Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Конспект
мастер-класса для педагогов ДОУ
на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Воспитатель: О.В. Хопта
г. Шадринск, 2020
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
3. Воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, конверты с заданиями, чёрный ящик, фломастеры, ромашка с заданиями.
Ход:
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
Задание № 1 «Экологическая разминка»
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
- Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Опасен ли укус гадюки летом? (нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- Почему лиственницу называют «добрым» деревом? (потому что не колется)
Задание № 2 «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к мальчику: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
3. Педагогическая ситуация
Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы). Ваши действия?
4. Педагогическая ситуация
В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете». Ваши действия?
Задание № 3 «Загадки - иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)
- Шишкин «Утро в сосновом бору»
- Поленов «Золотая осень»
- Шишкин «Рожь»
- Саврасов «Грачи прилетели»
Задание №4 «Творческое»
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее «прочитать».
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Готовь сани летом, а телегу зимой.
3. Не плюй в колодец-пригодится воды напиться.
4. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Задание №5. «Чёрный ящик»
Нужно отгадать, что находится в чёрном ящике.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода).
В сундучке, то без чего не сможем жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух)
Задание №6 «Ромашка»
Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов «А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
2) летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8) почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Блиц-конкурс
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
5. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
6. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
7. - Ворона кричит зимой – (к метели).
8. - Лягушки квакают – (к дождю).
9. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Заключение
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь). Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
Схема-оригами Лебедь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...
Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"
Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования....
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Самообразование педагога на тему "Экологическое воспитание дошкольников"
Самообразование педагога старшей группы на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» на 2015-2020 учебный год
План по самообразованию...
Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...