Консультация для педагогов на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством опытов и экспериментов"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование экологического сознания и культуры природопользования начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvam_opytov_i_eksperimentov.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВАМ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Составила воспитатель
Старшей – подготовительной группы
Пшенникова Ольга Анатольевна
ЭКОЛОГИЯ - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно – научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Для начала определим содержание используемых терминов.
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба», «опыт».
В принципе это одно и то же. Но в физике эти понятия обрели свое специальное место. Опыт в отличие от эксперимента - это, как правило, повторение какого-то эксперимента с целью демонстрации или практических лабораторных занятий. В то время как эксперимент - это обычно новое исследование. Но это лишь словесная разница.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видам деятельности, и первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, сравнивать, измерять, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Классификация наблюдений и экспериментов
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
- По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле, у реки…
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные итоговые.
9. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
- решение экспериментальных задач.
Особенности естественно – научных и экологических экспериментов
- Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других. Например, в одном в одном из методических пособий содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; пронаблюдайте, как паук опутает муху паутиной и будет высасывать её содержимое», или «Покормите аквариумных рыбок живым кормом и понаблюдайте, как они будут его ловить». Ни эти, ни аналогичные эксперименты в детском саду недопустимы.
- Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это крупное животное или муравей. Желательно делать это вместе с детьми. Они должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой они помечают пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет.
- Необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей.
- Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.
- При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Например, нельзя узнать заранее, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение. Поэтому воспитатель всегда должен быть готов встретиться с незапланированными явлениями. Всегда необходимо помнить: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.
Структура проведения экспериментов:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Большой интерес дети нашей группы проявляют к исследовательской работе, поэтому значительное внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить даже пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
Консультация для педагогов на тему "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В данной консультации предложен опыт работы воспитателя по теме "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"....
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».
Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры». Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...
Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание в ДОУ».
Консультация для педагогов....
Консультация "Экологическое воспитание дошкольников через опыты и эксперименты"
Экспериментальная работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать....
Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»
Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...