.
Подвижная игра «Листопад» (собрать только березовые листочки)
Воспитатель: художники передают красоту берёзы разными способами и средствами. Хотите превратиться в настоящих мастеров живописи и нарисовать свои берёзы? (Ответы детей).
Продолжим наше путешествие и по пути проверим, что случилось с корой, которую мы опустили в воду.
Выводы детей.
Воспитатель: берёзовая кора не пропускает воду, поэтому не гниёт, а кора других деревьев стала хрупкой. Вот поэтому, раньше старались все изделия делать из берёзы, они долговечнее.
Дети отправляются в «мастерскую» и рассаживаются за столы.
3. Практический этап
Сначала давайте разогреем пальчики
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем деревья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Хотим деревья посчитать.
Раз – березка, два – осинка,
Старый тополь у тропинки.
Это – ель, а это – кедр,
Он орешков даст нам всем.
Практическая деятельность (дети рисуют осенние берёзы под спокойную русскую народную мелодию).
4. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: полюбуйтесь своими картинами! Какие красивые у вас получились берёзы!
Наше приключение подходит к концу. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей).
Звучит спокойная русская народная мелодия.
Воспитатель: вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да что понравилось больше всего - вспоминайте!
Высказывания детей.
Воспитатель: я благодарю вас за внимание, и хочу закончить наше путешествие словами: И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»
Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...
Люблю березку русскую...
Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....
"Люблю березку русскую"
Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"
НОД интегрированного характера, раскрывающая для детей образ "Березы" в живописи, литературе, народном творчестве, музыке.Содержит элементы ...
Сценарно-режиссерская разработка мероприятия (направление духовно-нравственного развития) «Люблю березку русскую»
Сценарно-режиссерская разработка мероприятия (направление духовно-нравственного развития) «Люблю березку русскую» ...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР Тема: «Люблю березку русскую!»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР Тема: «Люблю березку русскую!»...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием техники нетрадиционной аппликации с детьми 5-6 лет «Люблю березку русскую»
Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации из бумажных салфеток; расширить представления ...