Конспект занятие по окружающему миру "Листопад, листопад-листья жёлтые летят!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жмурина Ольга Сергеевна

Закрепить знания детей об осенних явлениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия составила: Жмурина Ольга Сергеевна, воспитатель

Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие

Возрастная группа: Средняя

Тема занятия: «Листопад, листопад - листья желтые летят»

Цель: Формирование обобщенного представления об осени как времени года, осеннем явлении природы - листопаде.

Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Расширение представлений о природном явлении – листопаде, его признаках, причинах и особенностях.
  • Совершенствование знаний о деревьях в осенний период.

   Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

  • Способствовать формированию у детей положительного отношения и интереса к природе и ее явлениям. 
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

   Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Совершенствование и активизация словаря по теме «Осень».
  • Совершенствование звукопроизношения и интонационной стороны речи.

   Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации на тему «Сезонные явления» и «Строение листа», гербарий,  лупы, кукла Всезнайка, энциклопедия «Расскажи мне о природе».

Организационный момент 

 - сообщение темы через сюрпризный момент;

 - мотивация в постановке целей и выполнении познавательной деятельности — узнать почему осенью с деревьев опадают листья.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети становятся в игровой части группы кругом, взявшись за руки.

Пальцы обеих рук «здороваются» поочерёдно.

Ответы детей. (Шуршание листьев)

Дети играют в игру, хлопают, когда педагог показывает иллюстрации осенних сезонных явлений.

Ответы детей. (Да, конечно, поможем)

Ответы детей. (Посмотреть в интернете, найти информацию в книгах, понаблюдать за деревьями)

Ответы детей. (Лаборатория)

Дети проходят в учебную часть группы.

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок

Мы живём в родном краю, всех я вас приветствую

- Ребята, послушайте и скажите, что может так звучать?

Раздается шелест листьев

- Правильно, ребята, так шуршат листья. А давайте с вами поиграем в игру, сейчас я вам буду показывать иллюстрации с разными сезонными явлениями, а вы должны будете хлопать, если я показываю осенние явления.

Раздается телефонный звонок

- Ребята, простите, пожалуйста, мне нужно ответить на звонок.

Воспитатель беседует по телефон с Всезнайкой

- Алло, здравствуй Всезнайка. Какая беда? Подождите, не торопись, пожалуйста, я тебя не понимаю. Так, давай по порядку. У тебя  пропали материалы по осеннему явлению «Листопад»? А чем могу помочь Вам я? Я занята, меня ребята ждут… Ну не знаю сейчас, спрошу.

- Ребят, мы сможем помочь и узнать для Всезнайки почему осенью листья опадают с деревьев?

Воспитатель, после ответов детей, продолжает диалог по телефону

- Всезнайка , мы с ребятами сможем тебе помочь. Жди от нас подробного отчета. Всего хорошего, до свидания!

- Ребята, вы большие молодцы, что решили помочь. Давайте мы с вами превратимся в сыщиков и узнаем ответ на этот вопрос.

- Всезнайка работает в помещении, где много приборов для экспериментов, это помещение называется Лаборатория . Вы запомнили это слово.Вот и в нашей группе развернется самая настоящая лаборатория, мне как раз пришло сообщения, что Всезнайка решил нам помочь, и прислал нам настоящие лупы, для изучения.

Игра-тренинг «Приветствие»

Предположения детей

Игра «Приметы осени»

Сюрпризный момент

Мотивация

Предположения детей

Основная часть занятия

Данный этап предполагает:

- решение образовательных задач: расширение представлений о природном явлении – листопад, расширение и активизация словаря по теме «Осень», развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания и памяти, формирование у дошкольников положительного отношения и интереса к природе и ее явлениям;

- индивидуальная работа с детьми проходит в процессе самостоятельной работы детей;

- внимание и интерес детей к новому материалу оценивается через их участие в общей деятельности, в правильности и полноте ответов, в умении не отвлекаться от работы и закончить работу;

- практическая деятельность детей организована подгруппами с учетом индивидуальных особенностей детей.

- мотивирование (стимулирование) речевой, познавательной активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания педагогом осуществляется через проблемные вопросы и ситуации, требующие нового решения: «нужно помочь учёному»;

- снижение и утомление детей регулируется динамической паузой.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Ответы детей. (Да, замечали)

Дети встают со своих мест, образуют круг.

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками

Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка»,

остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Дети выполняют подскоки на месте.

Дети по очереди изучают сухие листья с помощью лупы.

Дети отвечают какие листочки

Отвечают на вопрос о том, какая верхушка у их листа.

Ответы детей. (Ветер)

- Ребята, присаживайтесь и давайте приступим к работе, но для начала я предлагаю послушать вам отрывок из энциклопедии, которую прислал нам Всезнайка: Осенью дерево готовится к зиме, процессы жизнедеятельности затухают. Канальцы, через которые происходит снабжение листа водой, закрываются. Листья сохнут.

- Ребята, вы за замечали, что осенью листья на деревьях меняют цвет и засыхают?

- Предлагаю нам узнать об этом подробнее, но прежде чем, нам приступить к работе с лупами, нужно немного размяться.

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,

Значит, осень к нам спешит.

Какой они формы? Цветом?

- Пощупайте пальчиками, какие листочки?

-Ребята, опавшие листья: сухие, блёклые, лёгкие, поэтому слетают с дерева.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка?

Что помогает листочкам упасть?

Ещё раз вспомним с вами, что во время листопада с деревьев опадают сухие лёгкие листья, которые от недостатка солнечного света желтеют, становятся слабыми и ветер помогает дереву сбросить засохшие листочки.    

  Молодцы! Правильно, листья, которые стали совсем сухими и тонкими, под дуновением ветра срываются с дерева и опадают,

Рассказ воспитателя

Динамическая пауза

Этап осуществления

самостоятельной

работы детьми

Заключительная часть.

  • достижение поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания осуществляется через рефлексивную беседу;
  • определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания позволяет самооценка деятельности детей и их ответы на поставленные педагогом вопросы;
  • педагог реагирует на ситуации, определяющие, что часть детей не освоили новый материал подбадривающей оценкой и построением перспективы узнать или запомнить в скором будущем;
  • педагогом дается косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

 -Ребята, спасибо за помощь в расследовании такого важного дела.

- Ещё раз вспомним с вами, что во время листопада с деревьев опадают сухие лёгкие листья, которые от недостатка солнечного света желтеют, становятся слабыми и ветер помогает дереву сбросить засохшие листочки.                             

.

- Скажите, что нового мы сегодня с вами узнали? Какое осеннее природное явление мы с вами изучали? Почему, ребята, осенью деревья сбрасывают свою листву?

А сейчас я предлагаю вам следующее:

Ребята, которым было на занятии легко, берут листья зеленого цвета, тем у кого возникали трудности я предлагаю взять листья желтого цвета, а ребятам, которым было тяжело берут оранжевые листья. Теперь вы можете прикрепить   свои листочки к нашему дереву.

- Вы, ребята, отзывчивые и очень добрые дети, и сегодня сделали очередное доброе дело. А это осеннее дерево я отошлю в Всезнайке.

Спасибо за Внимание!

Рефлексивная беседа

Прием рефлексии «Дерево успеха»

Плавный выход у

детей из занятия в

самостоятельную

деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе «Листопад-листопад- листья по ветру летят» (коллективная композиция)

Цели: создание коллективной композиции под музыкальное сопровождение; знакомство с техникой обрывной аппликации.Задачи: вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад»; учить...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе :"Лето!Ах,лето!"

Конспект занятия в старшей группе детей на тему лета.Закрепление знаний летних месяцев,природных явлений.Умения кратко составить рассказ о лете.Беседа с детьми о том ,как кто провел лето,что видели,гд...

Занятие по аппликации «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей второй младшей группы

Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Задачи: Развивать умение детей раскладывать готовые формы разного цвета, передавать в поисках удачного размещения и акк...

Конспект занятия во второй младшей группе. Аппликация на тему: "Листопад, листопад, листья по ветру летят"

Конспект занятия во второй младшей группе. Аппликация на тему: "Листопад, листопад, листья по ветру летят"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе Лето. Солнце, жара. Безопасное поведение.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группеЛето. Солнце, жара.Безопасное поведение.  Воспитатель: Саратовская Н.В  Цель: учить детей правилам поведения в жаркие...