Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Конспект

мастер-класса для педагогов ДОУ

на тему «Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитатель: О.В. Хопта

г. Шадринск, 2020

 Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи: 

1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Воспитывать любовь к природе.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, конверты с заданиями, чёрный ящик, фломастеры, ромашка с заданиями.

Ход:

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.

Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).

Задание № 1 «Экологическая разминка»

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
  2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
  3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
  4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
  5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
  6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
  7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
  10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
  11. Какую траву любят кошки? (валериану)
  12. Самая высокая трава? (бамбук)
  13. Опасен ли укус гадюки летом? (нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
  14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
  15. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  16. Почему лиственницу называют «добрым» деревом? (потому что не колется)

Задание № 2 «Простые истины»

Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к мальчику: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2. Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!» Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

3. Педагогическая ситуация

Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней. Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы). Ваши действия?

4. Педагогическая ситуация

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете». Ваши действия?

Задание № 3 «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.)

  1. Шишкин «Утро в сосновом бору»
  2. Поленов «Золотая осень»
  3. Шишкин «Рожь»
  4. Саврасов «Грачи прилетели»

Задание №4 «Творческое»

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее «прочитать».

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

3. Не плюй в колодец-пригодится воды напиться.

4. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Задание №5. «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в чёрном ящике.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода).

В сундучке, то без чего не сможем жить.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух)

Задание №6 «Ромашка»

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов «А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

2) летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3) муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6) куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7) самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Блиц-конкурс

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

5. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

6. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

7. - Ворона кричит зимой – (к метели).

8. - Лягушки квакают – (к дождю).

9. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

Заключение

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь). Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

Схема-оригами Лебедь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"

Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования....

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самообразование педагога на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

Самообразование педагога старшей группы на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...

Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...