Занятие "Климатические зоны России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование представлений детей о природе, климате, растительном и животном мире в разных уголках нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_zanyatiya_klimaticheskie_zony_rossii.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование представлений детей о природе, климате, растительном и животном мире в разных уголках нашей страны.
Задачи: Познакомить детей с климатическими зонами России (тундрой, тайгой, смешанным лесом, степью). Продолжать формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины. Формировать экологическое сознание. Воспитывать нравственно- патриотические чувства, бережное отношение к природе, интерес к ее разнообразию. Способствовать развитию речи детей. Подвести детей к выводу о связи между климатическими условиями в разных природных зонах и разнообразием растительного и животного мира на данных территориях с помощью простейшего экспериментирования. Продолжать учить сравнивать и делать выводы.
Ход:
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (ответы детей) Мы с вами сегодня отправимся путешествовать по просторам России. Путешествовать можно на чем? (ответы детей) Я предлагаю вам поехать на автобусе, чтобы все внимательно изучить и рассмотреть.
А сейчас пройдемте в автобус, садимся поудобнее (дети садятся на стульчики)
Воспитатель:( педагог показывает глобус) Мы с вами живем на большой планете , которая как называется?(ответ детей). и располагается на материке (ответ детей). Ребята а сколько всего материков на нашей планете ? (ответ детей).
Наша страна называется как? ( ответ детей )
Слайд (Физическая карта РФ) Ее границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Черного моря; от Балтийского моря до Тихого океана.
Слайд (карта Растения и животные природных зон РФ) Ни одна страна мира не имеет такой богатой природы, как Россия. Почему? (ответ детей). Россия наша Родина.
Ребята послушайте замечательное стихотворение о России: Россия..как из песни слово
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа
Люблю тебя, моя Россия.
За ясный свет твоих очей…
За ум и подвиги святые
За голос звонкий, как ручей
Люблю, глубоко понимаю
Степей, задумчивую грусть
Люблю, все то, что называют
Одним широким словом Русь!
Воспитатель: Ну что на путешествие настроились? (ответ детей) Тогда поехали.
1.Слайд (Крайний север- тундра).
Воспитатель: Вот мы с вами добрались до Крайнего Севера ! Это – тундра. На севере нашей страны очень холодно. Это царство льдов и снегов. Там долгие и суровые зимы. Посмотрите какие животные живут здесь Слайд (животные тундры) , многих из них вы знаете ( дети вместе с воспитателем проговаривают -белый медведь, олень, морж, тюлень, песец, волк). Как же они приспосабливаются к жизни в таких суровых условиях? ( ответы детей; помочь при затруднении- густая шерсть, подкожный жир, пушистое оперения). Совершенно верно. Слайд (Лето в тундре) Лето в тундре холодное и прохладное, почва не успевает прогреваться, а растения вырастать. В основном в тундре растут: Слайд (Растительный мир тундры) мхи, лишайники, карликовые береза и ива ( проговорить вместе с детьми).
Воспитатель: А вот весной когда пригреет солнышко, вся тундра превращается в прекрасный цветущий ковер. Слайд (Весна в тундре) На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы. Слайд (Народ тундры) Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжелых условиях, но никогда не променяют свою малую родину на другую. А как называется ваша малая Родина ? (ответ детей) Молодцы.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое главное животное в тундре? (ответы детей) Почему медведь имеет такой окрас шерсти ? ( ответы детей) Впадает ли он в спячку? ( ответы детей ) Чем же питается белый медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Белый медведь хороший пловец. Когда он выходит на льдину и встряхивается , от него во все стороны летят брызги. А на улице такой сильный мороз. Как вы думаете ,что происходит с шерстью медведя на морозе? (ответы детей) Давайте проверим:
Эксперимент: В емкость с водой погружаем руку и вынимаем. Рука стала мокрой. Встряхиваем руку , вода осталась на руке. Вытираем руку. А теперь намажем руку жиром (раст.масло), снова опустим в воду и вынем. Вода не покрывает всю руку, а собирается капельками. Встряхнем рукой ,капельки отлетели.
Вывод (делают дети): В сильный мороз медведя спасает шерсть пропитанная жиром.
Воспитатель: В тундре много болот , ручьев, речек. Это не потому, что здесь часто идут дожди. Как вы думаете почему? (ответы детей) Совершенно верно, вода не может просочиться в мерзлую землю. Давайте проверим.
Эксперимент: Возьмем два горшка наполненные землей (в одном под небольшим слоем земли лежит стекло). Скажите, одинаковые ли горшки? (ответ детей) Теперь в каждый горшок мы нальем одинаковое количество воды. Как вы думаете, что должно произойти? (ответ детей)
Наливаем в горшок № 1 – вода уходит в землю. Наливаем в горшок № 2 – вода на поверхности, ей что-то мешает.
Вывод делают дети, при затруднении с помощью воспитателя: В тундре очень длинная зима. Земля очень сильно замерзает, а лето короткое и оттаять она не успевает. Вода не может просочиться вглубь земли. Промерзшую землю называют «вечной мерзлотой», поэтому каждая ямка в тундре наполняется водой и образуются болота.
Игра: «Что бывает на севере?» (воспитатель задает вопросы, если дети согласны хлопают, нет топают).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
2. Воспитатель: Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые хвойные леса.
Что значит хвойные леса? (ответ детей). Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей) Слайд (Хвойные деревья)
Воспитатель: Деревья в тайге образуют непроходимые заросли, где легко заблудиться. Слайд (Тайга) Животных в тайге очень много. Какие? (ответы детей).Слайд (Животные тайги)
Тайга дает человеку прекрасный строительный материал, ягоды, грибы, лекарственные растения.
Физкультминутка: А сейчас давайте встанем и представим себя частью природы
Ручки подняли и покачали- это березы в ле
Ручки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу
В сторону ручки, плавно помашем - это к нам птицы
Как они сядут, тоже покажем - ручки согнули назад.
3. Воспитатель: Отправляемся дальше. Посмотрите, как меняется лес. Слайд (Лес)
Наряду с хвойными деревьями появляются лиственные. Какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей). Это деревья средней полосы России. Лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья называется смешанным.(проговорить вместе с детьми) Ребята а какое дерево встречается в наших лесах чаще всего (ответ детей)Правильно, береза. Это не просто любимое Российское дерево. Березу можно увидеть и в лесу, и в городе, и в детском саду. Посмотрите, какая она красивая. Слайд (Береза) Воспитатель: Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы .Слайд (Животные смешанных лесов). Дети называют животных. Посмотрите какое из этих животных мы не встретим в тайге?(ответ детей) Почему? (ответ детей)
4. Воспитатель: Лес постепенно меняется. Посмотрите ,деревьев становится все меньше. Неужели опять тундра? Конечно, нет. Ведь мы двигаемся на юг. Значит, солнышко греет все сильнее. Начинаются степи. Слайд (Степь) Чем отличается степь от леса? (ответ детей)
Воспитатель: В начале лета степи напоминают яркие ковры. Слайд (Степь летом)
Воспитатель: Как вы думаете, зимой в степях холодно? (ответ детей). Посмотрите на растения степей. Слайд (Растения степей) Живут в степях в основном грызуны, которые роют норки и прячутся в них от жары. Слайд (Животные степей) Среди растений степей мы не видим деревьев. Растут только травянистые растения и очень медленно. Степной ветер и солнце мешает их росту.
5. Воспитатель: А за степью начинаются берега Черного и Каспийского морей. Слайд Это юг России. Погода здесь теплая, зима короткая и очень мягкая. Лето жаркое и длинное. Здесь растут…Слайд (Растения, фрукты юга России) Юг России- любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда чтобы позагорать, поплавать в море, набраться сил и здоровья на целый год. Слайд (Юг России)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны.
Будущее нашей страны во многом зависит от вас. От того как сильно вы будете любить Родину, что хорошего и доброго сможете для нее сделать когда вырастите.
Понравилось вам путешествие? (ответ детей) Давайте подведем итог.
Сегодня мы путешествовали по природным зонам России. Слайд (Природные зоны ) Каким? (ответы детей) Ребята территория России такая огромная и как вы увидели, животный и растительный мир разный. Почему? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь посмотрите на свои эмблемы, которые обозначают природные зоны.
Белый - тундра, зеленый- тайга, светло-зеленый – смешанный лес, степи- желтый). Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений тех природных зон, по которым мы с вами путешествовали. Вы выбираете картинку животного или растения соответствующего вашей эмблеме( природной зоне) и наклеиваете на карту природных зон.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота. И чтобы ее сохранить нужно, чтобы все люди не были равнодушными и жестокими к природе. Ведь природа и человек связаны друг с другом и не могут существовать друг без друга.
Наше путешествие подошло к концу. Пришло время прощаться.(дети прощаются с гостями и дарят рисунки, заранее приготовленные, на тему «Берегите природу!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».
Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, ...
ЗНАКОМСТВО С ЛАНДШАФТНЫМИ ЗОНАМИ РОССИИ
Знакомство с природными (ландшафтными) зонами России и климатическими особенностями для животных и растений....
образовательная деятельность "Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России"
Образовательная деятельность разработана с использованием методики экологического развития дошкольников под редакцией Кондратьевой Н.Н. "Мы" и соответствует областям: познавательной области и развитию...
Природные зоны России
НОД по ФЦКМ для подготовительной группы. Обобщение знаний детей о климатических условиях, характерных для растений и живот...
Природные зоны России.
Презентация "Природные зоны России" к НОД по ФЦКМ (подготовительная группа)...
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...