"Как люди жили на Руси" - итоговое занятие по проекту
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Закрепить представление об устройстве дома, о народном костюме. Развивать мышление детей, умение делать сообщение в развернутой форме. Воспитывать умение сохранять правильную осанку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_lyudi_zhili_na_rusi.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 р.п. Татищево
Татищевского муниципального района Саратовской области»
Подготовительная к школе группа «Солнышко»
Конспект
занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
«Как жили
люди на Руси»
воспитатель I квалификационной категории
Г.В. Трифонова
Воспитатель II квалификационной категории
С.А. Обухова
2011
Программное содержание:
Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Закрепить представление об устройстве дома, о народном костюме. Развивать мышление детей, умение делать сообщение в развернутой форме. Воспитывать умение сохранять правильную осанку.
Материал:
Иллюстрации с изображением изб, печки, одежды, обуви.
Предварительная работа:
Посещение мини-музея русской избы, рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви. Знакомство с народной росписью. Занятие по лепке и раскрашивание игрушек «индюк – дымковская игрушка», «конь – филимоновская игрушка». Занятие по хохломе «Завиток», «Раскрась посуду», «Гжель». Вырезание и раскрашивание кокошников. Чтение былин о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Участие в проведении праздника посвященного проводам зимы, встрече весны. Заучивание пословиц, поговорок, закличек. Рассказ о традиции выпекать блины, работа с тестом. Изготовление птиц «Оригами».
Участники:
Дед взрослые
Бабка
Воспитатель
Дети
Русская изба. На лавочке, за столом сидят дед и бабка.
Заходят дети.
Бабка: Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Проходите поскорее, занимайте все места.
Дед: Проходите не стесняйтесь.
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.
Бабка: На улице весна, птички поют, солнышко светит, красота!
Дед: Бабка, посмотри какие дети нарядные пришли. Какие платья, какие туфли. А мы-то помнишь, как жили, что носили?
Бабка: Да, конечно помню, а вот ребята-то, наверное, и не знают.
Воспитатель: Извините, что вмешиваюсь. Да, мы сейчас живем в удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями. А ведь всё начиналось с древности. Я предлагаю, давайте на некоторое время вернемся в прошлое. И ребята вам расскажут о том, как жили люди на Руси.
В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки избы.
Как вы думаете, где нужно было строить избу? (возле реки)
Зачем? (в реке есть рыба, вода). Какие еще были необходимы условия для постройки дома? (дома строили возле леса).
Зачем? (в лесу есть дрова, птицы, звери, грибы, ягоды).
Ребенок: Входя в избу, каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог наоборот высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу на печь, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В печке пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды и рыбу. Здесь можно было спать.
Воспитатель: Как назывался человек, который клал печи? (печник)
Ребенок: Искали хорошего печника. Важно было не только сложить печь, она должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Воспитатель: Давай, покажем на печи как в ней проходит дым. (рисует путь дыма из печи на улицу).
Задание:
Раздаются иллюстрации с изображением печи. Дети рассматривают и говорят, из какой это сказки.
Воспитатель: Скажите пословицу о печи.
Дети: Печь – всему голова.
Воспитатель: Правильно, она главная в доме тепло даёт, и кормит, и лечит. Ребята, скажите, а что люди еще делали, чтобы прокормить семью?
Дети: Занимались промыслом. Из глины делали посуду и расписывали, делали ещё игрушки и продавали их на рынке, а на вырученные деньги покупали мыло, хлеб и другие продукты.
Воспитатель: Какие виды росписи вы знаете? (хохломская, гжельская, городецкая).
Игра:
«Выбери изделие из глины»
Воспитатель: Тот кто делал посуду из глины, называли – гончар. Ребята, люди в старину ловили рыбу, добывали мед, топили сало – для всего этого нужны были боки. Мы сейчас с вами решим кроссворд и узнаем, как называлась профессия человека, который делал бочки. (Решают кроссворд)
Кроссворд
- Мякоть этой ягоды алая, сочная, а кожура толстая, жесткая, зеленая.
- Её детенышей называют телятами.
- Маленькая лошадка.
- Этот зверь очень любит мед и малину.
- Сладкий овощ бордового цвета, основа винегрета.
- Из пуха этого зверя вяжут платки, шапки, варежки.
- В эту «плетенку» складывают собранные в лесу грибы и ягоды.
Дед: Ох, детушки, устал я, давайте поиграем в игру.
Игра:
«Где, был Иванушка»
Дед: Ну, вот и отдохнули, а теперь расскажите, как люди одевались какую обувь носили.
Ребенок: Раньше на Руси обувью были лапти. Их плели из лыка – коры липы. Иногда использовали кору березы или дуба. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой веревкой. Чтобы было тепло и мягко клали солому. На ногах лапти держались с помощью кожаных ремешков или простых веревок. Их обматывали вокруг ноги.
Игра:
«Найди липу, березу, дуб»
Ребенок: Русские женщины носили длинные волосы. Голову они покрывали платками. Носили кокошники, зимой надевали шапки. Женщины и в городах и в деревнях носили сарафаны. Только крестьянки шили их из простой ткани, а богатые из шелка. Сарафан украшали лентами и бисером.
Дед: Молодцы, а еще люди любили в старину водить хороводы, давайте, и мы с вами позабавимся.
Хоровод «Вот уж зимушка проходит»
Дед: А еще мы любили отмечать праздники и устраивали гулянья. А вы какие не будь праздники знаете?
Дети: Рождество, масленица.
Дед: А мы еще Жаворонков встречали.
Воспитатель: Да, долго длиться зимняя пора. Людям надоело завывание вьюг и метель. Все мечтают, что весна прогонит стужу лютую. 22 марта – день становиться по длине равен ночи. В каждом доме в этот день лепили из теста птичек – жаворонков, пекли их, смазывали сладким душистым медом. Давайте и мы с вами сейчас вылепим жаворонков из соленого теста, рассаживайтесь за столы.
Лепка жаворонков
Воспитатель: Ну вот и наши жаворонки готовы. В старину празднично одетые девушки и парни, а также дети ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, пели заклички, т.е. зазывали весну, поскорее прийти на землю. Давайте и мы с вами возьмем своих жаворонков в руки и будем тихонько поднимать их вверх и петь нашу закличку.
Пение заклички.
Дед: Молодцы, ребята, вижу, что вы знаете русские обычаи и мы с бабкой очень рады за вас.
Воспитатель: А мы с ребятами приглашаем вас вместе выпекать жаворонков, а потом их мы раскрасим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по проекту "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"
Патриотическое воспитание детей через знакомство с малой Родиной...
Методическая разработка. Конспект итогового занятия по проекту "Моя семья"
Данный материал предназначен для совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Исследовательско - творческий проект "Как люди жили на Руси"
Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор тем...
Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет: «Поможем кукле Тане»
Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет: «Поможем кукле Тане»...
Итоговое занятие по проекту "Транспорт"
для младшего дошкольного возраста (3-4 года)...
Как люди жили на Руси.
Конспект занятия по краеведению "Как люди жили на Руси"....
Конспект занятия "Как люди жили на Руси"
История русского костюма, жизнь и быт русского народа...