ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bud_prirode_drugom_starshaya_gruppa_2023.docx | 273.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Алиса» город Смоленск
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
Старшей группы № 2 «Улыбка»
Подготовили воспитатели:
Новикова С.О
Мартыновская И.А
Смоленск 2023г
Паспорт проекта
Название проекта: «Будь природе другом!»
Разработчики проекта: воспитатели Новикова С.О, Мартыновская И.А
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы № 7 «Улыбка»
Срок реализации: Краткосрочный проект по экологии (1 неделя)
Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
для педагогов:
- изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
- создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.
для детей:
- дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
для родителей:
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
- способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Актуальность проекта: в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный | Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы. Дидактическое и методическое оснащение проекта. Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта; анкетирование родителей. |
II этап - практический | Мероприятия по реализации проекта с детьми. |
III этап - заключительный | Анализ полученных данных. Рекомендации родителям. |
Итоговое мероприятие:
КВН «Знатоки природы»
Продукты проекта:
- Картотека «Экологические сказки».
- Фотоальбомы «Животные нашего края», «Природа нашего края».
- Альбом «Будь природе другом!».
План мероприятий по реализации проекта.
Дни недели | Виды деятельности в течении дня | Задачи |
День 1 | «Будь природе другом!» | |
Беседа «Зачем нужно беречь природу?» | Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе. | |
Чтение х/л: Б. Заходер «Про все на свете» | Активизировать и дополнить знания о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес. | |
Прослушивание музыки: П. И. Чайковский «Времена года». | Обогащать знания детей о музыке и классических произведениях, обучать «слышать прекрасное» в музыке. | |
Д/и «Хорошо - плохо», «Дары природы». | Формировать представления о пользе и значимости природных явлениях в жизни человека, о значимости вклада человека в природу нашей планеты. | |
День 2 | «Вода – источник жизни» | |
Беседа «Что мы знаем о воде?» | Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть); уточнить значение воды для всего живого; активизировать словарь детей по теме (прозрачная, безцветная, безвкусная, жидкость); развивать любознательность, мышление, речь детей; воспитывать бережное отношение к воде. | |
Работа в детской лаборатории: экспериментирование «Волшебница-вода». | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с таким свойством, как способность растворять различные вещества; учить опытным путем выявлять растворимые и нерастворимые вещества; формировать умение выдвигать предположение, проверять его, делать вывод. | |
Беседа «Правила поведения на воде»; рассматривание иллюстраций. | Ситуативный разговор о правилах поведения на природе, во время отдыха; закрепить знание правил безопасного поведения около водоемов в разное время года. | |
П/и «Море волнуется раз», «Солнышко и дождик». | Учить детей находить выразительный образ, реагировать на сигнал; развивать фантазию, воображение; воспитывать выдержку. | |
День 3 | «Царство животных» | |
Беседа «Царство животных»; рассматривание фотоальбома «Животные нашего края». | Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; учить различать и называть диких и домашних животных; познакомить с животными, обитающими в Смоленской области; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, познавательный интерес. | |
Чтение х/л: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка». | Систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях; формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы, иллюстрации; поддерживать интерес к чтению. | |
Загадки, пословицы и поговорки о животных. | Учить узнавать животных по описанию характерных для них признаков; активизировать словарный запас детей, учить аргументировать свой ответ. | |
Д/и «Чей детеныш?» | Закрепить знания о животных и их детенышах, расширять представления о животном мире; учить различать диких и домашних животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных. | |
Образные упражнения «Угадай, кого покажу». | Учить детей передавать характерные движения животных, их повадки; развивать фантазию детей, артистические способности; способствовать созданию позитивного настроя детей. | |
День 4 | «Путешествие в лес» | |
Беседы «Что мы знаем о лесе?», «Правила поведения в лесу». | Дать детям представления о лесе, как об экосистеме; подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано; закрепить знания детей о правилах поведения в лесу; учить детей рассуждать, обосновывать свое мнение; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Чтение х/л: Т. Шорыгин «Прогулка в лес», К. Ушинский «Спор деревьев», И. Бродская «Упавшие листья». | Обогащать словарный запас детей; формировать знание правил поведения в лесу; активизировать в речи названия лесных деревьев; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе. | |
Д/и «С какого дерева листок?», «Назови плод», «Отгадай растение». | Обогащать знания детей о растениях, местах их произрастания; учить различать растения, находить сходства и различия. | |
Рассматривание атласа «Царство растений»; образовательная ситуация «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?». | Пополнять знания детей о растениях; дать понятие «лекарственные растения» и «ядовитые растения»; формировать навыки безопасного поведения в природе. | |
Трудовая деятельность: уборка опавшей листвы. | Уточнить у детей значение данной трудовой операции; учить правильно пользоваться детскими граблями, метелками; развивать соответствующие трудовые навыки и умения; воспитывать трудолюбие, желание помогать. | |
День 5 | «Знатоки природы» | |
Прослушивание звуков природы; д/и «Угадай, что за звук?». | Учить находить различие между звуками произносимыми животными, птицами, называть природные явления; развивать внимание, слуховое восприятие; прививать любовь к прослушиванию звуков природы. | |
КВН «Знатоки природы». | Формировать положительное отношение к природе; обобщить знания детей о природных сообществах; продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; воспитывать бережное отношение к природе. | |
Наблюдение на прогулке «Птицы на участке детского сада», кормление птиц. | Продолжать учить различать и называть зимующих птиц; уточнить у детей, зачем нужно кормить птиц в холодное время года; учить быть внимательными ко всему, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим. | |
Чтение х/л: Л. Есенина «Богатства Земли»; загадывание загадок о природе. | Учить детей понимать образные выражения, сравнения, слышать мелодику поэтического ритма; поддерживать интерес к художественной литературе. |
Работа с родителями.
- Консультация «Природа как воспитатель».
- Анкетирование «Экологическое воспитание в семье».
- Организация выставки совместного творчества «Осенний калейдоскоп».
Результаты проекта «Будь природе другом!»
Для детей:
- повысился уровень знаний об окружающей природе, о животном и растительном мире Курской области;
- познакомились с правилами безопасного поведения в природе;
- появилось желание беречь и охранять природу;
- обогатился и расширился словарный запас;
- расширился кругозор детей.
Для педагогов:
- создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
- повысился уровень компетентности в вопросах экологии.
Приложение 1
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши проекты. Проект по экологическому воспитанию. "Будь природе другом".
Я узнал, что у меняЕсть огромная семья:И тропинка, и лесок,В поле каждый колосок,Речка, небо голубое-Это всё моё, родное...С целью гуманного отношения детей к природе был создан этот проект....
Презентация к проекту по экологическому воспитанию "Будь природе другом!"
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, котора...
Проект по физкультуре с экологическим уклоном "Будь природе другом" в старшей группе
Проект предназначен для детей 5 -6 лет. Основной целью проекта стоит знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды. Разв...
Педагогический проект экологической направленности «Будь природе другом» в старшей группе
laquo;Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается посредством наблюдений. Полюбить природу можно лишь постоянно об...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
проект по экологическому воспитанию...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и,...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!» Старшей группы № 2 «Улыбка»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»Старшей группы № 2 «Улыбка»...