Конспект ООД по познавательно-исследовательская деятельности «Воздух — невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- расширять знания о воздухе (постоянно нас окружает, легче воды, не имеет запаха, может двигаться, имеет вес);
-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- рассказать о значении воздуха в жизни человека.
Материал: игрушка Петрушка; ширма; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); спасательные нарукавники; таз с водой; стакан; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; чеснок; чеснокодавилка; веера по количеству детей; песочные часы; воздушные шары по количеству детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_vozduh-nevedimka.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад № 19 «Мечта» Моргаушского района
Конспект ООД
Познавательно – исследовательская
деятельность.
«Воздух – невидимка»
Средняя группа
Воспитатель: Голишникова
Марина Владимировна
2013 г.
Программное содержание:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- расширять знания о воздухе (постоянно нас окружает, легче воды, не имеет запаха, может двигаться, имеет вес);
-познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- рассказать о значении воздуха в жизни человека.
Материал: игрушка Петрушка; ширма; полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); спасательные нарукавники; таз с водой; стакан; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей; чеснок; чеснокодавилка; веера по количеству детей; песочные часы; воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Дети: воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые.
Петрушка, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Петрушка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Петрушка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Петрушка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Петрушка: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт№1 С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: в нем нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Петрушка!
Вывод: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Петрушка: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт№2 Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем таз с водой и стакан, к дну которого, на пластилин прикрепляем салфетку. Опустим в таз перевернутый стакан вверх дном. Стакан всплывает. Ребята, почему стакан всплыл? А замочили ли мы салфетку? Что же не дало воде войти в стакан?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Петрушка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать?
Воспитатель: Конечно, Петрушка, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Петрушка: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!
Опыт №3 Камень.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим (достает камень и опускает в воду). Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ – переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг к другу)
Фартук – друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил (шаг на месте).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Петрушка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт№4 Воздух в человеке.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Петрушка: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Петрушка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Петрушка! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт№5 «Не дышу».
Воспитатель ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Петрушка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: в лицо дует ветерок.
Петрушка: Ой, спасибо! Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт №6 «Имеет ли воздух вес».
Воспитатель берет в руки воздушный шар.
Воспитатель: Что у меня в руках? Почему он так называется?
Дети: Воздушный шар надувают воздухом.
Воспитатель: Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Дети: Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Петрушка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха невозможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер – движение воздуха;
- воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.
Воспитатель: Петрушка, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Петрушка: Я тут (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям все, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдем на улицу – дышать свежим воздухом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка"
Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендова...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух-невидимка»Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что ...