Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воропай елена Ивановна

Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся  устанавливать причинно-следственные связи  и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендован для воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8527b3115dfa17369d76da21c5e13f2f.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Воздух-невидимка?»

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется), уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле.

Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

Коррекционные: поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться, активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

 -  беседы «Воздух на Земле».

 -  дидактические игры: «Отвечай быстро», «Да - Нет».

 -  эксперименты «Свойства воздуха».

  - консультация для родителей «Занимательные эксперименты».

 Оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктейльные трубочки, пластмассовые стаканчики на каждого ребёнка,  баночки с плотными крышками, мелкие камушки на каждого ребёнка, 2 больших таза, горячая вода в термосе, 1 пустая пластиковая бутылка, пиктограммы, шапочки  ученых на каждого ребёнка, воздушные шарики; палка (60 см.), презентация «Значение воздуха»

Словарная работа: молекула, лаборатория.

Методы: малоподвижные игры, создание проблемных ситуаций, эксперименты, наблюдения, комментированный анализ, проблемная беседа,  прослушивание звуков природы, просмотр презентации, релаксация.

Интеграция: познание, музыка, развитие речи, физическое развитие.

В.:  Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение. Попробуйте угадать почему?

Дети высказывают свои предположения.

В.: У меня прекрасное настроение, потому что я рада  видеть  вас и гостей. Я хочу передать  вам своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и передайте им своё хорошее настроение.

Сегодня мне подарили букет воздушных шариков. И этот подарок натолкнул  меня на мысль провести   с вами некоторые исследования.  Вы любите исследовать, делать какие-то открытия?

Д.: да.

А  исследовать будем загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте что это?
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём. 
Д.: Воздух. 

В.: Итак, вы готовы узнавать новое и интересное о воздухе?

Д.: Да.

В.: А как называют людей, которые занимаются исследованиями?

Д.: Учёные.

В.: Совершенно верно. Оденьте шапочки. Теперь вы настоящие учёные. Ваша задача - получить как можно больше новых сведений о воздухе. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.

В.: Для начала вспомним, что мы знаем о воздухе?

Д.: Воздух невидим, не имеет цвета, вкуса, запаха.

 (Пиктограмма с полученной информацией выставляется на магнитной доске)

В.: Ребята, а действительно ли существует воздух? Может его придумали?

Предположения детей.

В.: Докажем это. Кто ищет, тот всегда найдёт ответ даже на самый трудный вопрос!

В.: Я приглашаю вас в лабораторию.

Дети вместе с воспитателем под музыку проходят в лабораторию для проведения экспериментов и усаживаются за столы.

В.: Чем занимаются учёные в лаборатории?

Д.: Проводят опыты, эксперементы.

Эксперимент 1.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нём?
Д.: (он пустой).
В.: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, что я делаю: «раз, два, три — замри» (закрывает пакет, в нём воздух)

В.: Что произошло с пакетом?
Д.: (ответы детей)

В.: Кому  я сказала «Замри»?
В.: Теперь вы попробуйте, поймайте в пакетик воздух. Приговаривайте волшебные слова. Получилось? На что стал похож пакет?
В.:. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух на свободу. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д.: (ответы детей)
 

В.: А какие предметы ещё можно наполнить воздухом?  (шарик,  автомобильные шины, спасательный круг, подушку  безопасности).

В.: Для чего это делают?

 Д.:

В.: Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

ВЫВОД:
Д.: Воздух не имеет формы, он упругий.

Игра с упаковочным материалом из целофана.

В.: Возьмите коврики. Из чего они сделаны? Потрогайте,  какие они на ощупь. Что в пузырьках?

Где вы встречались с таким ковриками? Для чего они нужны?

Прижмите пузырьки. Что происходит. Почему?

Дети лопают пузырьки.

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д.: (ответы).
В.: А давайте проверим!

Эксперимент 2

В.: Давайте подуем в трубочку,  опущенную в стакан с водой  и  посмотрим, что произойдёт.
Д.: Выходят пузырьки.
В.: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Д.:(ответы)

ВЫВОД: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.

Воспитатель: А есть ли воздух в камнях?

Д.: (ответы)

Дети путём  эксперимента проверяют свои предположения  (опускают камень в стакан с водой и делают вывод)

Вывод: Воздух не только вокруг нас, но и в окружающих нас  предметах.

 (Пиктограмма с полученной  информацией выставляется на магнитной доске)

В.: Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес? Давайте проверим.

Эксперимент 3

К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываются два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.

В.: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?

Д.: Шары весят одинаково. В.: А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети высказывают предположения.

В.: Давайте проверим (прокалывает один из шаров).

Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.

В.: Почему изменилось положение весов?

Д.: Шарик без воздуха стал более легким.

В.: Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?

Дети предполагают.

Воспитатель проверяет предположение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается. 

В.: Что же произошло?

Дети высказывают предположения.

Вывод:  Надутый шарик весит больше, чем тот из которого выпустили воздух,  значит воздух имеет вес.

(Пиктограмма с полученной  информацией выставляется на магнитной доске)

В.: А знаете ли вы, какой воздух легче  теплый или холодный? Почему? Хотите узнать? У меня есть волшебный сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открываем, смотрим шарик, бутылочка).

Эксперимент 4

На пустую, охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик.
Ставят бутылку в миску с горячей водой. Шарик надувается. Затем бутылку ставят в тазик с холодной водой, шарик сдувается.

Воспитатель даёт возможность поразмышлять, поспорить, сделать выводы, затем объясняет разгадку эксперимента.
Мы с вами увидели, что шарик надувается. Как же мы надули шарик,  не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш фокус с самого начала. Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Воздух состоит из очень маленьких частиц-молекул (рисую на доске). Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться (предлагаю детям изобразить молекулы воздуха). А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше (дети изображают, как молекулы расходятся). Так  произошло и с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали нагревать бутылку, то воздух в ней тоже стал нагреваться.  Молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик. А когда в холодную воду поставили, то молекулы сжимались и убегали из шарика, воздух стал тяжелым.

 Какой же можно сделать вывод?

Д.: Теплый воздух легче, чем холодный.

В.: Давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
Д.: Баночки.

В.: Посмотрите, а в них что – нибудь есть?

Д.: В них нет ничего кроме воздуха.

Дети делятся на 2 группы, каждая берёт баночку.
В.: Понюхайте, чем пахнет воздух в баночках?

Д. (апельсином, чесноком)
В.: Как вы думаете, почему обе баночки  пусты, а пахнут по – разному.
Д.: (ответы).
ВЫВОД:
Собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Но он умеет присваивать чужие запахи.

В.: Кому это свойство помогает? (собакам отыскать след врага,  человеку услышать неприятный запах, угрожающий здоровью)

Игра «Сыщики»

Воспитатель предлагает  по запаху определить в какой из трёх баночек находился лимон.

 (Пиктограмма с полученной информацией выставляется на магнитной доске)  

В.: Ребята Где еще мы можем найти информацию о воздухе?

Д.: В компьютере.

Просмотр презентации «Зачем нужен воздух»

Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары загрязняют его.

Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

Вывод:

 Дети. Воздух надо беречь.

Воспитатель: А сейчас мысленно перенесёмся в лес. Звучит спокойная музыка, идёт показ слайда с изображением леса).

В.: Какой в лесу воздух?

Д.: Чистый, прозрачный, свежий, прохладный.

Релаксация.

Наступило время научного доклада.

Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию ученого. Опираясь на пиктограммы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.

 Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить? (Дети высказываются.)

 О чем или о ком еще вы хотели бы узнать в следующий раз?

Воспитатель: До новых встреч в лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....