Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka_2016.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №5 «УЛЫБКА»
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности
На тему: «Воздух - невидимка»
Подготовительная группа.
Составила и провела:
Воспитатель гр№9
Набатникова Н.В.
г.Видное 2016
Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах, его значимости в жизни человека, животных и растений.
Задачи:
- Познавательные:
- Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами и ролью в жизни человека.
- Дать детям знания о том, что воздух условие жизни всех живых существ на земле.
- Опытническим путем закрепить знания о свойствах воздуха.
2. Развивающие:
- Продолжать развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление.
- Развивать умение делать выводы.
- Развивать связную речь.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
4. Здоровьесберегающие:
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- Соблюдать режим охраны зрения.
- Чередовать статические и динамические задания.
5. Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, дыхание.
- Корригировать и развивать мыслительную деятельность (выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей).
Используемый материал:
- демонстрационный: карточки- схемы, большие модели аквариумов с кармашками, набор коробочек «Угадай по запаху», музыкальные инструменты, пустые пластиковые бутылки, таз с водой, надувные мячи и круги, глобус .
- раздаточный: фартуки, коктейльные трубочки, игрушки-вертушки, воздушные шары, мыльная подкрашенная вода, бумага для акварели, салфетки.
Подготовительная работа:
- Экскурсия в экологическую лабораторию детского сада.
- Чтение произведений: Л.Н.Толстого «Ветер», «Земля», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», Н.А.Рыжовой «Экологические сказки».
- Рассматривание иллюстраций: «Каким бывает ветер».
- Систематические игры и упражнения с карточками-схемами.
- Рисование струей воздуха.
- Ежедневное проведение дыхательной гимнастики.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми заходят в лабораторию и встречают там Незнайку.
Незнайка: Здравствуйте, а вот и я.
В гости к вам пришел, друзья.
Вы меня узнали?
Дети: Да. Ты – Незнайка.
Незнайка: В группу к вам принес письмо
Очень странное оно.
Воспитатель (открывает конверт)
В нем не цифры, не буквы, не галочки,
А какие-то чудо-карточки.
Очень просит нас Знайка,
Чтоб мы помогли Незнайке.
«Расскажите ему про газ,
Что окутывает вас.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него вы жить не сможете!»
Дети, о чем мы должны рассказать Незнайке?
Дети: о воздухе.
Воспитатель: Чтоб помочь Незнайке про воздух узнать,
Будем вместе с ним играть:
Ставить опыты, наблюдать,
Делать выводы и запоминать.
(Дети одевают фартуки)
Воспитатель показывает на карточку с изображением глаза:
Как ты думаешь, Незнайка, что она означает?
Незнайка: воздух можно видеть.
Дети: Мы не поверим, пока не проверим.
Воспитатель предлагает детям проделать опыты:
- Наполнить полиэтиленовый пакет воздухом, попробовать сжать его.
- Сравнить две пустые пластиковые бутылки: одна открытая, другая закрытая.
Дети: Невозможно сжать, потому что там воздух, он сопротивляется.
(Выпускают воздух из пакета и из бутылки)
Воспитатель: Ну, заметили, какой воздух? Какой сделаем вывод?
Дети: воздух невидимый, прозрачный и бесцветный.
(Зачеркивают изображение глаза)
Незнайка (показывает на карточку, где изображен нос):
Ну и что, зато его можно почувствовать, то он пахнет булочками, красками, цветами.
Дети: Мы не поверим, пока не проверим.
Воспитатель: Быстро, дети в круг вставайте,
И глаза все закрывайте.
Вы принюхайтесь, не скучайте, что за запах – отвечайте!
Проводится игра: «Угадай по запаху».
Воспитатель: Какой сделаем вывод? Имеет ли воздух собственный запах?
Дети: Воздух не имеет собственного запаха, пахнут предметы, продукты, море, цветы.
(Воспитатель предлагает зачеркнуть изображение носа.)
Незнайка (показывает следующую карточку – геометрические формы):
Зато я знаю, что воздух круглый.
Дети: Мы не поверим, пока не проверим.
Воспитатель: давайте попробуем поместить воздух в предметы разной формы. (Дети достают из кармашка: воздушные шары, мыльные пузыри, дуют). Обратите внимание на предметы у нас в лаборатории.
Дети называют надувные предметы: мяч, плавательный круг, шина, надувная квадратная подушка и т.д.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух не имеет форму, он заполняет все пространство.
(Зачеркивается карточка с изображением геометрических форм)
Незнайка: Зато воздух можно услышать (показывает на следующую карточку).
Дети: Мы не поверим, пока не проверим!
Воспитатель предлагает взять из кармашков духовые музыкальные инструменты и подуть в них.
Воспитатель: Что случилось с воздухом? Почему инструменты зазвучали?
Дети: В них попала струя воздуха и они зазвучали. Воздух движется.
Воспитатель: Как можно назвать движение воздуха?
Дети: Ветер, ветерок.
Воспитатель: Каким бывает ветер?
Дети: Спокойным, легким, сильным, порывистым.
Воспитатель: И, правда, поэты по-разному описывают ветер:
«Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаю туч…» или
«Ветер по морю гуляет
И кораблик погоняет…»
Какой мы сделаем вывод?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Незнайка (смотрит на следующую карточку, с изображением мельницы):
Я знаю, что означает эта карточка, у меня даже есть такая игрушка-вертушка.
Воспитатель: Ты прав, Незнайка, люди уже давно используют движение воздуха, придумывают игрушки для детей: вертушки, язычки, воздушные змеи. А как придумали люди использовать движение воздуха в быту (показывает на бытовые приборы: фен, пылесос, насос, мельницу и т.д.) ? А в природе?
Незнайка: Не знаю.
Дети: Люди придумали пылесос, фен, вентилятор, насос, в них воздух движется и получается ветерок, который нам помогает.
Незнайка: Как много я узнал сегодня!
Воспитатель: Давайте еще раз расскажем Незнайке о свойствах воздуха, используя карточки, только не забывайте наше правило:
Чтобы собеседника вдруг не потерять,
Надо его выслушать, не перебивать!
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет собственного запаха.
Не имеет формы. Ветер – движение воздуха.
Незнайка: Кому он нужен?
Дети с воспитателем:
Воздух по всюду, мы им дышим (крутят руками, подносят руки к груди, вздыхают, выдыхают).
Без дыханья жизни нет (грозят пальцем).
Без дыханья меркнет свет (закрывают ладонями глаза).
Дышат звери (изображают руками ушки),
Птицы (изображают размах крыльев),
И цветы (ладони складывают в бутон).
Дышат он, и я, и ты (показывают на соседа, на себя, на Незнайку).
Незнайка: Я сегодня столько узнал, вот спасибо.
Воспитатель: Нам тоже понравилось с тобой играть и воздух изучать, и дети хотят тебе сделать сюрприз – нарисовать картину струей воздуха (достает из кармашка коктейльные трубочки, раздает детям).
Незнайка: Нарисовать? Я не поверю, пока не проверю.
Дети садятся за столы, воспитатель напоминает действия:
Я беру краску на кисточку и капаю на лист, затем беру трубочку и дую на «лужицу».
Дети выполняют и дарят рисунки Незнайке.
Незнайка: Вот спасибо, детвора,
До встречи, в сказку мне пора!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
- Шорыгина Т.А. Путешествия в мир природы. – М: «Издательство Гном и Д», 2011.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Веракса Н.Е. Галимов О.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»
Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...
мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....
«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...
Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"
Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...
алгоритм проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста (для использования педагогом)
Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...
Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...
Тематический контроль в ДОУ "Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности с воспитанниками в процессе ознакомления с окружающим миром"
Цель: провести анализ оргнаизации работы в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности детей....