образовательная деятельность "Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательная деятельность разработана с использованием методики экологического развития дошкольников под редакцией Кондратьевой Н.Н. "Мы" и соответствует областям: познавательной области и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» г.Аркадака
Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России
(подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Познание»
Подготовила и провела:
воспитатель Ерёмина Е.Г.
МБДОУ д/с «Звёздочка»
( I квалиф. категория)
Аркадак 2014
Программные задачи:
Область «Познавательное развитие»
- расширить знания детей о растениях лесостепной зоны России, показать многообразие растений в природе;
- продолжать формировать умения детей наблюдать и распознавать растения лесостепной зоны;
- воспитывать любовь к окружающим растениям, прививать бережное отношение к ним;
- расширять знания детей о растительном мире Красной книги Саратовской области;
Область «Коммуникация»
а) развитие общения:
- развивать речь как средство общения;
- содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умения анализировать при отгадывании загадок;
- самостоятельно строить высказывания предложениями;
б) формирование словаря:
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- обогащать словарь: купальница европейская, волчье лыко, дягель, зимолюбка зонтичная, прострел раскрытый, пролеска, гравилат, плаун булавовидный, грушанка круглолистная, марьянник, горец змеиный. Любка двулистная, горечавка перекрёстнолистная.
в) связная речь:
- развивать умение поддерживать беседу;
- совершенствовать диалогическую речь.
Предварительная работа:
Рассматривание и знакомство с растениями, произрастающими на участке детского сада; знакомство и рассматривание иллюстраций растений различных климатических зон России. Познавательная игра «Климатические зоны России и их обитатели». Дидактическая игра «Доктор Айболит». Разучивание хороводной игры «Я плету, плету венок…). Просмотр слайдов «Природа родного края», беседы о разнообразии природного мира Саратовской области. Знакомство с Красной книгой .
Демонстрационный материал:
Растение пролеска в горшочке, карта климатических зон России, игрушка лесовичок, карточки растений леса, слайды лесостепной растительности, экран, шапочки луговых цветов, аудиозапись звуков леса, песенки «Мы едем, едем, едем…», венок из цветов, карточки с загадками о растениях леса, Красная книга растений Саратовской области, иллюстрации лекарственных растений.
(Стук в дверь. Воспитатель заносит театральную куклу – лесовичка с лукошком. Дети подбегают и становятся полукругом около игрушки.)
Лесовичок: - Здравствуйте, ребята!
Я старичок – лесовичок
По лесам брожу,
Лес в порядке содержу,
Всю природу охраняю
И зверушкам помогаю.
Вам принёс подарок я,
Отгадайте же, друзья,
Что за чудо в свете есть:
Дышит, растёт, воду дождичка пьёт,
Солнышком любуется,
С пчёлками балуется,
А ходить не может? ( растение)
- Правильно, растение. (Достаёт из корзинки и дарит детям растение)
Воспитатель: - Учёные биологи утверждают, что растения – живые организмы. А как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можем мы принять в подарок это растение? Какие растения растут в нашей комнате и что за растение это?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, в нашей комнате растут комнатные растения, а это не комнатное, а лесное. Оно может у нас погибнуть. Его нужно срочно вернуть в царство растений.
Лесовичок: - Какие вы сообразительные, ребята! Да только велико царство растений! Куда вы не посмотрите – повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах,в безводных пустынях и топких болотах. Бродил я по этому царству, а откуда подарок вам принёс – не помню – старый стал.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем мы справиться с этой задачей? ( - Да.) А поможет нам в этом карта природных зон нашей страны.
(Дети проходят и садятся за столы на свои места. На доске висит карта природных зон России.)
Воспитатель: - Вот перед вами карта климатических зон нашей страны. Как называется страна, в которой мы живём?
- Какие природные зоны России вы знаете? Назовите и покажите их на карте.
- Какие растения в них растут?
- Ребята, а что же это за растение и из какой оно климатической зоны?
(Дети угадывают растение, которое им знакомо как подснежник, называют его и устанавливают, что оно растёт в нашей лесостепной зоне.)
- Правильно, а хотите отправиться в путешествие в нашу лесостепную зону?
- А на чём мы с вами отправимся туда? (На автобусе)
(Дети проходят и садятся на скамейку друг за другом. Звучит музыка «Мы едем, едем, едем…». Дети держатся друг за друга и раскачиваются из стороны в сторону под музыку, имитируя поездку в автобусе. Когда музыка кончается. Дети перекидывают ноги вперед скамьи и оказываются лицом перед телевизором и магнитной доской.)
Воспитатель: - Вот, ребята, мы очутились с вами в лесостепной зоне.
(Показ слайдов лесостепной зоны по телевизору).
- Расскажите, что вы видите здесь? (Ответы детей)
- Давайте оставим здесь наше растение, а сами выйдем на лужок и полюбуемся луговыми цветами.
(Дети оставляют растение на столе около телевизора со слайдами, остаётся там и лесовичок. Дети выходят на «полянку», где растут луговые цветы(шапочки с изображением цветка).
Дети: - Сколько здесь много цветов!
- Вот ромашка!
- Вот колокольчик!
- Вот одуванчик!
- Вот гвоздичка!
(Дети называют луговые цветы и одевают шапочку себе на голову. Девочка – ведущая одевает себе венок на голову .)
Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем с луговыми цветами в нашу любимую игру, а лесовичок полюбуется на нас. (Дети становятся в круг).
- Мы плетём, плетём венок,
Заплетаем полевой,
Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой.
(Выходит в круг цветочница, к ней подбегает ромашка).
Цветочница: - Белая рубашка, жёлтенький платок…
Как зовут?
Ромашка: - Ромашка, полевой цветок.
Цветочница: - Вам нужна ромашка?
Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда. (Ромашка вбегает в круг).
- Мы плетём, плетём венок,
Заплетаем полевой,
Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой. (Выбегает в круг гвоздика).
Цветочница: - Цветик невеличка, алый, огневой.
Как зовут?
Гвоздика: - Гвоздичка, цветик полевой.
Цветочница: - Вам нужна гвоздика?
Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.
- Мы плетём, плетём венок,
Заплетаем полевой,
Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой. (Подбегает колокольчик),
Цветочница: - Не в глуши ль еловой видела тебя?
Кто же ты?
Колокольчик: - Лиловый колокольчик я.
Цветочница: - Колокольчик нужен?
Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.
- Мы плетём, плетём венок,
Заплетаем полевой,
Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой. (Подбегает одуванчик),
Цветочница: - Жёлтый сарафанчик, прямо как желток!
Кто ты?
Одуванчик: - Одуванчик, полевой цветок.
Цветочница: - Одуванчик нужен?
Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.
- Мы сплели, сплели венок
Из цветочков полевых,
Ай – люли, ай – люли, из цветочков полевых.
А кому в венке ходить?
Ай – люли, ай – люли.
А кому его носить?
(Цветочница снимает с головы венок и одевает его на голову тому, кого выберет).
Цветочница: - Будет Ваня в нём ходить, значит Ване и водить.
Дети: - Ай – люли, ай – люли, будет ванечка водить.
Воспитатель: - Понравилось вам играть в эту игру?
- А можем мы взять с собой все эти цветы? Почему? (Ответы детей),
- А теперь мы отправляемся дальше. (Дети проходят друг за другом на свободный участок группы и становятся в круг. Звучат звуки леса).
Воспитатель: - Вы послушайте, ребята,
Что за музыка слышна:
Шелест кроны, шум ручья,
Лёгкий шорох старых листьев –
Всё звучит в тени лесистой.
Воспитатель: - Где мы с вами очутились? (Ответы детей).
- Послушайте, это звуки леса, его музыка. Какое возникло у вас настроение?
- А вы хотели бы почувствовать хоть на минуту деревом?
- Мои корни глубоко вошли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу –
Это деревья в лесу.
Логти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, лесовичок вас зовёт. Он хочет, чтобы вы отгадали его загадки. О каких растениях леса здесь говорится?
(Дети проходят и садятся на скамейку перед магнитной доской. Воспитатель берёт карточки и загадывает детям загадки. По мере отгадывания вывешивает на магнитную доску карточки деревьев и кустарников ).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза).
Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт. (Клён)
Кудри в речку опустила
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Воспитатель: - Ребята, а какие ещё вы знаете деревья и кустарники, которые растут в наших лесах? (Ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу?
- А вот лесовичок хочет поиграть с вами в игру и проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Вот перед вами карточки. Двайте разделимся на две группы. Одна группа выберет карточки, как нужно себя вести в лесу, а другая группа – чего нельзя делать в лесу.
(Группы детей подходят каждая к своему столу с разложенными на них карточками , выбирают нужные по заданию картинки. Затем объясняют свой выбор и прикрепляют карточки на магнитную доску).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая интересная книга есть у лесовичка.
(Показ Красной книги Саратовской области).
- Кто знает, что это за книга?
- А вы знаете, почему эта книга называется «Красной», а не «Синей» или «Зелёной»?
-Правильно, она как светофор предупреждает , что может случиться беда.
- А вы знаете, что находится в Красной книге?
- А для чего их туда занесли?
- Ребята, это Красная книга растений Саратовской области. Посмотрите, какие растения в неё занесены.
(Воспитатель перелистывает страницы Красной книги и знакомит детей с растениями и их названиями).
- Посмотрите, наше растение тоже занесено в Красную книгу. Только по -научному его называют пролеска. Значит мы его тоже должны оберегать.
(Воспитатель берёт корзиночку лесовичка и достаёт из неё сухие листья мяты, плоды шиповника).
- Ребята, посмотрите, какие ещё растения принёс нам лесовичок. Понюхайте, как они пахнут. Эти растения не простые, они помогают людям лечиться от многих заболеваний. Как называют такие растения? (Лекарственные).
- А какие вы знаете лекарственные растения?
Лесовичок: - Молодцы, ребята! Справились вы со всеми загадками природы. Но пора нам с вами расставаться. До свидания!
(Дети благодарят лесовичка, садятся в автобус и под музыку «Мы едем, едем, едем…» возвращаются в сад. Встают со своих мест и подходят к воспитателю).
Воспитатель: - Ребята, где мы с вами побывали?
- Что интересного вы там увидели, что вам там понравилось?
- Что нового вы узнали ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».
Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, ...
ЗНАКОМСТВО С ЛАНДШАФТНЫМИ ЗОНАМИ РОССИИ
Знакомство с природными (ландшафтными) зонами России и климатическими особенностями для животных и растений....
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Природная зона России. Путешествие в зону арктических пустынь или ледяную зону.
Данный материал будет полезен педагогам старших групп ДОУ....
Образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».
Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об эко...
Лесостепная зона нашей местности (пос. Чистоозерный Ростовской области)
Цель: в доступной форме, познакомить детей с местной флорой и фауной....