Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры дошкольников"
консультация

Мещерякова Азалия Рамильевна

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры дошкольников»

   Слово «экология» происходит от древнегреческого слова «экойс» – дом, обитание, жилище и «логос» - учение, наука.

  Впервые этот термин был введен в 1886 году немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ с окружающей средой.

    Экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней.

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование и развитие экологической культуры человека.

Экологическая культура – часть общей культуры человека, направленная на гармоничное сосуществование человеческого общества и окружающего природногомира.                                            
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Впервые «направление экологическое воспитание в детском саду» появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и было нацелено на ознакомление ребенка с природой.

 В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому, т.е. к природосбережению.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.; Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, экологическое воспитание является одним из приоритетеных направлений развития воспитания в дошкольной организации и ставит перед педагогами следующие задачи:

1. Развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.

2. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Эффективность развития экологической культуры дошкольников состоит в использовании педагогом разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – позволяют воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию:

- непрерывная образовательная деятельность;
     - экскурсии, целевые прогулки;
     - экологические досуги и праздники;
     - экологические акции;

- прогулки;

- трудовая деятельность на прогулке, уголке природы, цветнике (огороде);
     - проектная деятельность.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания.

Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.

Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Формы работы с родителями:

-  анкетирование, опросы;

- родительские собрания, семинары, мастер-классы, консультации;

- оформление наглядной информации;

- совместные акции, конкурсы, выставки;

- совместные праздники, досуги;
     - выпуск газет, плакатов, журналов, фотоальбомов;
     - привлечение к субботникам, озеленению территории;
     - совместные экскурсии;
     - участие в проектной деятельности.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Педагог при формировании экологической культуры дошкольника всегда должен придерживаться следующих принципов:

- научность;

- доступность;

- целостность;

- деятельность;

- системность.

 Формирование экологического сознания, экологической культуры ребенка— это длительный процесс, который требует от педагога личной убежденности, умения заинтересовать и пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу. Ведь только экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

                                                                                           Подготовила:

старший воспитатель

                                                                                                 Мещерякова А.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование основ экологической культуры дошкольников".

Одной из основных целей экологического воспитания является, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, де...

Консультация на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольника».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»     Консультация на тему: «Формирование основ ...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Консультация для педагогов "Организация взаимодействия с родителями по проблеме формирования экологической культуры дошкольников"

2017 год объявлен годом экологии. В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников....

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»

Консультация для родителей «Формирование экологической культуры дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Экологическая культура дошкольника"

Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ...