Проект по физкультуре с экологическим уклоном "Будь природе другом" в старшей группе
проект (старшая группа)
Проект предназначен для детей 5 -6 лет. Основной целью проекта стоит знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды. Развитие физических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством туристической деятельности; формирование у дошкольников интереса к особенностям природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_prirode_drugom.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
ТЕМА: «Будь природе другом».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ:
АКТУАЛЬНОСТЬ: Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
ПРОБЛЕМА:
- Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
- Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
- Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.
Развитие физических способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством туристической деятельности; формирование у дошкольников интереса к особенностям природы родного края.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование теоретических и практических туристских знаний, умений и навыков.
2.Формирование первоначальных знаний, умений, навыков в проведении небольших исследований объектов природы.
3. Развитие интереса к туристической деятельности.
4. Развитие выносливости, самоорганизации при ходьбе и беге на небольшие дистанции.
5. Развитие зрительной памяти, внимания, умения анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы.
6. Воспитание взаимопомощи, любви к родному краю, бережного отношения к природе.
ВИД ПРОЕКТА:
Долгосрочный, групповой
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы №9 «Улыбка», родители воспитанников и педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 «Виктория» города Смоленска.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 октября 2020 – 31 мая 2021
РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА:
- Информационные (методические материалы и пособия);
- Материально-технические (ПК, интерактивная доска, проектор, магнитофон)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА | ЗАДАЧИ ЭТАПА | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СРОКИ |
Подготовительный этап |
2. Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. 3. Создать предметно-развивающую среду группы. |
Подбор, разработка и составление тематических мероприятий. Предметно-развивающая среда, соответствующая теме проекта | 15.09.2020 05.10.2020 01.10.2020- 01.11.2020 |
Основной этап |
| Программа мероприятий с детьми, направленная на формирование теоретических и практических туристских знаний, умений и навыков посредством поисково-экспериментальной деятельности | 01.10.2020-31.05.2021 |
Результативный этап | Подготовить итоговое мероприятие | Презентация проекта |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ребенок, стремящийся к самостоятельному поиску на интересующие его вопросы.
Ребенок любящий свой родной город, край, бережно относящийся к природе.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ
по формированию представлений о природе родного края, о родном городе.
ФОРМЫ РАБОТЫ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Создание предметно – развивающей среды | Книжный уголок, в котором представлены книги для чтения и рассматривания: Энциклопедии птиц, животных, растений, Красная книга Смоленской области. Центр сюжетно-ролевых игр: «аптека», «путешествие по родному городу», «дорога», «водитель», «Мы –туристы» , «Соберись в поход», «Первая помощь» Игровые атрибуты для игр: схема-панно «Собери рюкзак», набор посуды туриста: котелок, тарелки мелкая и глубокая, посуда металлическая и пластиковая, ложки, стаканчики одноразовые, фляжка, термос, салфетки, бумажные полотенца. Бинокль, фотоаппарат, глобус, рюкзак, компас, коврик («пенка») туриста, аптечка туриста, предметы гигиены: мыло, полотенце. Очки солнцезащитные, верёвка, палатка, часы, лупа. Центр театрализованных и режиссерских игр: Макеты: «Город», «Участок детского сада». Карты и схемы: настенное панно-макет «Карта региона», карта России, план- карта походов в лес, план- схемы «Наш детский сад», «Моя группа», «Наш участок». Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: «Живая - неживая природа», «С какой ветки детки», Центр продуктивных видов деятельности: Аппликации из сухих листьев, поделки из семян, | 1.10.2020-31.05.2021 |
Совместная деятельность воспитателя и детей Природа родного края | Социализация «Профессия ботаник, зоолог». Коммуникативные игры: Игры с мячом «Чем мы можем помочь природе», «Угадай животных сказочного леса по описанию», «Назови детенышей животных», «Сочиняем истории о диких животных» Беседы: «Как человек пишет Красную книгу», «Почему они дикие», «Распространение семян», «Почему не зарастает в лесу рана от костра», «Почему образуются овраги», «Почему они дикие» Чтение рассказы о диких животных В.В. Бианки , Е.Благина «Одуванчик», Ю.Крутогоров «Дождь из семян» Рассматривание иллюстраций с изображением исчезнувших и редких животных Красной книги. Наблюдение за живой и неживой природой осенью. Опыты: Мир дерева 1. «Легкий – Тяжелый», 2.«Горит - не горит» 3. «3вучит — не звучит» 4.«Теплый - холодный» Опыт: Нужен ли корням воздух? Растения пьют воду. Дидактические игры: «Назови и расскажи», «Отгадай животных и птиц по описанию», «Самый наблюдательный», «Отдели съедобные грибы от несъедобных» Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги», «Переправа через болото», «Белочки на дереве – собаки на земле» | с 01.10.2020 по 31.10.2020 |
Составление самодельной книги «По страницам Красной книге» Рисование: Осенний лес, дикие животные, одуванчик. Спортивное развлечение «Прогулка в осенний лес». Совместная работа с родителями: информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Создание альбома «По страницам Красной книги». Создание папки-передвижки: «Ознакомление детей с природой родного края», «Давайте научим детей беречь природу». | ||
Мой край родной | Беседы: «Мой город – моя гордость», «Наш любимый детский сад», «запомни свой домашний адрес», «Городской транспорт», «Для чего нужны условные знаки», «Мой адрес». Коммуникативные игры: «Отгадай, где я нахожусь», отгадывание загадок, «Турпоход и туристические принадлежности» загадки, сочинение рассказа «Как я ходил в поход», Продолжи рассказ о городе». Рассматривание: фотографии значимых общественных зданий района, слайдовая презентация «Условные обозначения для плана», план – схема детского сада, план –схема группы Наблюдение:во время прогулки наблюдение за основными объектами, находящимися на территории детского сада, какие дома ты заметил по дороге в детский сад. Дидактические игры: «Назови правило» (правила детского сада), «Продолжи рассказ по описанию», «Собери рюкзак», «Безопасный город» Сюжетно- ролевые игры: «аптека», «путешествие по родному городу», «дорога», «водитель» Подвижные игры: «Светофор», игра с мячом «Я живу на …этаже», «»Мой город», «Совушка», «Переправа через болото» Чтение: Н.Холодковский «Гербарий моей дочери», С. Погореловский «Здравствуй лес», Е.Куц «Дома бывают разные», С.Михалков «Шагая осторожно», «Если свет зажегся красный», В.Семернин «Запрещается – разрешается» Творческая работа: рисование «Дом, в котором я живу», «Мама, папа, я – дружная семья», аппликация «светофор» Спортивное развлечение: «Мы пешеходы», «Мой город» Совместная работа с родителями: Составлеие фотоколлажа: «Наш семейный выходной», выставка рисунков «Безопасность на дороге», создание книжки – малышки «Правила дорожного движения». | с 01.11.2020 по 30.11.2020. |
Здравствуй, рюкзачок! | Беседы: «Мы идем в поход», «Правила поведения в природе», «Виды походов», «О профессии лесничий», «Правила поведения в походе и на привале» Коммуникативные игры: загадывание загадок о походе, о необходимых предметах в походе, викторина «Знатоки природы» Рассматривание: Слайдовая презентация «Рюкзаки»,просмотр мультфильма «Ох и Ах идут в поход» Наблюдение: за птицами в зимний период, чем питаются, как спасаются от холода; за природными явлениями. Дидактические игры: «Смотри, запомни, расскажи», «Что нужно для похода», «Времена года», «Где чей дом», «Читаем следы на снегу», «Лес и парк» Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся в поход» Подвижные игры: «кто быстрее соберет рюкзак», «Попади в цель», «Точный глазомер», «Переправа через болото», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», эстафеты «Кто самый ловкий», «Готовим картошку» Чтение: И. Бутримова «Советы бывалого туриста», Е.Неменко «В поход», Е.Дюк «Рюкзак», стихи о туризме, Г.Галина «В мире великом много чудес», В.Степанов «Лесничий» Творческая работа: оригами «Палатка», изготовление макета «На туристической прогулке», «Нарисуй компас», рисование «Зимний лес», «Обитатели леса». Спортивное развлечение: « Мы идем в лесной поход», Совместная работа с родителями: | С 01.12.2020 по 30.01.2021 |
О туризме и туристах | Беседы: «Виды туризма», « профессии – альпинист, турист, скалолаз, и особенности их деятельности», Коммуникативные игры: «Скажи наоборот», «Назови объекты живой и неживой природы», загадки о туризме и туристах Рассматривание: иллюстраций «Виды туризма», фотоматериалы «Семейный отдых» Наблюдение: за объектами живой и неживой природы во время прогулки Дидактические игры: «Назови, что обозначает каждый знак», «Отгадай, что в волшебной коробке», «Не ошибись» Сюжетно - ролевые игры: «Мы –туристы» , «Соберись в поход», «Первая помощь» Подвижные игры: «Танец туристов», «Как можно путешествовать», Чтение: «Великие путешественники» В. Зощенко, сказки «Лягушка - путешественница» В. Гаршина «Приключения Муравьишки» В. Бианки, «Веселый турист» С. Михалков, «Ох и Ах идут в поход» Л.Зубкова Творческая работа: рисование «Мы в походе», “Что возьмём с собой в поход”. (Коллаж из журналов) «Рисуем условные знаки» Спортивное развлечение: «Зимние тропинки». Совместная работа с родителями: Консультация «Организация семейных прогулок - походов», фотокаллаж «Семейный отдых» | С 01.02.2021 по 28.02.2021 |
Путешествие по карте Я и моё здоровье Здоровье в походе | Беседы: «Моя дорога в детский сад и домой», «Городской туризм», «Зачем нужны карты» Коммуникативные игры: «Расскажи о своей группе», «Большой и маленький человечки», интеллектуальная игра «Знакомые дорожки». Рассматривание: план – схема групповой комнаты, план – схема прогулочного участка, карта мира, Смоленской области Наблюдение: за значимыми объектами, находящимися на территории детского сада, за месторасположением уголков развития в группе. Дидактические игры: «Найди на плане», «Собери условные знаки», «Что в походе пригодится» Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие домой», «Поход в магазин», ( с остановками «Почта», «Магазин», «Парк аттракционов», «Детский сад») Подвижные игры: «Моя любимая группа», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Найди клад на участке, в группе», «раз, два, три к дереву беги», «Горячо – холодно» Чтение: С. Михалков «Рисунок», А.Плещеев «Мой садик», П.Воронько «Лучше нет родного края». Творческая работа: «Нарисуй условные знаки», «Дорожные знаки» Спортивное развлечение: «Путешествие по экологической тропе» Совместная работа с родителями: «Нарисуй маршрут из детского сада домой» Беседы: «Я – человек. Как я устроен», «Мои помощники -органы чувств» Коммуникативные игры: «Что полезно, а что вредно», стихи и загадки о нашем здоровье Рассматривание: схема «как устроено тело человека», энциклопедии «как устроен человек» Наблюдение: «мы растем» Дидактические игры: «Четвертый лишний». «Что вредно для здоровья», «Где любят жить микробы», «Съедобное - несъедобное» Сюжетно – ролевые игры: «Умоем кукол», «Больница», «Мы – спортсмены», «Магазин», Подвижные игры: «Тело человека» , «Для чего глаза на сете?», «Белка выбирает дупло» Чтение: стихи и загадки о частях тела человека, о нашем здоровье, М.Ефремов «Тело человека», Л.Зильбер «Стихи про витамины», А.Барто «Я расту», С Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», Н.Орлова «Ребятишкам про глаза» Творческая работа: рисование «Полезные витамины», «Что вредно для зубов» Спортивное развлечение: «От микробов и болезней нам туризм всего полезней» Совместная работа с родителями: выставка рисунков «Чтобы быть здоровым». Беседы: «Можно ли пить дождевую воду», «Лекарственные растения. Как они лечат», «Почему лес называют зеленой аптекой» Коммуникативные игры: игра – викторина «Помощники врача» Экспериментирование: «Как очистить дождевую воду» Опыты с водой Рассматривание: карточки на тему «Лекарственные растения», «Этапы развития растения» Наблюдение: За дождем, за растениями мать и мачехи, подорожника, крапивы, ромашки, изучение их строения. Дидактические игры: «Зеленая аптека», «Такие полезные растения», «Что сначала, что потом», «Когда это бывает» Сюжетно –ролевые игры: «Собери аптечку для турпохода», «Аптека», «Больница» Подвижные игры: «Ручеек», «Куда пойду и что найду», «Сборщики», «Пробеги не упади» Чтение: В.Золотов, М.Пришвин, К.Ушинский, Е.Чарушин – произведения о природе. Творческая работа: рисование «Где живет вода», «Листья подорожника», «Лекарства в аптечке» Спортивное развлечение: «Экологическая прогулка по тропе природы» Совместная работа с родителями: Составление совместно с родителями гербария «Лекарственные растения». | С 01.03.2021 по 30.03.2021 С 01.04.2021. по 30.04.2021.
с 01.05.2021 по 31.05.2021 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | ИСТОЧНИК |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
Приложение
Беседа на тему: «Природа нашего края»
Цель: познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; Воспитывать заботливое бережное отношение к природе как к источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Ход беседы:
Воспитатель читает стихотворение поэта Л.Дайнеко
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем Солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
-Ребята о чем говорится в этом стихотворении?
- А вы знаете, что такое природа?
Сегодня мы поговорим с вами о природе нашего родного края. Наш край богат полями, лугами, озерами, реками и лесами. Давайте вспомним, какие деревья живут у нас? (Ответы детей)
Для многих людей является символом России белоствольная береза. Красавицу березу можно встретить в лесу, в поле у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берез и березовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в березовой роще в любое время года. Береза- любимое дерево народа не об одном дереве не сложено столько много стихов.
«Береза»
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Что такое лес? Конечно лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета смотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?
Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется – березняк. А как назовем лес, где растут ели? (находят картинку ельника) Сосны? (Сосняк) Дубы? (Дубрава) Как вы думаете: что такое Смешанный лес? ( Лес, где рядом растут разные породы деревьев – сосны, березы, осины и т.д.).
-Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес – это дом животных, птиц. Лес – это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.
Ребята, а как вы понимаете словосочетание – «охрана природы»?
- Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.
Для восстановления лесов ежегодно высаживают деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например: наводнения. В нашем крае много растений и животных. Какие животные обитают в нашем Ивановском крае? Птицы? Насекомые? (ответы детей)
Среди них, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (ответы детей) Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают это закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из – за красивого меха, другие из – за вкусного мяса, третьи из – за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались бы люди как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили создать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого - либо другого цвета. Потому что красный цвет – цвет опасности. Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно»! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России. (показ книги) она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. Но замечательно то, что человек умеет исправлять все свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, иногда приходит в это место как гость. В заповеднике охраняются все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей) Правильно охранять природу нужно в любом месте.
Давайте вспомним правила охраны природы.
1) На природе запоминать то, что увидели;
2) Ходить по тропинкам;
3) Не ломать ветки деревьев;
4) Не топтать цветы и травы;
5) Не кричать, не включать громко музыку;
6) Не лезть в птичьи гнезда;
7) Не ловить насекомых;
8) Не разрушать грибницы;
9) Не оставлять не потушенных костров;
10) Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (ответы детей) Давайте мы никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем Ивановском крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Чтение произведений:
«Стыдно перед совушкой» В.А. Сухомлинский
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
История одной яблоньки. Ушинский К. Д.
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.
Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги .
Разучивание стихотворений о птицах, о животных, о деревьях:
Ю. Алешин
Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
М. Мишакова
Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!
Л. Слуцкая
Нежная бормочет ива:
«Я немножечко плаксива,
Но зачем во всяком случае,
Называть меня плакучею?»
Т. Зайцева
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
В. Берестов
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Е. Стеквашова
Белочка что заводная,
Скачет устали не зная.
По еловому стволу,
Как по ровному столу.
С ветки на ветку,
Торопится к деткам.
И несет не пирогов -
Связку белых грибов,
Горстку орешков,
Ягод - сладкоежкам.
Дидактические игры, используемые в работе над проектом.
«Птицы нашего края»
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»[/b]
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
Дидактическая игра: «Зимующие и перелётные птицы»
Цель: закрепить знание детей о зимующих и перелётных птицах, рационе их питания.
Инструкция: Вырежьте карточки. Перемешайте изображения птиц.
Проведите беседу о питании птиц, их рационе. Предложите ребёнку расположить их на круге с едой.
Например: ласточка питаются исключительно насекомыми, поэтому располагаем её на месте насекомых.
Дятел питается не только насекомыми, но и семенами хвойных пород деревьев. Поэтому располагаем его изображение на месте шишки с семенами и стрекозой.
Расскажите детям, что улетают в тёплые края не все птицы, а только те, которые в основном питаются насекомыми, водорослями, лягушками и рыбой. Ведь зимой водоёмы покрываются льдом и им не достать пропитания.
Предложите ребёнку расположить перелётных птиц в кругу с солнцем, зимующих в кругу со снежинкой.
Шпаргалка для взрослых:
Зимующие птицы и чем они питаются:
Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.
Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.
Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.
Клёст: хвойные семена.
Свиристель: рябина.
Синица: насекомые, зерна, сало.
Снегирь: рябина (семена).
Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.
Щегол: насекомые, семена трав.
Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.
Перелётные птицы и чем они питаются:
Цапля - рыба, лягушки.
Трясогузка - насекомые.
Соловей: насекомые, черви
Ласточки-насекомые
Лебедь: водные растения и рыбка
Чайка: рыбка и отходы
Утка: водные растения, рыба
Кукушка: волосатые гусеницы, насекомые.
Журавль: корешки водных растений, насекомые, лягушки.
Скворец: черви, насекомые.
Подвижная игра: «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры:
«Что сделано человеком?» спрашивает воспитатель и передает одному из играющих, какой – либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?». Игра повторяется по новому кругу, ребенок не сумевший ответить выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимает игру.
Цикл игр на туристическую тематику
«Мы идем в поход»
Цель: познакомить с таким видом отдыха, как поход, рассказать детям, что можно делать в походе. Развивать и обогащать словарный запас детей: Слова – предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас, пенка. Слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
Материал: игровой макет «Уголок туриста»
Содержание: педагог предлагает детям рассмотреть макет, рассказывает детям про вид отдыха – туризм, знакомит детей с видами туризма, рассказывает детям о правилах поведения на природе. Детям раздаются маленькие человечки, и начинается игра.
«Назови и расскажи»
Цель: Учить детей узнавать лекарственные растения, грибы: съедобные и ядовитые, растущие в родной местности. Учить правильно, собирать растения, не нанося вред окружающей среде.
Материал: Карточки с лекарственными и ядовитыми растениями, съедобными и ядовитыми грибами.
Содержание: На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений или грибов. Дети по очереди берут по одной картинке, называют, что изображено и рассказывают о растении: лекарственное, съедобное или ядовитое. Как используется человеком.
«Виды туризма. Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания о разновидностях туризма.
Материал: Карточки с изображением разных видов туризма.
Содержание: На столе разложены карточки с изображением разных видов туризма. Ребенок берет любую карточку, называет вид туризма и рассказывает, что он знает об этом виде туризма.
Игра-тренировка «Мы собираемся в поход»
Цель: Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Уметь правильно выбрать вещи, необходимые туристу.
Материал: Вещи, необходимые туристу в походе: котелок, рюкзак, миска, ложка, палатка, фонарик, нож, топорик, гитара, игрушки, мяч, фен, магнитофон, и т.д.
Содержание: Ребенок должен из предложенных ему вещей выбрать те, которые ему понадобятся в походе.
«Назови правильно»
Цель: Закрепить понятие о топографических знаках, их значении. Различать топографические знаки на плане. Уметь изготовлять карты-схемы турпохода.
Материал: Карты, планы местности, карточки с топографическими знаками.
Содержание: На столе лежат карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Ребенку предлагают взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.
«Что будет, если…?»
Цель: Закреплять правила поведения в природе. Знать, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Материал: Карточки «Правила поведения в природе».
Содержание: На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Педагог задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.
«Зеленая аптека»
Цель: Закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.
Материал: Картинки с лекарственными растениями
Содержание: Дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т.д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде педагога дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т.д.
«Разложи костер»
Цель: знать и различать виды костра, уметь выкладывать костер.
Материал: бруски для выкладывания костра, карточки с видами костра.
Содержание: педагог приносит в группу коробку и говорит, что в коробочке лежат карточки с разными видами костров и брусочки (полешки, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.
Конкурсы
«Каким маршрутом мы быстрее и правильно доберёмся
до места»
Цель: закрепление знаний, умений и навыков ориентировки по карте и на открытой местности.
Материал: карта-схема местности, компас. По дороге мы внимательно смотрим по сторонам, запоминаем все дорожные знаки, встречающиеся нам на пути.
«Кто назовет наибольшее количество дорожных знаков
по маршруту»
Цель: развиваем внимание, память, закрепляем ПДД.
Содержание: при движении по маршруту дети внимательно рассматривают дорожные знаки, запоминают и на стоянке рассказывают какие знаки и сколько они видели и их значении.
«Кто быстрее - от 1 до 10»
Цель: развитие физических качеств: ловкости, быстроты. Закрепление цифр от 1 до 10.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.
Содержание: Прикрепим без всякого порядка на деревьях, находящихся на различных расстояниях номера от 1 до 10, каждый участник оббегает все деревья от первого до десятого, коснувшись каждого из них рукой.
Эстафеты
- «Чья команда быстрее соберёт хворост»
- «Дойти до пенёчка и посчитать количество шагов»
- «Пробеги, не упади»
- «Попади шишкой»
- Поиски по стрелам «Волшебного сундучка».
- «Разложи костёр».
- «Свари уху».
- «Перепрыгни-подлезь».
Занимательные подвижные игры на природе
Цель: совершенствование освоенных ранее детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Задачи: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи оказывают всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Лиса и мыши
Животным нелегко живётся в дикой природе. Они постоянно борются за выживание. Хищник должен питаться, добыча старается от него ускользнуть. В этом поединке у каждого свои преимущества.
Подготовка: необходимо подготовить площадку для игры. Она должна быть сухой, на ней не должно быть зарослей или молодых деревьев. Её размер зависит от количества игроков: на 10 человек примерно 40*40 метров. Листья сгребают в небольшие кучи, которые будут играть роль мышиных нор. Мышей должно быть больше, чем нор. Количество нор должно быть вдвое меньше количества участников. Нужно также обустроить «станцию реанимации» - она должна быть обозначена кругом из листьев, веток или камней.
Правила и ход игры: один из участников будет лисой (можно выбрать двух водящих), другие – мышами. Мыши не могут выходить за пределы игровой площадки. Лиса пытается поймать мышей. Как только она касается мыши, та становится узницей и ложится (приседает, садится на корточки и т.д.) на землю. Одна мышь-узница может быть спасена двумя другими мышами: они должны её перенести на станцию реанимации. Как только мышь засунула голову в норку (куча листьев), она в безопасности и лиса не может к ней прикоснуться. Но норка может укрыть за один раз только одну мышь. Если мышь подбегает к уже занятой норке, она кричит: «Выходи отсюда, мышь!» Тогда находящаяся в норке мышь должна найти другую норку. Когда лиса стучит 3 раза по специально отведённой ветке (колокольчик, бубен), все мыши должны поменяться норками. Игра заканчивается тогда, когда все мыши становятся узниками. Если через 10 минут после начала игры лиса не смогла поймать всех мышей, то игроки меняются ролями: главная мышь, выбранная до начала игры, свистит, подавая сигнал (это может быть и взрослый). В этот момент все мыши (даже узники) начинают преследовать лису. Тот, кто сделает её узницей, сам становится лисой.
В поисках сокровищ
Поиграем в пиратов! Где – то спрятано сокровище. У нас есть некоторые указания, план… и много желающих обнаружить тайник. Посмотрим, кто же его найдёт первым?
Подготовка: сокровищем могут быть сувениры, сладости и т.д. Сокровище можно положить в банку, коробку или ящик, который можно раскрасить как сундук. Принять участие могут 2, 3 или 4 команды. Каждая команда состоит из 3-6 человек. Потребуется бумага, карандаши, компас и карта. Можно взять фляжку с водой. Необходимо выбрать для игры большую площадку с зарослями, деревьями, оврагами и пригорками. Придумываются таинственные послания и прячут их в различных местах (организатор игры): закопать, привязать к ветке, спрятать под камнем и т. д.
Правила и ход игры: игра включает в себя несколько этапов (например, пять). Вначале каждая команда получает конверт, в котором содержится указание, как найти следующее сообщение, спрятанное дальше. И так далее. В последнем сообщении раскрывается местоположение тайника. Сообщение может быть закодировано. Можно нарисовать план, используя симпатические чернила, или разрезать его как пазл. Каждое послание содержит два указания: маршрут следования к следующему сообщению и информацию, как найти его точное местоположение. На одном из отрезков пути можно не рисовать план, а указать дорогу при помощи специальных знаков. Каждый раз требуется два конверта. В первом содержится загадочное послание. Во втором первое послание расшифровано, чтобы в случае ошибки можно было найти верный путь. Если команда вскрывает второй конверт, то она должна вернуться на один этап назад или выполнить дополнительное задание. Каждой команде можно придумать название и эмблему, которая будет изображена на конвертах. Естественно команды не имеют право брать чужие конверты.
Полоса препятствий
Это один из вариантов спортивных соревнований. Кто будет самым ловким, самым быстрым? Для этой игры лучше собрать большое количество участников. Можно создать несколько команд.
Подготовка: можно предложить какую-нибудь тему соревнований, например, исследователи заблудились в джунглях. Они должны перейти реку, перебраться через скалы, проложить себе дорогу через лесную поросль, преодолеть овраг с помощью лиан и т.д. Организовать полосу препятствий можно на пересеченной местности. Маршрут можно разнообразить, используя неровности выбранного участка. Можно воспользоваться тем, что есть уже на месте.
Следует четко обозначить маршрут. Препятствия должны быть простыми и понятными. Маршрут должен быть разнообразным. Надо предусмотреть участки для бега между препятствиями. Сами препятствия должны быть надёжными, чтобы избежать несчастных случаев. Все препятствия должны быть знакомыми и ранее отработанными.
Маршрут содержит некоторое количество препятствий, которые надо преодолеть. Они могут различаться по количеству затраченного времени, по уровню сложности, а также зависит от возраста и подготовки участников. Если естественных препятствий нет или же они не вполне подходят для соревнований, то можно их сделать или изменить под себя.
Правила и ход игры: каждая команда состоит из 5 участников. Маршрут разделён на 4 отрезка, каждый из которых составляет от 30 до 100 метров в длину. Колышек с номером ставится в начале каждого отрезка. Первый и пятый участник встают в начале маршрута, второй – у таблички с №2, третий – у №3 и т.д. Первый участник держит в руках эстафетную палочку. Он пробегает первую часть маршрута и отдаёт палочку участнику под №2 и остаётся ждать у таблички под №2. Второй участник пробегает вторую часть и отдаёт палочку третьему участнику и т.д. Номер 4 отдаёт палочку №5, №5 пробегает первую часть и передаёт эстафету №1. Номер 1 пробегает вторую часть и т.д. Таким образом, каждый участник должен пробежать все отрезки маршрута. Не надо давать старт сразу всем командам: соперники могут столкнуться. Время лучше засекать секундомером.
Виды эстафет: бег на время; прыжки через лежащее дерево, через ручей, через барьер с опорой на руки; серия прыжков с кочки на кочку, с высоты; восхождение на гору, деревянная лестница, верёвочная лестница; ползание через трубу, через серию препятствий; удерживание равновесия на бревне, камнях; перемещение, цепляясь руками, в висячем положении.
Ралли на природе.
Смысл игры заключается в том, что участники должны пройти маршрут, который состоит из нескольких этапов, и преодолеть испытания. Возможны любые варианты игры. Организуется в лесу трасса и предлагаются различные конкурсы, связанные с природой.
Подготовка: для подготовки к игре команда организаторов должна быть многочисленной. Нужно точно обозначить трассу и задания. На каждом этапе один из организаторов будет проводить конкурсы. Участников в ралли может быть много. Они распределяются на группы, в каждой из которой будет минимум 3 человека. Трасса может быть обозначена по-разному. Можно дать карту каждой команде, можно использовать зашифрованные послания или же отметить правильную дорогу знаками. Трасса будет интереснее, если она проходит через труднопроходимые места, можно сделать ложные тропинки. Чтобы обозначить дорогу, вместо знаков можно использовать следы животных. Вырезается силуэт (контур, оттиск, печатка и т.д.) на деревянном бруске или каком-либо другом твёрдом материале и ставятся эти отпечатки на равномерном расстоянии друг от друга на земле или песке. Но не забудьте предложить вопросы и задания.
Правила и ход игры: во время прохождения трассы игроки должны заполнить вопросник. В некоторых точках маршрута один из организаторов ждёт их, чтобы предложить им выполнить задание. Каждый вопрос и каждое задание оценивается определенным количеством баллов. При определении победителя учитываются время прохождения маршрута и количество набранных баллов.
Примеры заданий: назвать цветок, узнать дерево по его коре с закрытыми глазами, узнать животное по следам, определить растение по запаху, определи по приметам и т.д. Можно предложить несколько спортивных состязаний.
Примеры вопросов: Какие из этих растений находятся под охраной? Как называется самка кабана? (кабаниха) Где живут муравьи? (в муравейнике) и т.д.
«Охотники»
Цель: развиваем внимание, ловкость, быстроту реакции.
Содержание: педагог идет впереди, а дети, спрятавшись так, чтоб он их не видел, идут за ним на расстоянии 20 метров. Изредка педагог оглядывается и тот, кого он заметит, выбывает из игры.
Игры с шишками
1. «Пройди – не урони!»
Цель: закреплять и развивать умение сохранять равновесие, ловкость.
Оборудование: шишки, бум.
Содержание: нужно пройти по бревну с 20 шишками в руках, если шишки из рук падают – начать сначала. 2. «Стрельба шишками по мишени»
Цель: развиваем и тренируем: глазомер, внимание, быстроту реакции.
Оборудование: горизонтальная или вертикальная цель (2 обруча, 2 корзины) по 5 шишек на ребёнка.
Содержание: дети по 2 человека бросают шишки в мишени. Выигрывает тот, кто больше раз попадёт в мишень.
«Беличьи хвосты»
Цель: развиваем и тренируем: внимание, ловкость, мелкую моторику рук, скорость движения.
Оборудование: отрезки ткани по 20см 2 разных цветов.
Содержание: Ребята делятся на две команды. Каждая команда выбирает белку с хвостом определенного цвета. Воспитатель прячет в лесу отрезки разного цвета. Дети по команде ищут хвосты своего цвета и привязывают их друг к другу. Побеждает белка с самым длинным хвостом.
«Точный глазомер»
Цель: развитие глазомера, наблюдательности, внимания, закрепление навыков счёта.
Содержание: участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до определённого объекта, например, куста или дерева. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».
«Круговорот»
Дети идут по дороге пара в спокойном темпе. По сигналу руководителя последняя пара ускоряет шаг, стараясь обогнать впереди идущих ребят и встать во главе строя. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не выполнят задание. Игру можно проводить и тогда, когда ребята идут гуськом. Если колонна растянулась, разрешается опережать её бегом.
«Скороходы»
На земле обозначается линия старта, намечается финишный ориентир. По сигналу все начинают ходьбу, стараясь как можно быстрее дойти до финиша. Побеждает тот, кто, не нарушив правила (не перейдя на бег), первым достиг финиша.
«Кто наблюдательнее!»
Ребята получают задание: определенный отрезок пути идти молча, внимательно смотреть по сторонам, стараясь все увидеть и запомнить. Побеждает самый наблюдательный – тот, кому удалось запомнить больше всего деталей, подробностей.
Волейбол
Между деревьями на высоте 2 м натягивается веревка. Мячом служит воздушный шар или надувной мяч, в который добавляется немного воды. Это делает его чуть тяжелее, а направление полета мяча благодаря перемещающемуся центру тяжести становится неожиданным для играющих. Мяч отбивается как в обычной игре в волейбол. Каждый старается перебросить его на сторону соперников. Не давая мячу упасть на своей стороне.
«Забрось в корзину»
К ветке дерева подвешивают корзину для грибов и раскачивают. Играющие становятся на расстоянии 4 метра от корзины и забрасывают в нее какие-либо мелкие предметы: один - камешки, другой - желуди, третий - шишки и т.д. Когда корзина
перестанет качаться, игра прекращается. Содержимое корзины подсчитывается, и победителем объявляется тот, кому удалось забросить больше предметов.
«Камешки»
Играющие садятся на землю в кружок, у каждого пять камешков. Ребята выполняют следующие задания:
1. Взять в руку пять камешков, один подбросить, остальные быстро положить на землю и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
2. Подбросить находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно с земли оставшиеся два.
3. Подбросить четыре камешка и поймать, предварительно взяв один.
4. В руке пять камешков. Один придержать большим пальцем, остальные подбросить и поймать, предварительно положив пятый камешек на землю.
5. Подбросить вверх пять камешков, и поймать их.
Побеждает тот, кто наибольшее число заданий выполнил правильно.
«Посмотри и запомни»
Ребята делятся на две команды и садятся спиной друг к другу. За 57 минут они должны запомнить в деталях все, что видят перед собой. Затем команды меняют местами и задают друг другу вопросы об увиденном. Побеждает команда, проявившая большую наблюдательность.
«Вернись вовремя!»
Руководитель выстраивает ребят в шеренгу, затем предлагает им разойтись и вернуться ровно через 5 минут. По часам он отмечает время, затраченное каждым игроком на то, чтобы вернуться в строй, и объявляет результаты. Игра повторяется 2-3 раза.
«Невидимки»
Дети садятся в круг, в центре которого - водящий с завязанными глазами. Тот из играющих, на кого укажет руководитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шорох или шаги, должен указать рукой направления, откуда это звуки доносятся. Если с первого же раза он укажет направление верным, незадачливому «невидимке» придется его сменить. Если же нет, движение к водящему продолжается. Победителем объявляется тот, кто сумел приблизиться к водящему вплотную и дотронуться до его плеча.
«Тяни в круг»
На рюкзак кладется мяч. 5-6 человек, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака. При помощи различных
движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мять любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.
На природе также можно играть и в простые дворовые подвижные игры: «Гуси- лебеди», «10 палочек», «Тише едешь - дальше будешь», «Казаки - разбойники», «12 записок», «Вышибалы», «Горелки», «Колдуны», «Хвостики», «Хвост дракона», «Чехарда» и т.д.
Подвижные игры
Игра "Надежная связка"
Каждая команда строится в колонну по два, пара берется за руки. По сигналу учителя первые пары бегут к мячу, лежащему на расстоянии 7 м. Не расцепляя рук, обегают его и возвращаются к своей команде. Встают в конце колонны. Затем продолжает игру следующая пара. Выигрывает команда, которая первая закончила бег и показала надежность своих "связок".
Игра «Найди свой рюкзачок»
Участники игры по сигналу разбегаются по полянке, услышав второй сигнал, быстро возвращаются к своему рюкзачку и берут его в руки. Игра повторяется 2-3 раза. Отмечаются дети, быстро нашедшие свои рюкзачки.
Игра "Ох, ух, эх"
Команды выстраиваются в шеренги. Первые в шеренгах выполняют прыжок на двух ногах в длину. Место приземления отмечается. Затем прыжок выполняют следующие в шеренгах игроки. Если ученик не допрыгивает до отметки первого, он говорит "ох"; если допрыгнет - "ух"; если перепрыгнет - "эх». Когда все закончат прыжки, подсчитывают, сколько в команде "охов", "ухов", "эхов". Затем игра начинается с другого конца шеренги
Игра "Зоркий глаз"
В кругу раскладывается несколько предметов в определенном порядке (например, мяч, кегля, скакалка, шарик). Игрок несколько секунд смотрит на предметы, затем поворачивается спиной к кругу. Два предмета меняют местами. Задача - установить исходное положение предметов. Игра проводится по группам.
Игра "Вороны - воробьи"
Учащиеся становятся в две шеренги на середине зала спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Если педагог называет «во-ро-ны», убегают дети, стоящие в первой шеренге, а «во-ро-бьи» стоящие во второй шеренге стараются догнать и осалить их. Те, кого осалили, переходят во вторую шеренгу. Если педагог называет «Во-ро-бьи», то убегают учащиеся, стоящие во второй шеренге.
Игра "Внимание"
Встать в колонне и запомнить свой порядковый номер. Педагог называет порядковый номер, ребенок приседает. Когда все окажутся в приседе, педагог продолжает называть порядковые номера, а дети встают.
Игра «Смена ведущих»
Дети движутся в колонне по два. По сигналу педагога дети в парах, не останавливаясь, поднимают руки – «ворота». Направляющие должны пройти под «воротами » в конец колонны. «Замкнутый круг» По сигналу педагога (хлопок, свисток) направляющий, а за ним и вся колонна догоняют замыкающего и продолжают движение до тех пор, пока не окажутся на своем месте.
Игра "Рассеянный с улицы Бассейной" (в форме эстафеты).
Участники игры поочередно приносят вещи, необходимые для похода, выбирая их из предложенного набора разнообразных предметов. (Можно использовать карточки с рисунками
Игра "Ушки на макушке"(походные должности)
Учащиеся строятся по туристским группам в колонны по одному. Каждый порядковый номер соответствует походной должности, например, 1 - ответственный за питание, 2 - эколог и т.д. Педагог называет походную должность, из каждой команды выбегает соответствующий ребенок, обегает предмет, лежащий на расстоянии 7 м. и возвращается к своей команде. Прибежавший первым приносит своей команде одно очко прибежавший вторым - два очка и т.д. Затем педагог называет другую походную должность - и игра продолжается. Выигрывает команда, набравшая наименьшее количество очков.
Методические рекомендации по проведению занятий
Занятие по теме: «Детские путешествия. Дневник путешественника».
Цели:
I. Обобщить и расширить знания детей о различных видах путешествий.
2. Увлечь детей замыслом и обсуждением предстоящего похода.
3. Обучать входить в пеший ритм.
Игровое название занятия: Общество отважных путешественников.
Игровая цель детей: проявить качества, необходимые путешественнику, и вступить в общество "Отважный путешественник".
Содержание. Диалог с детьми о путешествиях, которые они совершали: экскурсии, прогулки, походы, поездки. Обсуждение предстоящего похода. В конце года все отважные путешественники отправятся в увлекательный поход в лес вместе со своими родителями, педагогами и друзьями. Лес всегда полон чудес и загадок. В туристском походе нас ждут увлекательные встречи и приключения. Любое путешествие имеет свое начало. Наше путешествие начинается в спортивном зале. Каждый настоящий путешественник ведет дневник. В дневник записывают и зарисовывают свои впечатления, вклеивают туда памятные сувениры.
Для дневника нужно выбрать блокнот или тетрадь. Обязательно ставить число, месяц, год. Например, Христофор Колумб записал однажды: "12 сентября 1592 года. Два часа утра. На горизонте показалась земля". Так все узнали, как была открыта Америка.
Домашнее задание: завести дневник путешественника, нарисовать рисунок о себе, в каких путешествиях участвовал. Подобрать с родителями для чтения книгу о путешествиях.
Занятие по теме: «Походные должности».
Цели:
1. Ознакомить детей с различными видами деятельности в походе, поощрять их инициативу при распределении заданий.
2. Напомнить о выполнении утренней зарядки.
3. Тренировать выносливость и сноровку.
Игровое н а з в а н и е занятия: Все работы хороши, все ребята нам нужны. Игровая ц е л ь детей: распределить походные должности.
Содержание. Диалог с детьми о различных видах деятельности в походе. Разделение группы на туристские подгруппы и распределение в группах походных должностей, например: командир, ответственный за питание, медик, корреспондент, фотокорреспондент, физорг, завхоз, эколог и др.
Ходьба в колонне по одному с сохранением заданной дистанции (на углах зала поставить ориентиры, которые нужно обходить, не задевая). Перестроение по туристским группам в колонну по одному. По сигналу первая группа выполняет бег по кругу, затем пристраивается за последней группой и продолжает движение шагом. Бег начинает вторая группа. И т.д.
Домашнее задание: зарисовать в дневник путешественника значком свою походную должность и свои обязанности. Выполнять зарядку туриста дома, в саду или в парке
Занятие по теме: «Туристское снаряжение. Одежда туриста»
Цели: I. Ознакомить детей с туристским снаряжением.
2. Обучать мягкому приземлению.
3. Тренировать правильную осанку и навык контроля за осанкой.
Игровое название занятия: По горе идет гора всевозможного добра.
Игровая цель детей: отобрать для похода только те вещи, которые необходимы. Содержание.
Диалог с детьми о предстоящем походе. Вещи, которые туристы берут с собой в поход, называются снаряжением. Благодаря - им, в походе становится удобно и безопасно. Походное снаряжение должно быть легким, прочным, иметь небольшие размеры. Снаряжение, которое используется только для нужд самого туриста, - это личное снаряжение, для всей группы - групповое. Отгадать загадки.
Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, Я повисну за спиной. (Рюкзак)
И от ветра и от зноя, От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это? (Палатка)
Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад, на восток. (Компас)
Он в походе очень нужен, Он с кострами очень дружен. Можно в нем уху варить, Чай душистый кипятить. (Котелок)
Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помнит нас. (фотоаппарат)
В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки — Раздают всем огоньки. (Спички.)
Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. (Термос.)
Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот — Открывай пошире рот. (Ложка)
Рассмотреть на плакате предметы туристского снаряжения, обсудить, что понадобится для предстоящего похода.
Построение по туристским группам по команде командиров.
Ходьба с палкой: вверху, на плечах, за спиной. Ходьба с остановками и проверкой осанки. Бег по разметкам.
Домашнее задание; нарисовать в дневнике путешественника себя в туристском костюме и то снаряжение, которое понадобится в походе. Совершить с родителями разминку и пробежку в туристском костюме.
Занятие по теме:
«Направляющий и замыкающий при передвижении в походе»
Цели: 1. Ознакомить детей с обязанностями направляющего и замыкающего.
2. Обучать продолжительному медленному бегу.
3. Тренировать работоспособность и умение самоконтроля.
И г р о в о е н а з в а н и е занятия: Сильный - впереди, сильный - позади.
И г р о в а я цель детей: выбрать для похода направляющих и замыкающих. Содержание.
Диалог с детьми о правилах движения в походе (на улице, через улицу или дорогу, в поле или лесу). Обсуждение безопасности маршрута. Обязанности направляющего и замыкающего в походе. Направляющий должен знать маршрут, выбирать лучший способ его прохождения, задавать скорость движения. Замыкающий должен: следить, чтобы группа не растягивалась; никто не отставал; не натыкался на впереди идущего; уметь оказывать помощь. Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. Ходьба в колонне по одному. Задание направляющему: например ходьба к указанным ориентирам. Задание замыкающему: например, заметить, кто в строю идет с неправильной осанкой. Смена направляющего и замыкающего.
Домашнее задание : зарисовать в дневнике, что понравилось в телепередаче "Непутевые заметки". Выполнять разминку и комплексы туриста.
Занятие по теме: «Укладка рюкзака»
Цели: Ознакомить детей с правилами пользования рюкзаком.
Обучать подниманию и переноске груза, удержанию правильной осанки.
Учить ориентироваться в пространстве.
Игр о во е н а з в а н и е занятия: Сядь на пенек, загляни в рюкзачок.
И г р о в а я ц е л ь детей: уложить в рюкзак все вещи на места.
Содержание. Диалог с детьми о предстоящем походе. Ты идешь с друзьями в лес, А он за плечи тебе влез, Сам идти не хочет, Он тяжелый очень. (Рюкзак) Рассмотреть с детьми рюкзак. Укладка рюкзака. Одевание и снимание рюкзака. «Эстафета «Рюкзачок бежит по кругу» Ведущий подает сигнал, по которому дети начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с водящим начинают счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается. Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени. Ходьба коротким, средним и длинным шагом. Бег в медленном темпе с сохранением заданной дистанции.
Домашнее задание: подготовить для похода рюкзак. Совершить с родителями прогулку на дальнее расстояние. Зарисовать в дневникесвоивпечатления о прогулке.
Занятие по теме: «Преодоление препятствий».
Цели:1. Обучать преодолению комбинированных препятствий.
2. Формировать навык ритмичной, равномерной ходьбы.
3. Тренировать ловкость.
Игровое название занятия: Умный в гору не пойдет.
Игровая цель детей: преодолеть "неприступные" препятствия.
Содержание. Диалог с детьми о разных препятствиях, которые могут встретиться на пути.
Для туриста важно принять правильное решение, как преодолеть препятствие. Можно препятствие перешагнуть, перепрыгнуть, перелезть, подлезть, а можно просто обойти. Ходьба под счет, с хлопками, с речитативами. Например: Впереди у нас поход – Раз, два, раз, два; Позади нас целый год – Раз, два, раз, два.Тот, кто бегал целый год, - Раз, два, раз, два, Тот в пути не устает, - Раз, два, раз, два. Бег с различным положением ног: высоко поднимая колени, с выносом прямых ног вперед.
Домашнее задание: зарисовать в дневнике опасности и препятствия по дороге в детский сад, в магазин.
Занятие по теме: «Взаимопомощь в походе».
Цели:
1. Формировать у детей доброжелательность, стремление прийти на помощь товарищу.
2. Обучать обращению с рюкзаком.
3. Тренировать правильное дыхание в ходьбе.
Игровое название занятия: Птица сильна крыльями, а человек - дружбой. Игровая цель детей: помочь своему товарищу при выполнении упражнений. С о д ер ж а н и е .
Диалог с детьми о товарищеской взаимопомощи в походе, в учебе, в жизни. Построение в шеренгу.
Домашнее з а д а н и е : нарисовать в дневник своего друга. Выполнять разминку, прогулку, игру "Шагомер" вместе с родителями. Нарисоватьисунокдлявыставки о прочитанномпутешествии.
Занятие по теме: «Костер в туристском походе».
Цели 1. Ознакомить детей с простейшими видами костров, обратить их внимание на противопожарные меры.
2. Формировать навык ходьбы с сохранением заданной дистанции
3. Тренировать внимание и быстроту реакции.
Игровое название занятия: Вокруг туристского костра собираются друзья. Игровая цель детей: выбрать вид костра для участия в туристском конкурсе. Содержание. На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собою не возьмешь. (Костер)
Диалог с детьми о значении костра в походе. Костер - это самый надежный друг туриста. Он и обогреет, и накормит, и объединит самых разных людей. Но при небрежном к нему отношении он может стать очень опасным. Рассмотреть и обсудить рисунки с видами костров, разложить макеты простейших видов костров. Обсудить "секреты" разведения и тушения костра.
Первая помощь при ожогах.
Домашнее задание: нарисовать в дневнике своих друзей вокруг туристского костра. Выполнять разминку, комплексы туриста и пробежки с родителями. Провести в семье игру "Зоркий глаз".
Занятие по теме: «Путешественник и окружающий его мир».
Цели:1.Воспитывать у детей любовь к природе.
2. Развивать наблюдательность и осмотрительность детей.
3. Тренировать силу и равновесие.
Игровое название урока: Зеленые друзья и недруги туриста.
Игровые цели детей: отличить полезные растения от ядовитых.
Содержание. Диалог с детьми о красоте окружающей человека природы, необходимости сохранения и защиты этой красоты. Рассмотреть с детьми рисунки лесных растений.
Обобщить и пополнить знания детей о полезных и опасных растениях. Обсудить четверостишие: Мы в лес пришли — там, видно, побывали дикари. Кругом бутылки, банки и дымят костры... Мы тушили, убирали, с ног валились - Так устали! Очень просим всех зверей Не пускать в лес дикарей.
Запомнить заповеди (законы) туриста:
1.Не рвать растения с корнем.
2.Не собирать цветы охапками.
3.Не брать в рот незнакомые ягоды.
4.Не шуметь.
5.Не брать домой детеныше животных.
6.Не трогать птичьих гнезд и яйца.
Ходьба с сохранением заданной дистанции. Имитационная ходьба: "бежит собачка", "бежит лиса", "летит воробей", "летит сова", "прыгает заяц" и т.д. Бег в парах, взявшись за руки.
Домашнее задание: придумать и зарисовать в дневнике экологические знаки. Вместе с родителями выполнить разминку и пробежку, чередуя ее с ходьбой на расстоянии 1 км.
Занятие по теме: «Сборы в поход».
Цели:
1. Пробудить у детей стремление участвовать в предстоящем походе, развивать интерес к туризму.
2. Поддержать уверенность детей в готовности к походу.
3. Тренировать координацию движений.
Игровое название занятия: Путевка в поход.
Игровая цель детей: получить разрешение для участия в походе.
Содержание Диалог с детьми о предстоящем походе: время и место сбора, состав туристских групп, личное снаряжение, содержание и участники туристских конкурсов. Уточнение должностных обязанностей детей в походе. Построение по туристским группам.
Проверка готовности групп. Упражнения в движении "Походные сигналы": ребята образуют круг, в центре которого стоит руководитель с флажком. Дети действуют в соответствии с условными сигналами, например:
1. Флажок вперед - дети идут по кругу шагом.
2. Флажок вверх - остановка.
3. Махи флажком вверху - бег.
Разминка туриста: дети вместе с руководителем составляют комплекс ОРУ из знакомых упражнений.
Игровой тест для подтверждения готовности к походу.
Тренинг-маршрут. Не живая, а идет, Не подвижна, а ведет. (Дорога) Каждая из туристских групп получает маршрутный лист с порядком прохождения игровых контрольных станций. После прохождения каждой станции группа получает карточку с буквой. После прохождения всех станций дети складывают из полученных букв слово «Путевка». Станция "Огонек": разложить макет костра. Станция "Сила": в упоре лежа на скамейке отжаться, например, 20 раз (сумма отжиманий всей группы). Станция "Рюкзак": уложить рюкзак. Станция "Связка": стоя в колонне по одному, руки на пояс впереди стоящему, не отпуская рук, пройти по скамейке и сойти с нее. Станция "Опасность": отобрать карточки с ядовитыми растениями. Станция "Прыг-скок": прыжки в длину с места - каждый следующий начинает с места приземления предыдущего. Задача - добраться до поставленной цели. Станция "След в след": пройти друг за другом по разметке с мешочком или с книгой на голове. Вручение путевки. Примерный текст путевки: " Ребята – туристята приглашаются в туристский поход, который состоится... Вас ждут увлекательные лесные приключения, забавные конкурсы и отдых у костра". «Отгадай» На туристский слет съехались разные туристы: пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т.д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и имитируют действия своих героев согласно принятой роли. Судья (водящий) должен узнать, какие туристы приехали на слет. Игрок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.
Домашнее задание: подготовить для похода костюм, личное снаряжение, пакеты для сбора природного материала. Выполнять разминку и комплексы туриста.
Занятие по теме: «Туристский поход».
Цели:
1. Увлечь детей романтикой походной жизни.
2. Формировать потребность в активном отдыхе на природе.
3. Тренировать жизненно важные умения и навыки детей.
Игровое название занятия: Окно в природу.
Игровая цель детей: узнать туристские "секреты", отдохнуть и поиграть в лесу. Содержание. Сбор участников похода. Построение, проверка готовности. Краткий инструктаж. Отправление и движение по намеченному маршруту транспортом, пешком или по смешанному маршруту группами. Прибытие на место. На поляне туристов встречают два лесовика (в костюмах лесовиков родители или старшеклассники). Лесовики приветствуют прибывших. Дети и родители строятся по группам и рассказывают, кто они и зачем пришли в лес. Лесовики говорят, что они не всех пускают в свой зеленый дом, а только друзей природы, которые прошли специальную подготовку. Дети рассказывают, как они готовились к походу. Лесовики просят детей показать, чему они научились на занятиях. Вокруг поляны расположены от 5 до 10 "спортивных островков", на каждом из них нужно выполнить какой-либо вид упражнений, например; перепрыгнуть через пенек 3 раза; перелезть через бревно, мышеловку; попасть шишками в цель; пройти по кочкам и т.п. Задания выполняются по типу "вертушка". На каждом "островке" дети получают за выполненное задание фишку (шишку или желудь). По окончании установленного времени дети отдают фишки лесовикам, которые оценивают физическую подготовку детей и приглашают их участвовать в конкурсах. Туристские конкурсы "Пальчики оближешь". В конкурсе участвуют девочки и мамы. Каждая группа раскладывает на лужайке свой "стол". Учитывается эстетическое оформление стола, соответствие набора продуктов и их упаковки гигиеническим походным требованиям; гостеприимство конкурсантов. "Конструктор костра". В конкурсе участвуют мальчики и папы. Учитывается конструкция костра, принятые противопожарные меры, слаженность работы костровых. "Лесные мудрецы". Знатоки рассказывают о полезных и опасных растениях, которые растут в этом лесу. Затем лесовики объявляют паузу: туристы завтракают, любуются окружающей красотой, собирают в пакеты природный материал для поделок, фотографируются. По сигналу все собираются на поляне и подводятся итоги конкурсов. В работе каждой группы конкурсантов отмечаются их особые достижения. Все группы получают призы и подарки. Далее лесовики сообщают детям о том, что есть такая волшебная примета: если ты хочешь стать настоящим другом леса и еще раз побывать на природе, нужно так убрать место своей стоянки, чтобы не обидеть никого из жителей леса: ни жучка, ни паучка, ни листик, ни цветок; чтобы никто не догадался, что здесь побывали туристята. После уборки территории лесовики проводят осмотр и прощаются с детьми. Группы организованно отправляются домой. Домашнее задание: зарисовать самый интересный эпизод в походе. Приготовить для выставки поделки из природного материала, рисунки о походе, фотографии.
Занятие по теме: Итоги похода.
Цели:
1. Воспитывать интерес к путешествиям.
2. Поощрять и поддерживать увлечения и достижения детей.
3. Учить анализировать поступки и строить увлекательные планы.
Игровое название занятие: По следам первого путешествия.
Игровая цель детей: вспомнить поход, наметить новое путешествие. Содержание. Просмотр видеофильма о прошедшем туристском походе. Обмен впечатлениями. Представление детьми и родителями выставки рисунков о путешествиях, фотографий о походе, выставки поделок из природного материала, собранного в походе, дневников, которые дети вели в течение года. Рассказы детей и родителей о любимых литературных героях - путешественниках; забавные и интересные случаи из их путешествий. Обсуждение плана следующего похода.
Домашнее задание: наметить с родителями путешествие во время летних каникул и план подготовки к нему.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на закрепление экологических представлений.
1. Хорошо – плохо». Цель: закрепить представления о правилах бережного отношения к природе.
2. «Подскажи правило». Цель: развивать умение оценивать поступки человека в природе с позиции осознанно-бережного отношения к ней.
3. «Кто где живет?». Цель: закрепить представления детей о видовом составе биоценозов: лес- луг – водоём.
4. «Найди ошибку». Цель: закрепить представления детей о видовом составе биоценозов: лес – луг – водоём.
на закрепление туристских знаний и навыков.
1. «Пора в поход». Цель: научить детей правильно отбирать вещи, которые необходимы для похода.
2. «Мы готовимся к походу». Цель: воспитывать интерес к туризму; выяснить степень подготовленности детей к проведению туристских прогулок.
3. «Мы отправляемся в поход». Цель: овладение и закрепление туристских навыков и умений.
4. «Определим погоду». Цель: определять погоду по названным признакам (народным приметам).
на закрепление умений по спортивному ориентированию.
1. «Смотри, запомни, расскажи». Цель: учить внимательно смотреть и запоминать увиденное, уметь рассказать об этом; развивать наблюдательность.
2. «Что ты заметил». Цель: закреплять умение определять стороны горизонта, развивать наблюдательность.
3. «Шаг – 1, шаг -2…». Цель: учить детей измерять расстояние шагами.
4. «Вперед по компасу». Цель: учить ориентироваться по компасу.
5. «Отметь на карте свое местонахождение». Цель: закреплять умение составлять карту.
на закрепление правил безопасности в лесу.
1. «Распознавательные знаки делаем сами». Цель: закреплять правила заблудившихся в лесу (сигнализировать с помощью распознавательных знаков).
2. «Лесное происшествие». Цель: закреплять знания детей о правилах поведения в лесу в чрезвычайной ситуации.
- «Я знаю правила». Цель: закреплять правила заблудившихся в лесу («Обними дерево», «Укрась дерево», «Наш друг свисток», «Согрейся», «Построй укрытие», «Сигнализируй», «Жди помощи»).
Средства необходимые для реализации программы
Для проведения занятий имеются:
- Палатка 1шт;
- Веревка основная(6м) – 1шт.
- Бинокли – 1шт.
- Медицинская аптечка – 1 комплект.
- Физическая карта .
- Топографическая карта
- «Типы туристических костров».
- Рюкзак – 2 шт.
- Котелки – 1шт.
- Секундомер – 1 шт.
- Реп шнур 6 мм (24м) — 1шт.
- Спальный мешок — 2шт.
- Картон
ЗАГАДКИ О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТАХ
Он с тобою и со мной Шел лесными стежками, Друг походный за спиной На ремнях с застежками.
Ты идешь с друзьями в лес, А он за плечи тебе влез, Сам идти не хочет, Он тяжелый очень.
Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, Я повисну за спиной. (Рюкзак)
И от ветра и от зноя, От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это?
В поход идут и дом берут, В котором дома не живут. (Палатка)
И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведет нас за собой.
Где бы ты ни находился, Если только заблудился, Он укажет тебе, друг Путь на север и на юг.
В кармане моем Замечательный друг: Он знает, где север, И знает, где юг.
На ладонь он ляжет весь. Не часы, а стрелка есть. Он в дороге пригодится, С ним нигде не заблудиться.
Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад, на восток. Качается стрелка туда и сюда, Укажет нам север и юг без труда. (Компас)
Он в походе очень нужен, Он с кострами очень дружен. Можно в нем уху варить, Чай душистый кипятить. (Котелок)
На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собою не возьмешь. (Костер)
Не живая, а идет, Не подвижна, а ведет. (Дорога)
Метко сыплют игроки Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч) Оставляют на бегу. Я лечу на них стрелой, А они опять за мной.
Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги — И по большим снегам беги.
Мы проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы, В дождь — лежим, В снег — бежим,
Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу. (Лыжи)
О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка, Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник) Красота всего парка, летом — тень, если жарко. Даст резную посуду и полечит простуду. (Липа) Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник) Горькая травка и животу поправка, И сама душиста, и метет чисто. (Полынь) Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара и душиста, и сладка! От простуды излечиться вам поможет... (Медуница) О ГРИБАХ На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие... (Лисички) С шапочкой красной знаться опасна, Даже муха-зуда не садится сюда. (Мухомор) Дружные братцы на пеньке живут — Целый день хоровод ведут. (Опята) Стоит Лукашка — белая рубашка, А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб) Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная, А нога в ботинке, на чулке — пестринки. (Бледная поганка) Стоит мальчонка, замаслена шапчонка. (Масленок) Скучно стоять одному под березкой, Меня поскорее возьмите в лукошко. (Подберезовик )
ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон) Какой.колокольчик.не.звенит?(Цветок). Что в решете не унесешь? (Воду) Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование на тему " Экологический подход в организации труда в природе дошкольников" (старшая группа)
перспективный план...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...
Проект краткосрочный по изготовлению экологических игрушек «Экоживчики -трявянчики». Старшая группа.
Цель: Изготовление «Экоживчика-трявянчика» своими руками, воспитание экологической культуры у детей 5-6 лет. Сохранение эмоционального благополучия, воспитание экологическ...
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Природа – это наш дом»
Первые шаги в природе! И поле одуванчиков, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Под...
Проект по физкультуре с экологическим уклоном "Будь природе другом" (старшая группа)
Проект долгосрочный (на год), составлен для детей старшей группы. Основная его цель - познакомить детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны и сбереже...
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Природа – это наш дом»
Первые шаги в природе! И поле одуванчиков, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в де...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!» Старшей группы № 2 «Улыбка»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»Старшей группы № 2 «Улыбка»...