Организованная образовательная деятельность "Свет и тень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
материал содержит конспект организованной образовательной деятельности по теме "Свет и тень" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_svet_i_ten.doc | 752.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Лобня
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 11 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Свет и тень»
(подготовительная группа)
Воспитатель:
Контусь Наталья Ивановна
ЛОБНЯ 2018
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о свете и тени их свойствах.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с естественными и искусственными источниками света;
2. Познакомить детей со свойствами тени через опытно – экспериментальную деятельность;
3. Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
4. Формировать представления детей о теневом театре.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности;
2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
3. Развивать умение увидеть в тени предмет или его часть;
4. Стимулировать воображение.
Воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества;
2. Воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Ход занятия.
Ребята, у меня сегодня для вас очень много сюрпризов! Я приглашаю вас на коврик!
- Какое сейчас время суток? (утро)
- А в какое время суток вы уходите домой? (вечером)
- А что вы делаете ночью? (спим)
- Чем занимаетесь днем? (занимаемся, играем, рисуем и т.д.)
- А как вы думаете, как день сменяется ночью? (солнце прячется и начинается ночь)
Я предлагаю вам провести эксперимент. Давайте представим, что настольная лампа – это Солнце, а глобус – это наша Земля. Сейчас мы посмотрим, как происходит смена дня и ночи. (Воспитатель включает лампу и направляет глобус разными сторонами в луче света).
Ребята, все время освещена та сторона, на которую падает свет. Как бы не повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещена солнцем – день, а которая остается в тени – ночь.
- Что является главным источником света для нас днем? (солнце)
С неба смотрит солнце много лет,
Льет на небо солнце яркий свет.
- Что помогает видеть нам вечером? (луна, звезды)
Глубока ночь. Только мне не до сна.
Ведь с неба глядит голубая луна.
Свет всегда окружает нас в природе. И солнечный свет, и лунный свет, и звездный свет являются наиболее важными источниками света в жизни человека.
- Ребята, а что еще кроме звезд и луны помогает нам видеть, когда становится темно? (лампы, люстры, фонари).
Из-за потребности в дополнительном свете, люди научились собственными силами создавать свет.
Природные источники света, естественные существуют в природе и находятся вне контроля людей. Они включают в себя солнечный свет, лунный свет, свет звезд.
Искусственными источниками света могут управлять люди.
Мы выяснили, что свет может быть естественным (солнце, луна, звезды) и искусственным (лампы фонари).
На столе у нас лежат картинки, из них мы выберем сначала источники естественного света, а затем источники искусственного света. (Источники искусственного света размещаем под изображением квартиры, источники естественного света под изображением природы).
А сейчас попробуйте отгадать загадку.
От чего мои друзья
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами ходит….(тень).
Ребята, я думаю, что все вы видели в ясную погоду свою тень, а что бы узнать лучше, что такое тень, как она появляется, я приглашаю вас переместиться и занять места на стульчиках. (Напротив установлен проектор с экраном)
- Ребята, а что такое тень?
Тень – это темное отражение от предмета.
Давайте попробуем найти тень. Тимофей, подойди к экрану. (Воспитатель включает проектор. Мальчик стоит на пути светового луча и на экране появляется тень).
- Что мы видим на экране? (Тень мальчика).
- Как можно объяснить появление тени? (Появился источник света, на пути света стоит мальчик, и его тень мы видим на экране).
- Ребята, а может появиться тень, если света не будет? (нет). Тень появляется только тогда, когда есть источник света искусственный (лампа, фонарь) или естественный (солнце, потому что нужен яркий свет)
(Такой эксперимент повторяем с другими предметами).
-Если на пути светового луча появится мяч? Что мы видим (тень от мяча)
-Если на пути светового луча появится книга? (тень книги).
-Ребята, форма тени напоминает нам форму самого предмета? Тень от мяча имеет круглую форму, такую же, как форма самого мяча, а форма тени от книги имеет прямоугольную форму, как и форма самой книги. И так, форма тени всегда напоминает нам форму предмета, от которого она падает.
А сейчас я предлагаю вам подойти к столам и выполнить графическое задание «Найди тень».
(Возвращаемся на стульчики).
Ребята, мы рассматривали тень, когда свет на предмет направлялся прямо, а если направление света поменяется, что произойдет с тенью? (тень будет менять свое положение). Сейчас источником света будет лампа. (На экране с помощью лампы демонстрируем положение тени).
Источник света (лампа) находится сверху, тень под предметом. Источник света находится снизу, тень над предметом.
Источник света находится слева, тень справа от предмета.
Источник света справа от предмета, тень слева.
И так, если меняется положение источника света, то есть направление (от куда свет), то меняется положение тени относительно предмета. Положение тени зависит от направления света.
Ребята, мы сегодня узнали много нового о тени. Узнали, как она появляется, как меняется положение тени. А сейчас я предлагаю вам поиграть с тенью. Я буду показывать вам схемы, а вы только с помощь своих рук и пальчиков попробуете изобразить, то что вы видите.
Схема изображение птицы.
Схема изображения зайца.
Схема изображения лося.
(Дети на своих местах изображают животных)
Молодцы, вы справились с заданием, у вас очень ловко получается изображать разных животных и я думаю у нас получится настоящий теневой театр. Необходимо распределить роли. (Каждому ребенку дается роль животного), а сценой у нас будет экран. И так появляются декорации (волшебный лес), музыка.
Перед нами волшебный лес, взошло солнышко, наступило утро. Первыми в лесу проснулись птички (полетели птички),птички летали и весело щебетали, оповещая всех жителей леса о том, что наступил новый день. Зайчики-трусишки решили погреться в солнечных лучах и вышли погулять на лесную полянку. Прыг-скок весело скакали зайчики, а следом за зайчиками вышли на полянку гордые лоси, они важно посмотрели по сторонам и ушли в глубь леса. Все животные торопились по своим домам. Потому что вскоре солнышко спряталось. И на небе показались звезды.
Молодцы! Вы сегодня прекрасно справились со всеми заданиями. У нас получился настоящий спектакль. Мы обязательно продолжим эту интересную тему, и я вам расскажу еще много всего интересного.
После представления в театре актерам аплодируют. Давайте и мы с вами похлопаем и поблагодарим друг друга. Вы большие молодцы! А в заключение я предлагаю посмотреть мультфильм «Однажды утром».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Театр теней»
Познакомить детей с новым видом театра – театром теней....
К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Урожай для Зайки» (для детей младшей группы) с использованием игровых технологийК О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Урожай для Зайки» (для детей млад
К О Н С П Е К Торганизованной образовательной деятельности на тему:«Урожай для Зайки»(для детей младшей группы)с использованием игровых технологий...
Конспект образовательной деятельности "Театр теней"
Материал по театральной деятельности для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада....