Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром « Узнай всё о себе, воздушный шарик».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

      Легкий шарик мой воздушный

Дернул нитку непослушно,

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_zanyatie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД в средней группе  

по ознакомлению с окружающим миром

« Узнай всё о себе, воздушный шарик».

Автор конспекта: Маркова О.В.

 

      Легкий шарик мой воздушный

Дернул нитку непослушно,

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

         Возрастная категория: 4-5 лет.

 Цель: - формирование у детей представления о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования;

- знакомить детей с качествами и свойствами резины (эластическая, мягкая, гладкая, водонепроницаемая);

- учить находить отличия в свойствах резины с другими материалами (бумагой и тканью);

- закреплять знания о предметах, сделанных из резины.

Развивающие:

  • развивать навыки речевого общения;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности;
  • развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами резины.

           Воспитательные:

                 - продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, формировать опыт общения, в         малых детских группах координируя свои действия с действиями партнеров; умении договориться, выслушивать своих собеседников.

Материалы к занятию:  воздушные шарики (один надутый, один сдутый), резиновые перчатки, таз с водой,  кусочек ткани, бумажные салфетки, резиновые сапоги (картинка), игрушки  резиновые, резиновый мячик.

Совместная деятельность: опытно-экспериментальная по определению свойств резины.

Взаимодействие с семьёй: родителям было предложено помочь в организации открытого занятия - обеспечить нас необходимым для экспериментирования.

Методы и приемы:

  • наглядно – практический метод (ответы на вопросы);
  • словесный метод (отгадывание загадок, ответы на вопросы);
  • игровой прием (двигательные упражнения);
  • прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент);
  • использование проблемных ситуаций;
  • рефлексия.

Ожидаемый результат:

- дети научатся устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования;

- познакомятся детей с качествами и свойствами резины (эластическая, мягкая, гладкая, водонепроницаемая);

- научатся находить отличия в свойствах резины с другими материалами (бумагой и тканью);

В занятии прослеживалась интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие и познавательное.

Для снятия у детей зажатости на занятии и погружения их в работу был использован сюрпризный момент, который позволил мотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу, а также прием эмоционального объединения детей в начале занятия. Беседа по ходу экспериментальной деятельности направлена на развитие диалогической речи, а также закрепления навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Физминутка способствовала снятию утомляемости, где дети выполняли упражнение по закреплению координаторных навыков, т.к. текст физминутки необходимо было соотнести с движениями.

№ п/п

Формы работы

Ход непосредственно образовательной деятельности

Комментарии

Предметно – развивающая среда

І. Организационный момент. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.

1.

Приветствие.

Объединение детей

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

- Я хочу загадать вам загадку: «Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака».

Дети стоят полукругом

2

Сюрпризный момент 

- Ой, ребята, что это за шум, откуда он?

- Да это в гости к нам прилетел воздушный шарик!

-Смотрите- он не один, а со своими друзьями!

-А чем они отличаются? Пока вы думаете, я прочитаю вам стих-е.

 

Дети садятся на пол на подушки полукругом

ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми.

3

Чтение стихотворения М.Корнеевой «Улыбнулся шарик мне»(развитие слуховой памяти) 

Шарик улететь хотел –

Он на облачко глядел.

Я его не отпускала,

Крепко ниточку держала.

Натянулась туго нить,

Шарик стал меня просить:

"Разреши мне покружиться,

С белой тучкой подружиться,

С ветерками поболтать,

С ними в небе полетать".

Я подумала сначала,

А потом ладонь разжала...

Улыбнулся шарик мне

И растаял в вышине.

4

Беседа/

Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

- Так чем отличаются наши шарики?

- Верно - его друзья сдутые.

-Ой, что то шарик шепчет мне:

-Мы, резиновые воздушные шарики, очень хотим, чтобы вы рассказали о нас, так как мы о себе ничего не знаем, помогите нам!

- Давайте поможем шарику.

--Как вы думаете из какого материала он сделан? (ответы детей: шарик резиновый)

- Кто - нибудь знает, почему его называют воздушным?

Ответы детей: (тебя называют воздушным, потому что ты летаешь по воздуху, потому что тебя надувают воздухом.)

- Какие свойства резины вы знаете?

Дети затрудняются ответить.

-: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины, нам нужно провести некоторые опыты, так что мы сегодня открываем нашу мини- лабораторию, занимаем все свои места и к делу.

Дети сидят на ковре

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).

  1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

- существенных признаков, понятий, и т.д.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

5

Опыт №1

Возьмите в руки шарик и проверьте, какой он на ощупь?

Дети. Гладкий.

Давайте погладим шарик, помнем его в кулачке. Какой он?

Дети. Мягкий.

Вывод: резиновый шарик мягкий и гладкий.

Дети подходят к столам, где стоят тазики с водой, шарики.и т.д.

6

Опыт №2

А давайте Шарик помоем  в воде, польем его водой и посмотрим, что произойдет? Дети моют шарик, льют на шарик воду из лейки над тазом. (Одновременно с шариком в таз отпускаем ткань и бумажную салфетку, резиновые игрушки).  Достаём шар из воды. Какой он?

Дети. Мокрый.

Воспитатель. Мы можем обсушить шарик полотенцем. (Обсушить.) Теперь он сухой.

Ребята, а вода внутрь шарика попала?

Дети. Нет.

Воспитатель. Внутри резиновый воздушный шар сухой, потому что резина не пропускает воду. Значит резина водонепроницаемая (повторяем 2-3 раза хором, спросить индивидуально 2-3 детей).

7

Опыт №3.

Ребята, посмотрите, а в воде был не только шарик, но и другие игрушки. Они тоже резиновые. Давайте достанем их из воды. (Пригласить 2-3 детей.) Давайте я вам помогу надеть резиновые перчатки. (Сама надеваю хлопчатобумажные перчатки.)

Достаём игрушки, салфетку и ткань из воды. Сравниваем: бумага намокает, рвётся;

материал намокает, но не рвётся даже если сильно потянуть;

резина намокает, но если вытереть салфеткой становится сухой, резина не впитывает воду.

Воспитатель. Теперь давайте снимем перчатки и посмотрим на руки. Что вы заметили?

 Дети. В резиновых перчатках руки сухие, а в тканевых намокли.

Воспитатель. Мы ещё раз убедились, что резина не пропускает воду. Значит она какая? Повторить ещё раз: водонепроницаемая.

Шарик. Ура! Я ничего не боюсь! У меня нет врагов!

8

Выводы по ходу экспериментов

Нет, шарик, у тебя есть враги. Ребята, как вы думаете, чего шарику нужно опасаться?

Дети. Острых предметов: веток, иголок, кнопок.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы предупредили шарик об опасностях, которые его могут подстерегать.

9

Игра « Назови моих друзей»

-Шарик:  У меня есть родственник, резиновый мячик, поиграем с ним?

-Правила игры: -дети встают в круг и передают шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, ребёнок с шариком в руках называет предмет сделанный из резины.

ІV. Итог.

10

Рефлексия

- Вот мы и рассказали о тебе, шарик, всё, что знаем.

Дети, давайте ещё раз повторим:

1. Из чего сделан шарик? (Из резины.)

2. О каких свойствах резины вы сегодня узнали? (Резина эластичная, воздухонепроницаемая, водонепроницаемая.)

Шарик. До свидания, ребята! На прощание я дарю вам своих друзей, чтобы вы не забывали о волшебной резиновой стране.

Открытый конец образовательной ситуации

11

Коллективное рисование

«Наши шарики красивы»

-А теперь, ребята, вы можете вместе нарисовать на одном листе множество красивых и ярких шариков, которые будут радовать нас в группе.

12

Разминка

Разминка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Данное занятие было проведено мной в 2019 году в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов  "Мой лучший урок". Вошла в десятку лучших педагогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром (3-4 года) "Волшебники"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира (3-4 года) "Волшебники", где дети эксперементируют с водой....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе.

Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" в подготовительной группе....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебное электричество»

Цель: познакомить с электричеством и правилами безопасного поведения с электроприборами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Узнай всё о себе воздушный шарик"

Тема: "Узнай всё о себе воздушный шарик". Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:1. Учить устанавливать св...

План-конспект по окружающему миру "Узнай все о себе, воздушный шарик"

План-конспект по окружающему миру "Узнай все о себе, воздушный шарик"...