Экскурсия в русскую избу "Как раньше жили на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Попова Евгения Игоревна

Знакомство детей с русской избой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ka_ranshe_zhili_na_rusi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая экскурсия «Как раньше жили на Руси»

Цель: Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

В группу приходит экскурсовод в русском народном костюме.

Хозяющка: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам, чтобы пригласить в наш музей.

-Кто из вас раньше был в музее? Какие предметы вы там видели?

Что такое музей?

Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем музее тоже много старинных вещей. Сегодня мы пойдем в гости в настоящую русскую избу. Там мы увидим много интересного. Узнаем, как жили наши с вами далекие предки. Прежде чем мы отправимся в избу, давайте вспомним правила поведения в музее: нельзя шуметь и разговаривать в музее, не стоит трогать руками экспонаты и близко подходить к ним, нужно обязательно слушать экскурсовода.  А сейчас идите за мной. (дети идут в музей за экскурсоводом)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём я сейчас буду разговаривать. Отгадайте загадку:

 «Наша толстая Федора
 Наедается не скоро,
 А зато, когда сыта
 От Федоры теплота…» (печь)

Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. В печи даже можно было мыться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. А какую пищу готовили? Кто знает? (ответы детей)

А еще была пословица «щи да каша – пища наша».

 - А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди, Лисичка со скалочкой.)

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Посуда была сделана из дерева, глины, бересты.

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит (Чугунок).

Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала

Ребята, вы только представьте. Этот чугунок принадлежал долгое время одной бабушке. Она любила его и берегла, ухаживала за ним, поэтому он сохранился как новый. А ее внуки отдали нам его в музей.

Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (ухват)

Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
 (Ложка)

- Посмотрите, сколько на нашем столе много ложек. Это по тому, что раньше семьи были очень большими. В одном доме жили несколько поколений: бабушки и дедушки, родители и их дети. Все они собирались за одним большим столом. А на столе всегда стоял….

Выпускает жаркий пар
Древний чайник (Самовар).
Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Раньше принято было садиться у самовара и пить чай .
Внутри самовара находится специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают и кувшин закрывают крышкой.

 

Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце - рушник покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Само название угла “красный” означает “красивый”, “хороший”, “светлый”. 
К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. Очень часто построенную избу святили и в красный угол ставили икону, которая должна была оберегать дом, эту икону нельзя было убирать из дома.
В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя. 

 Какая мебель была в крестьянской избе?
Мебели в избе было немного, – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. В богатых домах можно было увидеть деревянную кровать.

Эту обувь не забыли. 
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят (Лапти).
Лапти – это плетёная обувь, которая крепится к ноге с помощью верёвок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. Для 1 пары лаптей нужно было ободрать 3–4 молодых деревца.

Хозяюшка: Посмотрите, что же это за кукла? Это кукла-оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни. А когда умирал, куклу клали ему в гроб, чтобы она охраняла его в загробной жизни. Кукла не имела глаз, чтобы не сглазить своего хозяина, и у нее не было ног, чтобы она не могла убежать от него. Видите, какой мудрый был наш народ!

- Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали.  Молодцы!

- Я хотела показать вам то, что есть в нашей русской избе. А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины?

- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы все это сделать? А вы готовы сами трудиться?

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект "Как люди жили на Руси"

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор тем...

"Как люди жили на Руси" - итоговое занятие по проекту

Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Закрепить представление об устройстве дома, о народно...

Как люди жили на Руси.

Конспект занятия по краеведению "Как люди жили на Руси"....

Русская изба. Как жили и чем занимались на Руси?

Данная презентация является изложением опыта работы по теме: "Русская изба"....

Конспект НОД для средней группы "Как жили на Руси"

laquo;Никто не сможет стать сыном своего народа, если он не проникся теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утв...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с культурой и традициями русского народа на тему: "Как жили на Руси"

Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Основная цель занятия: формирование нравственно-патриотических качеств личности  через расширение и закрепление  ...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...