Консультация для педагогов " Повышение экологической культуры дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Повышение экологической культуры ребенка при помощи обучающих занятий и подходящей окружающей среды в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_ekol._kultury_doshkolnikov_posredstvom_poz.-issled-oy_deyatelnosti_v_dou.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 124
г. Калининград, ул. Печатная, 43, тел/факс: 8(4012) 68-26-40
Email: ds124@edu.klgd.ru
Консультация для педагогов на тему:
«Повышение экологической культуры дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Выполнила: Белая Т.Б.
Воспитатель гр.№10
г. Калининград
2022г.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Огромное значение имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия с растениями и животными. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края; сформируются знания об экологической культуре, об экосистеме; знания, установки личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Именно ощущение себя частью природы позволяет нам считать себя экологическим человеком.
В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.
Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни.
Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство».
В группе должны быть:
-уголки природы;
- подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями;
- фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
На территории ДОУ:
-экологическая тропа;
- сад и огород;
- зона лекарственных растений.
Целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, экспериментальной деятельности, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой и живой природе.
Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, экспериментов, моделирования, проектного метода.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
В ходе экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Происходит
развитие познавательных способностей детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
В работе с детьми дошкольного возраста так же активно используется метод проектов. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения. В ходе реализации проектов формируются навыки самостоятельного творческого мышления, представления об экологической культуре человека, возникает устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Лев Семенович Выгодский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Каждый ребёнок рождается исследователем. Детское любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — это важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие «педагога + ребенка + родителей» приводит к решению одной из цели общего образования, то есть формирование у детей экологического самосознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...
Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.
Фотоотчёт участия в акции "Зелёная весна - 2017" при проведении мероприятия "Сохраним берёзку русскую!", направленное на формирование экологической культуры воспитанников средней группы ...
Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Консультация для педагогов «Развитие экологических представлений дошкольников в продуктивных видах деятельности»
Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование эк...
Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»
Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...
Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры дошкольников"
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные в...