Консультация для педагогов " Повышение экологической культуры дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белая Татьяна Борисовна

Повышение экологической культуры ребенка при помощи обучающих занятий и подходящей окружающей среды в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 124

 г. Калининград, ул. Печатная, 43, тел/факс: 8(4012) 68-26-40 

Email: ds124@edu.klgd.ru

Консультация для педагогов  на тему:

«Повышение экологической культуры дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Выполнила: Белая Т.Б.

Воспитатель гр.№10

г. Калининград

                                                                2022г.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознанияэкологических чувств и экологической деятельности.

 Огромное значение имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Это отношение вырабатывается при условии тесного контакта и взаимодействия с растениями и животными. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, края; сформируются знания об экологической культуре, об экосистеме; знания, установки личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Именно ощущение себя частью природы позволяет нам считать себя экологическим человеком.

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умения и желание активно беречь и защищать природу.

Мало обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность использовать их в своей жизни.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство»

 В группе должны быть:

-уголки природы;

- подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями;

- фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

- создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

На территории ДОУ:

-экологическая тропа;

- сад и огород;

- зона лекарственных растений.

Целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, экспериментальной деятельности, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой и живой природе.

      Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, экспериментов,  моделирования, проектного метода.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В ходе экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. Происходит

развитие познавательных способностей детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

     В работе с детьми дошкольного возраста так же активно используется метод проектов.  Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения. В ходе реализации проектов формируются навыки самостоятельного творческого мышления, представления об экологической культуре человека, возникает устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности.

Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Лев Семенович Выгодский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Каждый ребёнок рождается исследователем. Детское любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — это важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие «педагога + ребенка + родителей» приводит к решению одной из цели общего образования, то есть формирование у детей экологического самосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность.

Фотоотчёт участия в акции "Зелёная весна - 2017" при проведении мероприятия "Сохраним берёзку русскую!", направленное  на формирование  экологической культуры воспитанников средней группы ...

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

Консультация для педагогов «Развитие экологических представлений дошкольников в продуктивных видах деятельности»

    Дошкольный возраст – это период повышенного интереса к окружающей среде, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование эк...

Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»

Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...

Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры дошкольников"

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные в...