Конспект занятия в старшей группе "В гости к городецким мастерам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Устюжина Анастасия Сергеевна

Тема: «В гости к городецким мастерам»

Возрастная группа: старшая

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала

Программное содержание:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла;
  2. Познакомить с основными цветами, использующимися в данной росписи.

Развивающие:

Развивать память, произвольное внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_gorodetskim_masteram._zdr.mir_.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

Тема: «В гости к городецким мастерам»

Возрастная группа: старшая

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала

Программное содержание:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла;
  2. Познакомить с основными цветами, использующимися в данной росписи.

Развивающие:

Развивать память, произвольное внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи

Словарная работа: прялка, лен, веретено, полотно, пряжа, короб.

Оборудование: 

Для детей: рабочие тетради, цветные карандаши.

Для воспитателя: презентация.

Предварительная работа: чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Ход НОД

Этапы, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

Подготовительный этап

Метод:

 Словесный

Прием:

Рассказ

Воспитатель:

-Ребята, сегодня я предлагаю вам вместе с Таней и Ваней отправиться в гости на небольшую реку Узол. (Слайд 1). Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. Что же делали люди из дерева? И дома, и мебель, и посуду, и игрушки, и прялки.

 Дети внимательно слушают воспитателя.

1 мин.

Основной этап

Метод: 

Словесный

Прием: 

Рассказ

Знаете ли вы, что такое прялка? (нет). А я вам сейчас расскажу. (Слайд 2).

В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому, готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили её этому с малых лет. Мать учила дочек. Дочери пели и повторяли движения матери.

    Физминутка:

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Я и сеяла, приговаривала,

Чеботами приколачивала:

— Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький

ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен!

- Осенью выходили женщины в поле и дергали лен (слайд 3). Много было с ним хлопот, и в конце концов превращался он в пряжу (слайд 4), мягкую и шелковистую.

Наступала зима. (Слайд 5). Собирались женщины со всего села в одну избу (слайд 6), чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли именно зимой? Во-первых, к этому времени поспевал лен, во-вторых, летом на это не было времени: очень много работы было на огороде, в поле, в саду.

Помните слова из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»? (слайд 7)

— Кто ее написал? (А.С. Пушкин)

— Как она называется? (Сказка о царе Салтане)

Сидели девицы, держали в левой руке веретено и крутили его между пальцами. (слайд 8).

Веретено — это гладкая с заостренными концами палочка.

И крутилось, и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, песни пели или старые бабушкины сказки рассказывали.

- Ближе к весне из ниток начинали ткать полотно (слайд 9). Каждой девушке полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовой тканью было еще много хлопот.

Зимой ткань расстилали на снегу и морозили. (Слайд 10). Весной раскладывали на травке, на солнышке и сбрызгивали водой, и превращалась она из серой в белую. (Слайд 11).

Как видите, прялки были совершенно необходимы в каждом доме. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом.

Скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. (слайд 12).

Считалось, что каждая вещь должна быть красивой, радовать глаз.

Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялка часто переходила по наследству — от матери или бабушки.

- Что же представляет из себя прялка? (слайд 13)

Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью. К внутренней стороне лопасти привязывали пряжу, которая полностью ее закрывала. Поэтому внутреннюю сторону лопасти почти не расписывали. Наружную сторону всегда тщательно украшали. Когда на прялке не работали, ее расписанную часть вешали на стену, как украшение.

- Городецкие мастера украшали не только прялки, с них все только началось. Со временем мастера, этого района, изготавливали и расписывали короба (слайд 14), детские деревянные игрушки (слайд 15) - коней, птиц, упряжки, разделочные доски, (слайд 16) расписывали блюда, тарелки, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота (слайд 17).

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета, иногда добавляют еще черный и зеленый. (слайд 18).

- Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой. (слайд 19).

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли городецких мастеров и раскрасить разделочную доску.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.

Выполняют физминутку.

Внимательно слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы, просматривают слайды.

Раскрашиваю иллюстрации в рабочих тетрадях, используя только цвета, характерные для городецкой росписи.

23 мин.

Заключительный этап

-Ребята, понравилось ли вам побывать в гостях?

-У кого в гостях мы сегодня были?

-Какие цвета использовали для росписи городецкие мастера?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вк...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14844977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель: Знакомство с народным промыслом Городца.Программные зада...

Конспект занятия в старшей группе по декоративному рисованию «Выставка для мам» (по мотивам городецкой росписи).

Скоро праздник 8 Марта, наши мамы попросили воспитателей  организовать выставку с изделиями городецкой росписи.  Дети отправляются на ярмарку, чтобы приобрести там изделия городецких мастеро...

Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...

"Городецкая роспись" Конспект занятия в старшей группе

Занятие в рамках проекта "Народные промыслы"...

конспект занятия в старшей группе по рисованию "Знакомство с городецким промыслом"

конспект занятия в старшей группе по рисованию "Знакомство с городецким промыслом"...