ЗНАКОМСТВО С ЛАНДШАФТНЫМИ ЗОНАМИ РОССИИ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Знакомство с природными (ландшафтными) зонами России и климатическими особенностями для животных и растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie1.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром для детей старшего дошкольного возраста ЗНАКОМСТВО С ЛАНДШАФТНЫМИ ЗОНАМИ
Автор: Шакирова Ж.И., воспитатель ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербурга
Цель: формирование представлений о природных (ланшафтных) зонах России.
Задачи: закрепление знаний детей о климатических условиях для животных и растений;
показать разнообразие и красоту природы нашей страны;
воспитывать бережное отношение к природе и экологическое сознание.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, атласов, карт, альбомов по экологии.
Методы и приемы: беседа, демонстрация плакатов по теме
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы все вместе еще раз внимательно посмотрим на географическую карту. Какой цвет что обозначает?
Дети: Синий – моря и океаны, желтый – песок и пустыни, зеленый – леса и равнины.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Сделано это не для красы, а для того, чтобы и карта и глобус могли нам как можно больше и понятнее рассказать о Земле, о ее поверхности, о ее рельефе, о ее растительности.
Сегодня я хочу познакомить вас с таким понятием как – графическая зона, или как их называют по-научному – ландшафтные зоны. Это такие участки на Земле со сходными природными условиями, т.е. в пределах такой зоны очень похожий климат, растительность, животный мир.
На территории нашей страны различают следующие ландшафтные зоны: 1) полярные и тундровые – это на севере, где очень суровый климат. Там почти круглый год холодно, а лето очень короткое и не жаркое. 2) Зона лесов, т.е тайга, где леса простираются на многие тысячи километров и в них обитает много диких животных. 3) Зона степей и пустынь, где лесов наоборот очень мало, а животный мир там тоже свой, отличный от других зон. 4) Зона тропических лесов э, где деревья достигают гигантских размеров и климат жаркий и влажный. На наших занятиях мы с вами будем подробно говорить о каждой зоне, какие животные там живут, чем они питаются, какая там растительность, климат и рельеф.
Ребята, а как вы думаете, почему белый медведь может жить только там, где очень холодно. А что случится, если мы беге ота поселим жить в Антарктиде, а пингвинов перевезем в наши леса.
Дети: Белый медведь любит жить на севере, так как у него очень теплая шкура, а бегемот в Антарктиде замерзнет. Он любит тепло и зеленые растения. Пингвинам нужен океан и рыба для еды.
Воспитатель: Да, вы правильно рассуждаете. Животные очень зависят от климата, растительности, которая дает им убежища и пищу. Для каждой ландшафтной зоны характерны свой животный мир и растительность, которые за многие тысячи лет приспособились к этим условиям и прекрасно себя там чувствуют. Поэтому если их переселить в другую зону, то они там могут погибнуть, так как там не будет привычной для них пищи, и к такому климату они не привыкли.
Очень важно не нарушать это равновесие в природе, не нарушать этот порядок, сложившийся за долгие годы.
А теперь давайте по карте определим в какой географической зоне мы с вами живем.
( Дети по карте с помощью воспитателя находят местонахождение нашей области).
Воспитатель: Какой цвет преобладает на карте нашей области.
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Значит мы с вами живем в зоне лесов, т.е. за пределами нашего города растут много деревьев, хвойных и смешанных лесов.
Воспитатель: А какие животные живут в наших лесах?
Дети: Белки, волки, медведи, зайцы.
Воспитатель: В наших лесах много ягод и грибов, пышная растительность, поэтому этим животным хорошо у нас в лесу.
Воспитатель: А что вы, ребята, можете сказать о климате, т.е, о погоде нашей местности?
Дети: Зимой холодно, лето короткое, много дождей.
Воспитатель: Правильно, для нашей географической зоны характерна длинная зима, высокая влажность воздуха ( так как мы живем рядом с Балтийским морем), теплое, но не жаркое лето. В наших лесах растет много хвойных деревьев(ели и сосны), широко распространены смешанные леса( березы, осины, различные виды кустарников). На территории нашей области много болот. Рельеф, т.е поверхность земли у нас, в основном, равнинный.
Каждый из нас должен не только любить свой родной край, место, где он родился и живет, но знать и изучать его, беречь и сохранять всю красоту вокруг нас, охранять и защищать растения и животных.
А теперь давайте поиграем с вами в игру “Кто что любит”. Что едят животные и птицы, живущие в наших лесах.
( дети делятся на две команды и по очереди задают вопросы друг другу).