Познавательно-исследовательский проект "Мир магнитов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Хазипова Вероника Федоровна

Познавательно-исследовательский проект "Мир магнитов" для детей старшей возрастной группы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Рябинка» г. Янаул муниципального района

        Янаульский район Республики Башкортостан        

452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул.Победы,74,тел. 8(34760)5-12-14

9dsad@mail.ru, yanaulds9.edu-rb.ru

Познавательно - исследовательский проект

«Мир магнитов»

Разработала: воспитатель

Вероника Федоровна Хазипова

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………1 стр.

Введение……………………………………………………….1 стр.

План реализации проекта……………………………………..2 стр.

Основные этапы деятельности по проекту…………………..4 стр.

Результат проекта………………………………………………5 стр.

Библиография…………………………………………………..6 стр.

Приложение…………………………………………………….6 стр.

Паспорт проекта

По продолжительности: краткосрочный (2 недели февраля).

По роду деятельности: экспериментально-поисковый.

По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.

По характеру содержания: ребенок – педагоги — родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: подготовительная к школе группа (20 детей) и их родители, воспитатели.

Введение

    Актуальность: Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека. В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

     Проблема: Недавно мой воспитанник Аяз принес в детский сад магнитный конструктор. Ребята решили построить замок. Но во время игры они заметили, что некоторые магниты не соединяются друг с другом, что они отталкиваются. Детям стало интересно, почему так происходит. На основании этого вопроса, я решила провести экспериментальную деятельность в виде проекта.

Непосредственный контакт ребёнка с магнитом и другими материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности детей учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Для того, чтобы раскрыть секреты магнита, нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.

    Цель: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    Задачи:

  1. Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;
  2. Организовать предметно – развивающую среду;
  3. Развивать интерес к исследовательскому поиску;
  4. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни;
  5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

План реализации проекта

Образовательные области

Формы работы с детьми

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: «Человек и магнит», Чтение детской энциклопедии «Хочу все знать». Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»)

Расширить представление детей о пользе, значении магнита в жизни человека, применение магнита в промышлености. Развивать любознательность, внимание. Формировать умение поддерживать беседу на знакомых фактах, из личного опыта просмотренных фильмов

Познавательное развитие

Просмотр иллюстраций и плакатов «Волшебный магнит», «Космос». Опыты: «Как обнаружить магнит в предмете»», «Магнитная змейка», «Волшебная рукавичка», «Магнитные гонки», «Рыболовы», «Земля – магнит», «Сила магнита», «Магнитная стрелка», «Стальной барьер», «Полярное сияние» «Необычная картина» «Все ли притягивает магнит», «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Познакомить детей с природным происхождением магнита. Развивать навыки проведения опытов; умение проговаривать проведение исследовательской работы, умение сформулировать выводы; развивать мышление, творческое воображение. Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит, изучить влияние магнетизма на разные предметы

Художественно- эстетическое развитие

Рисование « Фигурные магниты», «Нарисуй опыты, которые ты ставил дома», «Рисунки магнитом», «Свойства магнита» - рисование схем, моделей, алгоритмов

Дать детям рисовать при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске. Умение изображать схемы, модели, алгоритмы, фиксирование проведенных опытов рисунками в альбоме «Наши опыты».

Речевое развитие

Н. Носов «Телефон», Сказки «Мечты одного магнита», « Легенды о магнитах». Разучивание стихотворения о магните

Дать знания о магните через художественную литературу.

Развитие игровой деятельности

Магнитные конструкторы «Магнитные фигуры», «Магнитные цифры», «Магнитная азбука», Магнитная мозаика «Всякая всячина», «Магмастер», игры на магнитной доске с магнитными игрушками «Дракоша», «Сказочный бал»

Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес

Работа с родителями

Оформление информационных родительских уголков: выпуск буклетов, памяток, папок-передвижек. Анкетирование родителей. Подбор картотеки элементарных опытов и экспериментов с детьми дома. Подбор оборудования и материалов в центр экспериментирования. Совместное создание кукольного театра на магнитах. Составление проекта «Мир магнитов».

Основные этапы деятельности по проекту:

1 этап. Подготовительный.

  • Знакомство с темой.
  • Подбор методической, художественной и детской литературы;
  • Пополнение развивающей среды.
  • Разработка занятий, определение тематики бесед.
  • Тематическое планирование.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап. Практический.

  1. Работа воспитателя с детьми:
  • рассматривание и чтение энциклопедии «Что такое магнит и магнетизм?», «Что такое магнитное поле?»
  • чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах;
  • НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита», «Волшебный камень — магнит»;
  • просмотр мультфильма «Фиксики», «Три кота» («Магнит», «Компас»);
  • игры «Рыболов», с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой;
  • опыты: «Всё ли притягивает магнит?»;

«Действует ли магнит через другие материалы?», «Можно ли изолировать магнит?»,

«Отчего зависит сила магнита?», «Все ли части магнита имеют одинаковую силу?»,

«Почему, иногда, два магнита отталкиваются?», «Что такое магнитное поле».

  1. Взаимодействие с родителями:
  • пополнение уголка «Почемучек» материалом;
  • проведение опытов с магнитами дома;
  • оформление мини музея магнитов.

3 этап. Заключительный.

Оформление выставки «Магниты бывают разными»

Создание магнитного театра « Страна Магнития».

Результат проекта

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

После завершения проекта дошкольники:

- проявляют интерес к использованию магнита человеком, самостоятельно могут формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со взрослыми);

- с помощью опытов и экспериментов доказали, что магнит имеет свойство намагничивать только определенные предметы, у детей развились такие качества, как любознательность, наблюдательность, мыслительная деятельность, умственные способности, речь, научились анализировать. Появилось желание к исследовательской деятельности;

 - осуществляют поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми);

 - собирают, обобщают и оценивают факты, могут формулировать и представляют собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми).

Таким образом, используя разные методы и приемы исследования магнита, мы сделали следующие выводы:

- магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

-  Магнит притягивает к себе только железо.

-  Вокруг магнита образуется магнитное поле, поэтому он может действовать на предметы на расстоянии.

-  Когда магниты соединяются  между собой разными полюсами, то магниты притягиваются друг к другу.  Если магниты соединяются одинаковыми  полюсами, то они отталкиваются.

-  Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

-  Сила магнита действует через воду и сыпучие вещества.

Перспективы продвижения проекта:

 Продолжать осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми);

- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми);

- научатся самостоятельно работать в коллективе;

- обогащать словарь дошкольников научными терминами по теме «Магниты»;

-  продолжать работу по дополнению и усложнению магнитного театра.

Библиография

1. Большая книга экспериментов для детей / Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А. А. Леонович;

4. Большая книга «почему» / под редакцией А. В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.

5. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

Приложение

  1. Анкета для родителей.
  2. Конспект ООД.
  3. Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
  4. Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
  5. Дидактические игры.
  6. Опыты.

Приложение 1

Вопросы для анкетирования родителей.

  1. Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?

2.Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?

  1. Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?

4.Ваши пожелания и предложения.

Приложение 2

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «Магнит и его свойства».

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит»;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, сегодня я расскажу вам одну легенду. В давние времена на горе  Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Опыт «Все ли притягивает магнит?»

Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?

Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов».

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным), а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии».

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».

Подведение итогов.

Педагог: что нового мы сегодня узнали?

Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм».

Приложение 3

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный помощник-взрослый

Уважаемые родители!

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Приложение 4

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

 

Приложение 5

Дидактическая игра «Волшебные магниты»

Оборудование: это наборы разноцветных канцелярских магнитов разной величины и формы, которые позволяют детям создавать чудесные образы. Цель: психическое и творческое развитие ребёнка, тренировка мелкой моторики, развитие концентрации внимания, зрительной памяти, воображения и образного мышления. Ребенок сможет своими руками воспроизвести красоту окружающего мира, собрав цветок, бабочку, забавную гусеницу, снеговика, замок и многое другое.

Дидактическая игра «Магнит»

Цель: Формирование представлений о физическом явлении - магнетизм. Задачи: пополнить словарь детей терминами: "магнетизм", "полюса магнита". Развивать элементарные представления у детей о физических свойствах и явлений магнита. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Развивать у детей познавательные способности. Возраст детей: 6-7 лет. Оборудование: Два прямоугольника - синего и красного цветов, 20 фишек красного цвета, 20 фишек синего цвета. Описание игры: Дети бегают в разных направлениях, после слов "южные" дети берутся за руки с "северными" полюсами. Собирается цепочка.

Приложение 6

Опыты

Опыт № 1 «Всё ли притягивают магниты?»

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит. В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения. Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Опыт № 2 «Как достать скрепку из воды не намочив рук».

 Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит. Убирая скрепки после экспериментов детей воспитатель «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

Опыт № 3 «Сила магнитов».

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита. Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки. Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины (это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям). Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а воспитатель вместе с другими помогает словесно озвучивать ее. В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов: 1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка); 2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов). Следует обратить внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений: 1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой; 2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок). Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ. Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса. Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими. Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера. Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие. Магниты обладают свойством притягивать металлические предметы. Магнитная сила может действовать через различные предметы и на значительном расстоянии. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от формы и размера магнита

Опыт № 4 «Клад в пустыне».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита. Материал: поднос (контейнер), манная крупа (мука), железные предметы, магнит. Положите на поднос (контейнер) скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их манкой или мукой. Предложим детям подумать, как можно достать клад. На ощупь? Просеять? А может магнитом удобнее? Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует и через крупы. Вывод: магнит притягивает железо и через крупы.

верный полюса магнита. Материал: магниты, сказочные герои. Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Воспитатель просит ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными? Далее для закрепления предлагается задача на сообразительность. Воспитатель говорит, что метла у Бабы-Яги сломалась, и она решила продолжить свой путь на машине. Наглядно воспитатель показывает: если Баба-Яга продвигается к машине, то машина от нее отъезжает. Почему так происходит? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться, что и в фигуре Бабы-Яги, и в машине спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами. Вывод: магниты с одноименными полюсами отталкиваются друг от друга, а с разноименными притягиваются.

Опыт № 8 «Магнитное поле Земли».

 Цель: показать, что магнитная стрелка компаса, выстраиваясь вдоль силовых линий магнитного поля, всегда показывает на север. Оборудование: магнит, компас, иголка, растительное масло, тарелка с водой. Воспитатель сообщает детям, что компас был изобретен в древнем Китае. И предложите им воспроизвести это изобретение. (От места проведения опыта магнит и другие источники магнитного поля: мобильные телефоны, компьютеры, динамики). На стол кладем компас, рядом ставим емкость с водой (тарелку). Намагничиваем иголку магнитом. После этого смазываем ее растительным маслом и аккуратно кладем на поверхность воды. Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать - она развернется в воде в каком-то определенном положении – как и стрелка компаса. Даже если повернуть тарелку, все равно игла развернется и показания иголки и стрелки компаса будут совпадать. Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

Опыт № 5 «Магнит имеет два полюса».

Цель: познакомить с понятиями: южный и северный полюса магнита. Материал: магниты, сказочные герои. Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Воспитатель просит ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными? Далее для закрепления предлагается задача на сообразительность. Воспитатель говорит, что метла у Бабы-Яги сломалась, и она решила продолжить свой путь на машине. Наглядно воспитатель показывает: если Баба-Яга продвигается к машине, то машина от нее отъезжает. Почему так происходит? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться, что и в фигуре Бабы-Яги, и в машине спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами. Вывод: магниты с одноименными полюсами отталкиваются друг от друга, а с разноименными притягиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект : « Свойства магнита»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить  свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности дет...

Познавательно - исследовательская деятельность "Чудеса магнита"

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса магнита"....

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Волшебство магнита» с детьми старшей группы

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.Задачи:- систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предмет...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства Магнита"

Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.Познакомить детей с понятиями магнитная сила –притяжение – «магнетизм».Продолжать учить предлагать и принимать решения в х...