Конспект ООД по познавательно-исследовательская деятельности «Воздух — невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Голишникова Марина Владимировна

Программное содержание:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- расширять знания о воздухе (постоянно нас окружает, легче воды, не имеет запаха, может двигаться, имеет вес);

-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой;

- рассказать о значении воздуха в жизни человека.

Материал: игрушка Петрушка; ширма; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); спасательные нарукавники; таз с водой; стакан; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; чеснок; чеснокодавилка; веера по количеству детей; песочные часы; воздушные шары по количеству детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_vozduh-nevedimka.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «детский сад № 19 «Мечта» Моргаушского района

Конспект ООД

Познавательно – исследовательская

деятельность.

«Воздух – невидимка»

Средняя группа

Воспитатель: Голишникова

Марина Владимировна

2013 г.

Программное содержание:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- расширять знания о воздухе (постоянно нас окружает, легче воды, не имеет запаха, может двигаться, имеет вес);

-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой;

- рассказать о значении воздуха в жизни человека.

Материал: игрушка Петрушка; ширма; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); спасательные нарукавники; таз с водой; стакан; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; чеснок; чеснокодавилка; веера по количеству детей; песочные часы; воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Детивоздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые.

Петрушка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Петрушка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

ДетиВоздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Петрушка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Петрушка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Петрушка: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт№1 С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: в нем нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Петрушка!

ВыводВоздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Петрушка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздухВоздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт№2 Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем таз с водой и стакан, к дну которого, на пластилин прикрепляем салфетку. Опустим в таз перевернутый стакан вверх дном. Стакан всплывает. Ребята, почему стакан всплыл? А замочили ли мы салфетку? Что же не дало воде войти в стакан?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Петрушка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать?

Воспитатель: Конечно, Петрушка, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Петрушка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!

Опыт №3 Камень.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим (достает камень и опускает в воду). Что мы видим в воде?

Дети: Из камня выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

ДетиВоздух!

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ – переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг к другу)

Фартук – друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил (шаг на месте).

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Петрушка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт№4 Воздух в человеке.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Петрушка: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Петрушка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Петрушка! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт№5 «Не дышу».

Воспитатель ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Петрушка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: в лицо дует ветерок.

Петрушка: Ой, спасибо! Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт №6 «Имеет ли воздух вес».

Воспитатель берет в руки воздушный шар.

Воспитатель: Что у меня в руках? Почему он так называется?

ДетиВоздушный шар надувают воздухом.

Воспитатель: Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Дети: Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Петрушка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух«поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха невозможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер – движение воздуха;

воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

Воспитатель: Петрушка, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Петрушка: Я тут (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям все, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдем на улицу – дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка"

Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся  устанавливать причинно-следственные связи  и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендова...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух-невидимка»Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что ...