Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_laboratoriya_nezhivoy_prirody.pptx | 359.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: информационно-исследовательский Длительность проекта: 1,5 месяца (апрель-май 2024 г.) Участники: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели. Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цели проекта: •развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; •обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; •развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинноследственной зависимости, умение делать выводы; •развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; •создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта: -расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; -знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); -развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок -состав, влажность, сухость -расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей; -развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; -развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты: •вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; •обогатить представление малышей об объектах неживой природы; •обогатить предметно – развивающую среду в группе. Реализация проекта: Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в вессенний период. Совместную деятельность с детьми дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в вессенний период. Работа будет проводиться на участке детского сада. Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта: подготовительный 1.Подбор методической литературы. 2.Составление плана проектной деятельности. 3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом 4.Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом. Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности. Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.
II этап проекта: основной Работа с детьми Вода апрель 1 "Узнаем, какая вода " Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой, набор мелких цветных предметов.
2 "Вода - волшебница " Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого чая;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей. 3 "Сквозь сито " Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ. Материалы, оборудования: сито.
Воздух «Что в пакете?» Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты. «Игра с соломинкой» Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой.
«Игры с воздушными шариками и соломинкой» Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: два воздушных шарика(один, надутый слабо, другой - надутый сильно. «Песочные струйки» Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть. Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.
«Чудесные фигурки» Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Материалы, оборудования: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости. «Горячо-холодно» Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов. Материалы, оборудования: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
«Что в коробке?» Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь). Материалы, оборудования: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.
III этап: заключительный Эрмитаж песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...