Конспект НОД "Вода - это жизнь!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гайнанова Руфия Равилевна

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaynanova_rr_konspekt_nod_voda_-_eto_zhizn.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки», Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан

Конспект  непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы  

«Образовательное событие: Вода – это жизнь!»

Автор:

 Гайнанова Руфия Равилевна,

воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 92 «Ладушки» НМР РТ

Конспект  непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы  «Образовательное событие: Вода – это жизнь!»

Интегрируемые образовательные области:

познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие

Ведущая образовательная деятельность:

познавательное развитие

Вид:

ФЦКМ (формирование целостности картины мира)

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

познавательная, экспериментально-исследовательская и художественно-творческая (коллективное создание интеллект-карты) деятельность

Цель:

формирование осознанного отношения дошкольников к воде, как к жизненно важному ресурсу в мире

Задачи по образовательным областям:

Образовательные:

- формирование целостности картины мира путем исследования жизненно важных свойств воды для живой природы.

Развивающие:

- развивать представления о воде, как составной части живых организмов в ходе экспериментальной деятельности;

- развивать творческие способности путем рисования;

- продолжать развивать умение действовать в сотворчестве в детском коллективе при создании интеллект-карты.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному компоненту природы.

Методические приемы, в том числе приемы, стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность:

коммуникативный: беседа, обсуждение, работа в коллективе;

познавательно-исследовательский: эксперимент с водой;

творческий: рисование;  

работа с интерактивной доской

Оборудование и материалы:

интерактивная доска; мультимедийная презентация; ватман для интеллект-карты, бумага (8*8) для рисования; атрибуты для рисования и выполнения задания (карандаши, фломастеры, краски и т.п.); клей; ножницы; ёмкость для воды; вода; глобус;  графическое изображение: «человек», «животный мир», «растения», «морские обитатели», «вода»

Предварительная работа:

беседа «Вода в нашей жизни»;

работа с родителями: поиск интересных фактов про воду в интернете, детской  энциклопедии, научных журналах;

создание мультимедийной презентации;

подготовка атрибутов для экспериментально-исследовательской деятельности;

подготовка материала для интеллект-карты;

изготовление задания «Прочитай по первой букве»

Структура и примерный хронометраж:

  1. Вводная часть – 2 мин.
  2. Основная часть – 21 мин.
  3. Заключительная часть – 2 мин.

Последующая работа:

совместная работа детей и родителей  - создание журнала «Вода – это жизнь!»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Этапы работы

Вводная часть

 - определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия:

- описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Подгруппа детей садится полукругом возле воспитателя на утренний круг. Проводится беседа по теме образовательного события с целью актуализации знаний и стимулирования к познавательной активности детей.

 - Ребята, сегодня - 22 марта - Всемирный день водных ресурсов. Как вы понимаете слово «Всемирный»?

- Всемирный день означает -  по всему миру.

- Верно! Как вы думаете, почему уделяют большое внимание воде и в календаре обозначили отдельную дату?

- Потому что вода – самая главная в нашей жизни. И наш день,  скорей всего, будет посвящен этой теме?

- Все верно, ребята. Догадались!

Основная часть

- изложение основных положений нового материала;

- описание методов, способствующих решению поставленных задач;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;

- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;

- определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;

- описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных  особенностей воспитанников.

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

- Какие же интересные факты вы раздобыли о воде?

Дети рассказывают интересные факты про воду, которые заранее подготовили из источников интернет либо детской энциклопедии и научных журналов

- Замечательно, ребята! Как много интересного вы рассказали друг другу. Подведем итог: судя по вашим сообщениям,  кому или чему нужна вода?

- Вода нужна человеку, животным, птицам, насекомым,  растениям, морским обитателям.

- Правильно! А сейчас определим, для чего же вода нужна человеку?

- Человеку вода очень нужна для того, чтобы: пить, варить еду, умываться, наводить порядок в помещении, стирать, поливать цветы, купаться, тушить пожары.

- Верно, ребята. Вода человеку необходима, ведь большая часть организма состоит из воды. Человек может прожить без еды около двух месяцев, а вот без воды только 3 дня.

- Животным, птицам и насекомым вода нужна для того, чтобы они пили, добывали пищу, строили жилища (например, бобры), умывались, охлаждали свое тело во время жары, водоплавающие птицы плавали.

- Совершенно верно. Вода животному миру так же необходима, как и человеку.

- Морским обитателям вода жизненно важна, потому что без нее они просто погибнут. В воде они живут, размножаются, питаются.

- Для растений вода нужна, чтобы они росли, не засыхали и не вяли. Некоторые птицы и насекомые пьют росу, которая скапливается на листьях. Поэтому надо стараться, чтобы не было засухи и растения не погибли.

- Замечательно, ребята! А еще известен такой факт, что вода способствует появлению новых деревьев и кустарников, которые растут на берегу речек и озер. Например, обломившаяся ветка ивы плывет по течению реки, пока не попадет во влажную почву. Там ветка укореняется, дает побеги и вырастает молодая ива. Вот почему она растет только возле воды.

- Ребята, вы сказали, что вода нужна растениям для роста. А видели ли вы как они «пьют» воду?

- Видели, когда мы поливаем цветы, то земля сразу же впитывает ее, значит, корни растений «пьют» воду.

- Вы правы, а есть один эксперимент, который тоже показывает, как цветы «пьют» воду, и затем цветут.

- Как это происходит? Может, мы вместе проделаем эксперимент?

- Вы хотите увидеть это чудо? Хорошо, проделаем его вместе. Для этого нам понадобится шаблон цветка, сделанный из бумаги, карандаш, ножницы, ёмкость и вода.

Дети сами рисуют цветок (можно предложить заранее изготовленный шаблон) на листе бумаги, вырезают. Педагог показывает, как сложить лепестки внутрь. Наливают в ёмкость воду, и опускают свои сложенные цветки. Через некоторое время, намокнув, лепестки начинают раскрываться.

- Ребята, у всех ли цветки раскрылись? Какой делаем вывод?

- Растение растёт и цветёт, благодаря воде.

- Совершенно верно! Проделав поучительный эксперимент, вы воочию в этом убедились.  Молодцы, ребята! Мы с вами выяснили роль воды в нашей жизни, и делаем вывод, что вода – это жизнь! Она занимает большую часть площади Земли, и мы можем увидеть это на глобусе.

Дети исследуют глобус

- Ребята, а может ли вода исчезнуть с нашей Земли?

- Исчезновение воды возможно, если ее не беречь и загрязнять. Нельзя кидать мусор в реки и озера. Во время очищать от загрязнений.

- Нашу планету  можем спасти только мы все вместе!

- Ребята, вы знаете очень много о воде и ее роли на планете. Как же передать ваши знания детям помладше, друзьям, родителям?

- Рассказать, нарисовать рисунки, плакаты, создать журнал из наших рисунков.

- Очень интересные идеи! Особенно интересна идея с изготовлением плаката. Создадим интеллект-карту, это будет нашим плакатом. Давайте вместе подумаем над дизайном.

Дети предлагают свои варианты, обсуждают вид и содержание, придумывают название

- Мы писать не умеем, поэтому наш плакат будет из рисунков, где будет видно, что  вода нужна человеку, животному миру, растениям и морским обитателям. Наш плакат будет называться «Вода – это жизнь!»

Дети вместе с педагогом изготавливают карту, в центре которой графическое изображение «воды». От «воды» исходит 4 стрелки с графическим изображением «человек», «животный мир», «растения», «морские обитатели»

- Ребята, для начала предлагаю просмотреть презентацию о роли воды в нашей жизни. Внимательно посмотрите, чтобы знать, как изобразить в рисунках факты, которые мы обговорили.

Дети вместе с педагогом подходят к интерактивной доске для просмотра презентации «Вода – это жизнь!»

- Как же нам поступить, чтобы рисунки не повторялись?

- Поделиться.

- Хорошо, поделитесь на 4 команды, по 2 человека.

Дети делятся по желанию

- Какая команда, какую из четырех групп будет рисовать, определим по заданию «Прочитай по первой букве». Расшифруйте слово и поймете, кому (чему) нужна вода. Затем на бумаге изобразите, зачем она им нужна и закрепите с помощью клея свою картинку  в соответствующее поле на карте.

Дети подходят к столам, где разложены карты с заданием на расшифровку слов «брови», «чешуя», «корни», «лапки»

- Разгадали? Итак, какие слова у вас получились? Определите свою группу.

- «Брови» - человек, «чешуя» - морские обитатели, «корни» - растение, «лапки» - животный мир.

Дети приступают к рисованию на бумаге 8*8, изображают роль воды в соответствии с «группой», выпавшей в задании. Закрепляют с помощью клея свою картинку  в соответствующее поле на карте.

Заключительная часть

- подведение итогов занятия;

- описание положительных действий воспитанников,

 - определение перспективы полученных знаний.

 - Посмотрите, ребята, какая интересная и содержательная интеллект-карта у нас получилась. Вам понравилась наша деятельность и полезна ли она для вас?

- Деятельность очень понравилась. Она для нас полезна, мы много узнали, кому (чему) и для чего нужна вода.

- Теперь дети помладше, ваши друзья и родители надолго запомнят о роли воды в природе. Так же дома совместно с родителями (братьями, сестрами) можете изготовить журнал «Вода  - это жизнь!»

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 368 с.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
  3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Вода в жизни человека"

. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком ...

Конспект беседы «Гимнастика-жизнь"

Конспект беседы на тему: "Гимнастика-жизн"Конспект для младшей группы...

Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"

Конспект дидактической игры "Жизнь в семенах"...

Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"

Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

Конспект занятия: Тема: «:Жизнь растений»

Создание условий для формирования знаний детей о  строении растений, классифицирования растений по трем группам: деревья, кустарники, травы....

конспект НООД «Вторая жизнь мусора»

Данное занятие расширяет представления об экологических проблемах и способах их устранения. Воспитывает любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к...