Конспект НОД для средней группы "Как жили на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
«Никто не сможет стать сыном своего народа, если он не проникся теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры. Культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.ПроблемаВ настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Мы в своей группе решили познакомить детей с традициями русского народа, изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Как жили на Руси!
Задачи:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
-Познакомить детей с убранством русской избы, с особенностями жизнедеятельности людей на Руси;
-Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать память, речь, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
-Способствовать развитию физической активности детей. Обогащать словарь;
- Воспитывать уважение и любовь к родному краю, к русской народной культуре и традициям;
Материалы и оборудование: проектор, презентация «Как жили на Руси», иллюстрации к дидактической игре «Что раньше – что сейчас», печка, самовар, макет избы, люлька, дощечки для лепки, тесто, изюм, салфетка.
Методы и приемы:
Словесные (беседа с элементами рассказывания воспитателем, объяснения);
Наглядные ( иллюстрационно – демонстрационный материал, показ);
Практический (лепка из теста жаворонков)
Методы и приёмы: Словесные( беседа с элементами рассказывания
воспитателем, объяснение). Наглядные(Иллюстрационно-демонстрационный
материал, показ). Практический(окрашивание ткани в разные цвета).
Методы и приёмы: Словесные( беседа с элементами рассказывания
воспитателем, объяснение). Наглядные(Иллюстрационно-демонстрационный
материал, показ). Практический(окрашивание ткани в разные цвета).
Методы и приёмы: Словесные( беседа с элементами рассказывания
воспитателем, объяснение). Наглядные(Иллюстрационно-демонстрационный
материал, показ). Практический(окрашивание ткани в разные цвета).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в далекое прошлое. В то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки! Отправимся? Тогда сложите пальчики колечками, закрываете глазки и говорите волшебные слова:
Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
Прямо в русскую избу!
Дети открывают глаза перед ними слайд с изображением «избы». Обследование макета и параллельный просмотр презентации «Русская изба»
1слайд
Воспитатель: Где это мы оказались? Правильно в русской избушке!
- Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу? (Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).
Воспитатель: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть убранство комнаты и задает детям вопрос:
- Вы хотите узнать, как жили наши предки?
2 слайд-3 слайд
- Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным-давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Вы заметили, что дверь очень маленькая? Это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.
- Мы, когда в избу зашли, что сделали? (хозяевам поклонились)
- Но не все тогда такими были вежливыми. Вот подумали люди и придумали дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.
(Воспитатель: Давайте войдем в нее, и посмотрим, как жили люди.
Воспитатель:Для начала, отгадайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(печка Слайд 4)
Воспитатель: Правильно, печка. А как вы думаете, почему избы были маленькими?
Ответы детей
5 слайд
Воспитатель: Верно, дома были небольшими, чтобы быстрее и легче их можно было прогреть, растопив русскую печку.
Воспитатель: С русской печью связан весь быт, вся жизнь людей. Русская печь обогревала избу, в русской печи пекли хлеб, готовили пищу, сушили на зиму грибы, ягоду, мелкую рыбёшку. На печи можно было спать, для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на тёплой печке, долгими зимними вечерами.
6 слайд
- Посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.
- Как достать оттуда чугунок? (предположения детей обсуждаются)
7 слайд
- Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать ...ухват.
- Как вы думаете, на какое слово оно похоже? (ухватить)
8 слайд
Воспитатель: А как выдумаете, где кушали люди? Да, за столом, сидели на лавках и ели из глиняной посуды
9 слайд
Воспитатель: Где спали в русской избе? На лавках, на печи, а малышам специально устраивали люльки – кроватки из бересты и подвешивали к потолку, чтобы можно было младенца качать.
Воспитатель: Так давайте споем колыбельную, малютке.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок.
Баю-баюшки-баю,
Баю детоньку мою.
Баю-баю-баиньки
Спи мой мальчик маленький.
10 – 11 слайд
Воспитатель: А это что за предмет? Это ребята сундук! Для чего он? Конечно, чтобы хранить разные вещи.
Воспитатель: Ребята, а кто расскажет, какую одежду носили на Руси?
Дети: ответы детей.
12 слайд
Воспитатель: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Шились рубахи, которые носили каждый день, как они назывались? Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета. Девушки носили сарафаны.
Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня в нарядах наших прадедов.
А я вот знаю одну историю, про дядюшку Трифона. Хотите узнать? Тогда вставайте в круг.
Цель: развитие подражательных умений, формирование умения играть по правилам, воспитывать смелость и находчивость.
Ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине.
Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно,встает в круг и танцует. Движения должны быть забавными.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и присядем:
13 слайд
Дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас» с просмотром презентации.
Воспитатель открывает картинку из презентации, дети называют предмет старины, определяют для чего он служил и догадываются как этот предмет выглядит сейчас. Если ребята отгадали - появляется нужная картинка.
Воспитатель: Молодцы!
19 слайд
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, весна. В это время года к нам прилетают птицы. Издавна на руси была такая традиция, в праздник жаворонков печь этих птиц из теста. И мы сейчас с вами попробуем тоже это сделать
Время быстро пролетело, но нас уже ждут в детском саду. Скорее складывайте пальчики в колечко, закрывайте глазки и повторяйте волшебные слова:
Ты катись, катись, колечко
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
Прямо в садик поутру!
Воспитатель: вот мы с вами все благополучно и вернулись в детский сад! Много мы сегодня узнали! О чем мы говорили? Какие слова новые узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско - творческий проект "Как люди жили на Руси"
Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор тем...
Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...
конспект беседы с детьми "Как жили люди на Руси"
знакомство дошкольников с предметами быта....
Конспект занятия "Как люди жили на Руси"
История русского костюма, жизнь и быт русского народа...
Конспект НОД " Как жили на Руси"
Тема: Как жили на РусиЦель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.Задачи:1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее...
Конспект занятия и презентация "Как жили люди на Руси"
Конспект занятия+презентация для средней группы...
Конспект итогового занятия по ознакомлению с культурой и традициями русского народа на тему: "Как жили на Руси"
Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Основная цель занятия: формирование нравственно-патриотических качеств личности через расширение и закрепление ...