Познавательная беседа-презентация "Почтальоны Великой отечественной войны.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
После прочтения стихов и рассказов о Великой Отечественной войне большой эмоциональный отклик у детей был на стихотворение Татьяны Чернавской "Нюрка-почтальонка". Во время войны на плечи подростков выпала доля почтальонов. Нужно было сообщать и вести о гибели солдата, и радость о возращении героев. Приходилось видеть слезы радости и горя. В беседе даны рассказы о почтальонах, стихи, наглядные картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_beseda_pochtalony_vov.docx | 692.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная беседа-презентация «Почтальоны Великой Отечественной войны»
Татьяна Чернавская.
Почтальонка Нюрка.
Ей пятнадцати нет -девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам –картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях –старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные –похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя –Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
А вот так писали письма с фронта.
Сколько радости они приносили домой!
На фото: юные почтальоны блокадного Ленинграда.
Письма продолжали доставляться даже во время блокады Ленинграда и осаждения Севастополя.
Полевая почта не прекращала свою работу, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы. Корреспонденцию привозили на санках, телегах и даже просто переносили в руках.
Перебирали и сортировали полученную корреспонденцию не только в землянках и шалашах, а даже просто на земле или поляне в лесу. Очень часто приходилось доставлять письма адресатам, пробираясь ползком под пулеметной очередью, проходя через минные поля.
Главной целью было доставить письма от родных солдатам в окопы, а документы – командирам в блиндажи. Именно новости из родного дома давали бойцам силы и дальше защищать свою Родину.
Приходили письмо с горьким извещением- о гибели солдата.
Сколько страшных слов и проклятий выслушали маленькие почтальоны в деревнях и городах. Ведь ими были дети 10-11 лет.
Прочитайте рассказ.
Роксана Ланд.
Почтальонка.
Ленка аккуратно сложила почту в большую сумку, взвесила на
руке - тяжёлая - с некоторым трудом перекинула через плечо и двинулась по улице в сторону окраины. Вот уже третий месяц она работала почтальоном - разносила письма и газеты в своей деревне и в двух соседних.
Выйдя из городка, девочка сошла с дороги, чтобы срезать путь через
поле. День выдался солнечный, стоял густой запах цветов, в окружающих поле кустах чирикали воробьи - будто и не было войны, а она просто подменила старшую сестру, чтобы та могла сбегать на свидание в соседнюю деревню. На какое-то мгновение ей даже показалось, что сейчас к ней подлетит Маринка, на ходу заплетая косу (не хватало ещё, чтобы мама увидела её с распущенными волосами), заберёт сумку, чмокнет в щёку и весело скажет:
- Спасибо, сестрёнка, ты настоящий друг! Иди теперь, гуляй. Только
мамке ни слова.
Только Маринка вот уже два месяца как ушла на фронт
санинструктором, а перед тем привела на почту четырнадцатилетнюю
Ленку, представив как замену себе.
Работать почтальоном было тяжело, и не потому, что приходилось
вставать чуть свет и топать полтора километра пешком до райцентра,
чтобы забрать газеты и письма, и даже не потому, что сумка была для неё почти неподъёмной. Тяжелее всего было вручать похоронки, особенно односельчанам. Деревня ведь не город - все друг друга знают, и страшно осознавать, что человека, который однажды починил тебе велосипед, помог донести до дома ведро воды или отогнал здоровенного соседского пса, из-за которого ты боялась подойти к колонке, больше нет.
Вот и сегодня... Ленка хорошо помнила здоровенного рыжего Кольку -
дважды второгодника, от которого в своё время не раз приходилось после уроков прятаться в колючих кустах за школой. Как мечтала она тогда, чтобы вредный мальчишка однажды куда-нибудь подевался. А зимой он приписал себе год в свидетельстве и пришёл в военкомат. И вот погиб.
"Как же теперь тётя Валя? - подумала Ленка - Только неделю назад на
дядю Лёшу похоронку получила, а сегодня и Колька..."
За невесёлыми думами Ленка не заметила, как добралась до деревни.
Идя от дома к дому, она отдавала односельчанам газеты и письма, и их
глаза загорались радостью или наоборот, потухали. Вот и тёти Валин дом.
Не поднимая глаз, Ленка протянула казённый конверт.
Женщина не закричала, не заплакала, а схватившись за сердце,
рухнула на землю. Закричала уже Ленка. Прибежали соседки,
засуетились, запричитали, заохали. Низко опустив голову, Ленка
выбралась из толчеи и пошла дальше - люди ждали писем от близких,
воевавших сейчас с врагом.
Придя после работы домой, Ленка упала на кровать, свернулась
клубочком и тихонько заплакала. Такой её и застала вернувшаяся с
фермы мама.
- Что с тобой, доченька? - Встревоженно спросила она. - Что
случилось?
- Колька погиб... - всхлипывая, прошептала Ленка. - Помнишь, как я
его до войны ненавидела?.. Как хотела, чтобы он исчез?.. Тётя Валя в
обморок упала... Как же она теперь совсем одна будет?..
- Не хочу больше почтальонкой работать, - продолжала она, хлюпая
носом. - Страшно... Лучше я в колхоз пойду или на ферму вместе с тобой.
- Решать, конечно, тебе, дочка, - вздохнув, сказала на это мама, - но
Марина, когда на фронт уходила, надеялась, что ты её заменишь. Да и
Колька тот же - на что уж беспутным всегда был, а гляди ж ты, когда
понадобилось, смог жизни не пожалеть. Неужели ты слабее?
Ленка поднялась с кровати, утёрла рукавом лицо и достала из кармана
помятый треугольник.
- Чуть не забыла, мама - от Марины. Давай вместе прочитаем.
Слушая, как мама читает вслух письмо старшей сестры, Ленка думала о
том, что никуда она с почты не уйдёт - не может она показать себя
трусливой и слабой ни перед Мариной, ни перед такими же девчонками,
работающими вместе с ней, ни даже перед памятью некогда ненавистного Кольки.
В благодарность за героический труд и отвагу почтальонам Великой отечественной войны поставлен памятник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....
Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.
Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...
Материалы проекта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Воспитываем патриотов на историческом наследии Великой Отечественной войны"
Включают визитную карточку, план реализации, презентацию проекта...
Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...
Познавательно-творческий проект "Великая Отечественная Война глазами детей"
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим про...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Конспект по образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» посвященный Великой Отечественной войне. (подготовительная группа)
С каджым годом время стирает в памяти события времен ВО войны, когда в тяжелых условиях советский человек отстоял русскую землю. Важно понимать, что память покалений со временем слабеет. У старшего до...