Конспект ОД в старшей группе компенсирующей направленности : «Пресноводные рыбы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Расширение представлений детей о пресноводных рыбах.
Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе компенсирующей направленности
МБДОУ №2 «Дюймовочка».
Воспитатель: Пинская Ирина Николаевна
Тема: «Пресноводные рыбы»
Цель: Расширение представлений детей о рыбах.
Задачи: коррекционно-образовательные:
Закреплять представления детей о пресноводных рыбах (их внешнем виде, местах обитания; образе жизни);
Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде.
Обогащать словарный запас детей, закреплять навыки словообразования, совершенствовать грамматический строй речи.
коррекционно-развивающие:
Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Развивать речевой слух, мышление, связную речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику;
Развивать социальную и нравственную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Формировать умение самостоятельно выполнять задания;
Развивать умение читать схему-карту и ориентироваться в пространстве группы.
Развивать зрительное и слуховое восприятие; внимание.
коррекционно-воспитательная:
Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей, любовь и уважительное отношение к природе.
Воспитывать у детей желание и умение слушать товарища; умение работать сообща;
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; чувства ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;
Оборудование: электронная презентация «Пресноводные рыбы», детские энциклопедии, кейс с чешуей рыбы; увеличительные стекла, мнемотаблица, предметные картинки рыб, разрезные картинки, мяч, материал к игре «Найди две одинаковые рыбки».
Предварительная работа: Просмотр виртуальных экскурсий и презентаций по теме «Пресноводные рыбы», мультфильмов «Сказка о золотой рыбке», «Лунтик», «Осторожно щука» и др., чтение рассказов, сказок, стихотворений, отгадывание загадок о рыбах.
Ожидаемый результат: дети смогут
- узнавать и называть пресноводных рыб по внешнему виду, местах обитания, образу жизни;
- называть особенности внешнего вида рыб, позволяющие им приспособиться к жизни в водной среде;
- смогут ответить на вопрос «Зачем рыбе чешуя?», «Как чешуя помогает рыбам стать невидимыми?»
- смогут самостоятельно решать проблемную ситуацию, используя процесс экспериментирования;
- смогут по схеме-карте находить сюрприз,
- научатся слушать товарища, грамотно излагать свои мысли, работать сообща.
Ход мероприятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли к нам посмотреть, как мы занимаемся.
Настрой на успешную деятельность (в кругу):
Мы за руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся:
Вот так, вот так.
Мы не будем ссориться,
Будем мы дружить,
ручками своими
всех друзей любить.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?
Дети: вот какая- то шкатулочка, сумочка, кейс…
Воспитатель: - какой замечательный кейс у нас появился,… чей это кейс? Давайте посмотрим, что там внутри…
Дети находят тарелочку с чешуйками.
Воспитатель: Что это ребята? Пройдите за стол, рассмотрите эти пластинки при помощи лупы. Опишите, какие они?
Опыт 1. Дети обследуют чешую рыбы (трогают, гладят, нюхают, испытывают на прочность надавливанием)
Дети: Пластинки круглые, гибкие и твердые, гладкие, прозрачные. Это чешуя.
Воспитатель: Чья это чешуя? (рыбья). Ребята, вы хотите задать вопрос, и узнать что то?
Дети: Зачем рыбам чешуя? Как чешуя помогает рыбам?
Воспитатель: а вы сами как думаете, зачем? Давайте порассуждаем (для красоты, чтобы не мерзнуть, чтобы не намокать, чтобы быстро плавать и др.)
Гипотеза: возможно,
- чешуя украшает рыбу;
- чешуя не позволяет телу рыбы намокнуть и поэтому они не тонут.
- чешуя помогает рыбам плавать в воде;
- чешуя защищает рыб от врагов;
Воспитатель: если мы не знаем ответа, то где мы можем найти ответ, или узнать?
Дети: Мы можем спросить у мамы, у папы, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, посмотреть в интернете.
Воспитатель: но сначала давайте подготовимся:
Воспитатель: Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Дети встают в круг и выполняют упражнения.
Воспитатель: Давайте, ребята, вытянем сомкнутые губы вперёд, как рыбки.
1.Упр. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд. («Хоботок»)
Воспитатель: Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт.
Воспитатель: Ребята, как рыбки разговаривают?
2. Упр. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Воспитатель: Щука — хищная, зубастая,
Для лещей, плотвы опасная.
3. Упр. «Щука» — показать зубы, оскалиться. («Заборчик»)
Воспитатель: Лещ, плотва хвостом вильнули
И от щуки увильнули.
4. Упр. «Часики»
Воспитатель: Рыбки спрятались на дне
Не увидишь, кто и где!
5. Упр. «Язычок в домике»
Воспитатель: Молодцы, ребята, размяли наш язычок.
Воспитатель: Давайте обсудим и определим алгоритм действий.… Итак, мы хотим узнать «Чешуя нужна рыбе для красоты? Или чтобы не мерзнуть? Или чтобы не намокнуть и не утонуть, или чтобы быстро плавать?». Чтобы вы ничего не забыли, чтобы легче было рассказывать, я приготовила для вас схему-модель составления рассказа о чешуе (рассматривают схему).
Здесь у нас нет мамы и папы, чтобы спросить, у кого же мы спросим? Правильно, у нас есть гости, и они нам помогут. Сейчас вы пройдете к гостям и узнаете ответ на ваш вопрос. Слушайте внимательно, делайте отметки в мнемотаблице и потом расскажете все, о чем узнали.
Делимся на две команды при помощи фишек, одни с воспитателем ищут ответ в книгах, другие задают вопрос гостям.
- Я даю вам 3 минутки.
По окончании дети возвращаются к воспитателю, садятся на коврик, а желающие рассказывают о том, что узнали.
Воспитатель: Молодцы, вы получили ответ на свой вопрос?
- Но это еще не все! Чешуя помогает рыбе стать более незаметной. Хотите узнать как?
Опыт 2. Дети опускают чешую в тарелочку с водой, после чего чешуя становится прозрачной, что делает рыбу почти невидимой.
Воспитатель: благодаря чешуе рыба может прятаться от врагов. Часто чешуя может быть такой окраски, как окружающая её среда, например, как песок на дне реки. На таком фоне рыбу плохо видно, и она прячется от хищников.
Воспитатель: Сейчас давайте отдохнем и вспомним пальчиковую гимнастику «Рыбка»
Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Рыбка плавает в водице, | Сложить ладони вместе и показать, |
Рыбке весело играть. | как плавает рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Погрозить пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сблизить ладони. |
Рыбка спинку изогнула. | Снова показать, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Сделать хватательное движение |
двумя руками. | |
Рыбка хвостиком махнула, | Снова показать, как плывет рыбка. |
Рыбка быстро уплыла. | |
М. Клокова |
Воспитатель: Давайте назовем части тела рыбы, поиграем в игру «Сложи рыбу», разрезные картинки.
Игра «Сложи рыбу»
Воспитатель: а теперь встаньте в круг, играем в игру. Я называю отличительные признаки животных, а вы - рыб.
Игра «У кого что?
Животное живет на земле – а рыба в воде,
У животного лапы – а у рыбы плавники,
У животного легкие – а у рыбы жабры,
У животного детеныши – а у рыбы мальки.
У животного шерсть - а у рыбы чешуя.
Воспитатель: - Ребята, но не все рыбы имеют чешую. Сейчас Рома расскажет нам о рыбе, у которой нет чешуи. Он с мамой и папой приготовили проект.
Выступление ребенка, представление проекта.
Воспитатель: кроме сома нет чешуи у налима, осетра, камбалы, селедки и др..
Воспитатель: а сейчас поиграем в игру «Дружная семейка» и подберем слова - родственники:
Упражнение «Слова – родственники»
Кто это?
Назовите рыбу ласково?
Как называется человек, который ловит рыбу?
Куда пошел рыбак?
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Чья это голова?
Чей это хвост?
Как называется пирог из рыбы?
Воспитатель: А теперь задание для команд, нужно найти двух одинаковых рыбок.
- Молодцы, вы справились с заданием, и теперь ответьте на вопрос:
- Рыбы – это Хорошо, или Плохо?
Игра «Хорошо – Плохо»
Воспитатель: Ребята, какой же мы сделаем вывод?
- Нужна ли нам рыба?
- как нужно относиться к рыбе, к рекам и озерам, где обитает рыба?
А сейчас у нас сюрприз:
Возьмите карту, где спрятан наш сюрприз и попробуйте найти его…
Дети читают карту (схематическое изображение группы с указанием места, где спрятан сюрприз) и находят сюрприз – мармеладных рыбок.
Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали о рыбах?
Что у вас получилось, или не получалось?
Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Рыбы","Водоемы".
Задачи: 1.Закреплять знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания.2.Активизировать словарь с помощью слов: чешуя, плавники, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.3. Упра...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Рыбы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рыбы»Задачи: Закреплять представления детей о рыбах; учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, ры...
Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы»
Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;Задачи:Образовательные:1. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские,...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Водоемы»
Цель: Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:1.Закреплять знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания.2.Активизировать с...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы» Составила: воспитатель Ставицкая М.В....