Конспект НОД "Вода - это жизнь!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaynanova_rr_konspekt_nod_voda_-_eto_zhizn.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки», Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Образовательное событие: Вода – это жизнь!»
Автор:
Гайнанова Руфия Равилевна,
воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки» НМР РТ
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Образовательное событие: Вода – это жизнь!»
Интегрируемые образовательные области: | познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие |
Ведущая образовательная деятельность: | познавательное развитие |
Вид: | ФЦКМ (формирование целостности картины мира) |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | познавательная, экспериментально-исследовательская и художественно-творческая (коллективное создание интеллект-карты) деятельность |
Цель: | формирование осознанного отношения дошкольников к воде, как к жизненно важному ресурсу в мире |
Задачи по образовательным областям: | Образовательные: - формирование целостности картины мира путем исследования жизненно важных свойств воды для живой природы. Развивающие: - развивать представления о воде, как составной части живых организмов в ходе экспериментальной деятельности; - развивать творческие способности путем рисования; - продолжать развивать умение действовать в сотворчестве в детском коллективе при создании интеллект-карты. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде, как к важному компоненту природы. |
Методические приемы, в том числе приемы, стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность: | коммуникативный: беседа, обсуждение, работа в коллективе; познавательно-исследовательский: эксперимент с водой; творческий: рисование; работа с интерактивной доской |
Оборудование и материалы: | интерактивная доска; мультимедийная презентация; ватман для интеллект-карты, бумага (8*8) для рисования; атрибуты для рисования и выполнения задания (карандаши, фломастеры, краски и т.п.); клей; ножницы; ёмкость для воды; вода; глобус; графическое изображение: «человек», «животный мир», «растения», «морские обитатели», «вода» |
Предварительная работа: | беседа «Вода в нашей жизни»; работа с родителями: поиск интересных фактов про воду в интернете, детской энциклопедии, научных журналах; создание мультимедийной презентации; подготовка атрибутов для экспериментально-исследовательской деятельности; подготовка материала для интеллект-карты; изготовление задания «Прочитай по первой букве» |
Структура и примерный хронометраж: |
|
Последующая работа: | совместная работа детей и родителей - создание журнала «Вода – это жизнь!» |
Ход непосредственной образовательной деятельности
Этапы работы | |
Вводная часть - определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия: - описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия. | Подгруппа детей садится полукругом возле воспитателя на утренний круг. Проводится беседа по теме образовательного события с целью актуализации знаний и стимулирования к познавательной активности детей. - Ребята, сегодня - 22 марта - Всемирный день водных ресурсов. Как вы понимаете слово «Всемирный»? - Всемирный день означает - по всему миру. - Верно! Как вы думаете, почему уделяют большое внимание воде и в календаре обозначили отдельную дату? - Потому что вода – самая главная в нашей жизни. И наш день, скорей всего, будет посвящен этой теме? - Все верно, ребята. Догадались! |
Основная часть - изложение основных положений нового материала; - описание методов, способствующих решению поставленных задач; - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников; - постановка целей самостоятельной работы для воспитанников; - определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей; - описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников. - описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. | - Какие же интересные факты вы раздобыли о воде? Дети рассказывают интересные факты про воду, которые заранее подготовили из источников интернет либо детской энциклопедии и научных журналов - Замечательно, ребята! Как много интересного вы рассказали друг другу. Подведем итог: судя по вашим сообщениям, кому или чему нужна вода? - Вода нужна человеку, животным, птицам, насекомым, растениям, морским обитателям. - Правильно! А сейчас определим, для чего же вода нужна человеку? - Человеку вода очень нужна для того, чтобы: пить, варить еду, умываться, наводить порядок в помещении, стирать, поливать цветы, купаться, тушить пожары. - Верно, ребята. Вода человеку необходима, ведь большая часть организма состоит из воды. Человек может прожить без еды около двух месяцев, а вот без воды только 3 дня. - Животным, птицам и насекомым вода нужна для того, чтобы они пили, добывали пищу, строили жилища (например, бобры), умывались, охлаждали свое тело во время жары, водоплавающие птицы плавали. - Совершенно верно. Вода животному миру так же необходима, как и человеку. - Морским обитателям вода жизненно важна, потому что без нее они просто погибнут. В воде они живут, размножаются, питаются. - Для растений вода нужна, чтобы они росли, не засыхали и не вяли. Некоторые птицы и насекомые пьют росу, которая скапливается на листьях. Поэтому надо стараться, чтобы не было засухи и растения не погибли. - Замечательно, ребята! А еще известен такой факт, что вода способствует появлению новых деревьев и кустарников, которые растут на берегу речек и озер. Например, обломившаяся ветка ивы плывет по течению реки, пока не попадет во влажную почву. Там ветка укореняется, дает побеги и вырастает молодая ива. Вот почему она растет только возле воды. - Ребята, вы сказали, что вода нужна растениям для роста. А видели ли вы как они «пьют» воду? - Видели, когда мы поливаем цветы, то земля сразу же впитывает ее, значит, корни растений «пьют» воду. - Вы правы, а есть один эксперимент, который тоже показывает, как цветы «пьют» воду, и затем цветут. - Как это происходит? Может, мы вместе проделаем эксперимент? - Вы хотите увидеть это чудо? Хорошо, проделаем его вместе. Для этого нам понадобится шаблон цветка, сделанный из бумаги, карандаш, ножницы, ёмкость и вода. Дети сами рисуют цветок (можно предложить заранее изготовленный шаблон) на листе бумаги, вырезают. Педагог показывает, как сложить лепестки внутрь. Наливают в ёмкость воду, и опускают свои сложенные цветки. Через некоторое время, намокнув, лепестки начинают раскрываться. - Ребята, у всех ли цветки раскрылись? Какой делаем вывод? - Растение растёт и цветёт, благодаря воде. - Совершенно верно! Проделав поучительный эксперимент, вы воочию в этом убедились. Молодцы, ребята! Мы с вами выяснили роль воды в нашей жизни, и делаем вывод, что вода – это жизнь! Она занимает большую часть площади Земли, и мы можем увидеть это на глобусе. Дети исследуют глобус - Ребята, а может ли вода исчезнуть с нашей Земли? - Исчезновение воды возможно, если ее не беречь и загрязнять. Нельзя кидать мусор в реки и озера. Во время очищать от загрязнений. - Нашу планету можем спасти только мы все вместе! - Ребята, вы знаете очень много о воде и ее роли на планете. Как же передать ваши знания детям помладше, друзьям, родителям? - Рассказать, нарисовать рисунки, плакаты, создать журнал из наших рисунков. - Очень интересные идеи! Особенно интересна идея с изготовлением плаката. Создадим интеллект-карту, это будет нашим плакатом. Давайте вместе подумаем над дизайном. Дети предлагают свои варианты, обсуждают вид и содержание, придумывают название - Мы писать не умеем, поэтому наш плакат будет из рисунков, где будет видно, что вода нужна человеку, животному миру, растениям и морским обитателям. Наш плакат будет называться «Вода – это жизнь!» Дети вместе с педагогом изготавливают карту, в центре которой графическое изображение «воды». От «воды» исходит 4 стрелки с графическим изображением «человек», «животный мир», «растения», «морские обитатели» - Ребята, для начала предлагаю просмотреть презентацию о роли воды в нашей жизни. Внимательно посмотрите, чтобы знать, как изобразить в рисунках факты, которые мы обговорили. Дети вместе с педагогом подходят к интерактивной доске для просмотра презентации «Вода – это жизнь!» - Как же нам поступить, чтобы рисунки не повторялись? - Поделиться. - Хорошо, поделитесь на 4 команды, по 2 человека. Дети делятся по желанию - Какая команда, какую из четырех групп будет рисовать, определим по заданию «Прочитай по первой букве». Расшифруйте слово и поймете, кому (чему) нужна вода. Затем на бумаге изобразите, зачем она им нужна и закрепите с помощью клея свою картинку в соответствующее поле на карте. Дети подходят к столам, где разложены карты с заданием на расшифровку слов «брови», «чешуя», «корни», «лапки» - Разгадали? Итак, какие слова у вас получились? Определите свою группу. - «Брови» - человек, «чешуя» - морские обитатели, «корни» - растение, «лапки» - животный мир. Дети приступают к рисованию на бумаге 8*8, изображают роль воды в соответствии с «группой», выпавшей в задании. Закрепляют с помощью клея свою картинку в соответствующее поле на карте. |
Заключительная часть - подведение итогов занятия; - описание положительных действий воспитанников, - определение перспективы полученных знаний. | - Посмотрите, ребята, какая интересная и содержательная интеллект-карта у нас получилась. Вам понравилась наша деятельность и полезна ли она для вас? - Деятельность очень понравилась. Она для нас полезна, мы много узнали, кому (чему) и для чего нужна вода. - Теперь дети помладше, ваши друзья и родители надолго запомнят о роли воды в природе. Так же дома совместно с родителями (братьями, сестрами) можете изготовить журнал «Вода - это жизнь!» |
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 368 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Вода в жизни человека"
. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком ...
Конспект беседы «Гимнастика-жизнь"
Конспект беседы на тему: "Гимнастика-жизн"Конспект для младшей группы...
Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"
Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"...
Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"
Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....
Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....
Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»
Создание условий для формирования знаний детей о строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....
конспект НООД «Вторая жизнь мусора»
Данное занятие расширяет представления об экологических проблемах и способах их устранения. Воспитывает любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к...