Исследовательский проект "Чистая вода - в наших руках"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Меньшикова Екатерина Николаевна

Исследовательский Проект

«Чистая вода в наших руках!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx452.57 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -          детский сад № 35«Вишенка» третьей категории

                                    с. Новотроицкое Азовского района

        

Исследовательский Проект

«Чистая вода в наших руках!»

Старшая группа

Конкурс проектных и исследовательских работ

«Юные экологи Азовского района».

Номинация: «Чистая вода – здоровая планета»

Автор: Омельянчук Е.Е воспитатель высшей категории

              Меньшикова Е.Н. воспитатель первой категории

                   C:\Users\админ\Downloads\ca8f796b6bc541e341e9b00060803cb9.jpg

с. Новотроицкое Азовский район Ростовская область

2024 год

                                               

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………3

2.Актуальность, цель, задачи, новизна проекта……………….............................3

3.Содержание проекта……………………………………………………………..5

4.Результаты проекта……………………………………………………………....9

5.Выводы ……………………………………………………………………….......9

          Приложения

 

 Введение


Вода – красота всей природы.

Вода жива, она бежит или волнуется ветром,

 она движется и дает жизнь

    и движение всему ее окружающему.

Сергей Аксаков

Безгранично многообразие жизни на нашей планете, но жизнь есть только там, где есть вода. И нет живого существа, которое могло бы обойтись без воды. Среди невообразимого множества веществ вода занимает совершенно особое, исключительное место на нашей планете.

Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода- источник жизни всего живого на земле. В течение дня мы много раз слышим это слово, используем воду для умывания, приготовления кофе и чая, пищи, стираем, моем руки, моемся сами, моем полы, убираем жилища....

Очень часто мы слышим фразу "Вода - это жизнь!".

Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.

Актуальность

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды! Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет огромную роль.

Считаем, эту тему актуальной для каждого, так как качество потребляемой воды напрямую связано со здоровьем жизни человека. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются. Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды? Пришло время познакомиться!
     Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.

Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воды.

Цель проекта: 

Формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие: развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Проблема: 

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода -это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.

Новизна проекта:

Использована поисково – исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта, что позволит более интересно и доступно познакомить детей, через опытническую деятельность в домашних условиях, со свойствами воды, использование её в быту, понять насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты

Предполагаемый результат:

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, навыках экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать; самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

    • Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников

Тип проекта: познавательно-исследовательский 

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан с января 2024 года по апрель 2024 года.

Участники проекта:

Воспитанники ДОУ;

• Педагоги;

• Родители;

• Совместная деятельность с детьми и родителями.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (январь) 

  • Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  • Пополнить развивающую среду.
  • Подобрать художественную литературу по теме.
  • Подобрать энциклопедии, карты, схемы.
  • Составить картотеку загадок, стихов, поговорок.
  • Составить картотеку опытов с водой.
  • Подготовить оборудование для опытов с водой.

  • Разработка конспектов занятий, развлечений и бесед по выбранной тематике проекта.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

II этап – основной - практический (февраль - март)

Цель: довести до участников проекта важность данной темы. Совместное составление с детьми плана реализации проекта.

Использование модели трёх вопросов: что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как   мы это хотим сделать? Организация и проведение занятий. Работа с родителями. Оформление информационного уголка, индивидуальные консультации.

Содержит 4 основных раздела: 

1. Удивительные свойства воды.

2. Вода на службе человека.

3. Кому и зачем ещё нужна вода.

4. Экологические проблемы водоёмов.

Февраль

Раздел 1. Удивительные свойства воды. 

Задачи: ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас. Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды

1 неделя

1.Опрос-интервью для детей и родителей:

2.Беседа: «Свойства воды»

3. Проведение опыта «Свойства воды»

4.Подвижные игры: «Ручеёк», «Мы – капельки»

5. Отгадывание загадок о воде и ее различных состояниях.

6. Открытое занятие «Волшебная вода».

2 неделя

1.Семейная лаборатория (проведение опытов, экспериментов в домашних условиях)

2. Чтение Б. Заходер «Что случилось с водой?»

3.Подвижная игра: «Мы капельки»

4.Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Раздел 2. Вода на службе человека. 

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду

3 неделя

  1. Беседа: «Зачем вода нужна человеку?»

Цель. Дать понятие о важности воды в повседневной жизни человека, о сферах жизни, в которых она используется.

  1. Презентация «Превращения воды».

Цель. Конкретизировать знания детей об агрегатных состояниях воды, об условиях ее перехода из одного состояния в другое.

3.Беседа: «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».»

   4.Подвижные игры: «Море волнуется», «Караси и щука»

   5.Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».

4 неделя

1. Беседа «Путешествие капельки»

2.Художественное творчество: рисование на тему «Вода вокруг нас».

3. Фильтрование воды (опыты).

Март

Раздел 3. Кому и зачем ещё нужна вода. 

Цель. Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

1 неделя

  1. Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».
  2. Какая вода полезнее (опыты).
  3. Чтение художественной литературы: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».
  4. Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду». «Рыбки в море»

    5.Инсценировка детской экологической сказки «Встреча паучка с капелькой воды»

 

2 неделя 

1.НОД «Вода в жизни растений»

Цель: Закрепить знания детей о значении воды в жизни растений.

    2.Беседа: «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных

    3.Просмотр презентации «Вода – водичка».

 Раздел 4. Экологические проблемы водоёмов

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

3неделя

  1. Беседы: «Почему нужно беречь воду?», «Как сохранить воду чистой?», «Как охранять воду от загрязнений» 

  2.Чтение художественной литературы:

     Рассказ «Нефть в море»

    «Как люди речку обидели»

     Б.Заходер «Что случилось с водой»

    «Жила была речка»

    «Э. Шим «Кто был рад снегу»

     М. Пришвина «Живительный дождь».

4 неделя

1.Просмотр   познавательного мультфильма «Откуда берется кислотный дождь»

2.Акция «Реке Эльбузд нужна наша помощь»

3.Изготовление листовок «Берегите водные ресурсы нашей планеты!!!»

4.Выступление агитбригады «Капитошки»

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
  • Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  • Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
  • Проведение занимательных опытов с водой с детьми дома.
  • Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде. Разучивание стихотворений о воде с детьми дома.

III этап – заключительный (апрель).

Цель: обобщение полученного опыта.

•        Подведение итогов по реализации проекта.

•        Создание альбома «Жизнь реки Эльбузд»

•        Создание презентации по проекту.

Результат: Дети многое узнали о том, что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли. Вода уникальна и не заменима. Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека (вода помогает человеку содержать тело в чистоте, что способствует сохранению здоровья). Вода – источник всех земных благ человека.

  • Вода имеет три состояния: жидкое, твердое, газообразное.
  • Вода не имеет запаха, цвета, вкуса.
  • Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее. Бережно относиться к естественным водоемам.
  • У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам.
  • Обогатился словарный запас детей и активизировалась речь.
  • Сформировалась мыслительная деятельность, память, слух, фантазия.
  • Родители оказывали помощь воспитателям в работе над проектом, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Вывод: 

Работа над проектом помогла понять детям насколько остро стоит на сегодняшний день проблема сохранения водных ресурсов планеты, ведь всё живое на Земле не может обходится без воды, а запасов пресной воды, так необходимой нам для жизни, очень мало.

В процессе работы ребята расширили знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоёмов, сделали выводы о необходимости бережного и экономного отношения к воде.

Проект способствовал развитию любознательности и познавательной мотивации детей, речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.

Родители приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей.

Все вышеперечисленное было направлено на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т.е. к развитию у них экологического природоохранного сознания.

Список литературы:

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г. – 126 с.

2.Рыжова Н.А. Не просто сказки. Москва: Линка-Пресс, 2001.- 87 с.

3.Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е. Чижевский. Худож. Николаев В. В., Кардашук А. В., Гальдяева Е. В. Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО "Издательство АСТ". 1997. 432с

4. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

5. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

6. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

7.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

8.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.

                                                                                               

Приложение

 Раздел 1. Удивительные свойства воды. 

  1. Опрос-интервью для детей и родителей:

1.Что вы думаете о качестве воды?

2.Вы пьете сырую воду?

3.Какую воду вы пьете чаще?

4.Ваши предложения по улучшению качества воды.

И вот что получилось:

Дети затруднялись ответить. (На первый вопрос)

Из 15 человек больше половины детей пьют сырую воду, остальные кипяченую. (Ответ на 2-3 вопрос)

Кипятить. Очищать. Отстаивать. (ответ на 4 –ый вопрос Перечень опытов (дети и воспитатели)

  1. Опыт № 1 «Вода не имеет вкуса»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

Содержание опыта: спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан сахар, в другой – соль, размешать и дать попробовать. Какой вкус теперь приобрела вода? В стакане с сахаром – вода сладкая, в стакане с солью – соленая. В стакане с кипяченой водой – вода не имеет вкуса.

Опыт № 2 «Вода прозрачная»

Цель: подвести детей к пониманию того, что предметы, погруженные в стакан, в котором находится вода видны, значит вода прозрачная.

Содержание опыта: в один стакан налить воду, в другой – молоко. Опустить в первый и второй стаканы одинаковые ложки. В каком из стаканов видна ложка? В стакане с водой ложка хорошо видна, а в стакане с молоком нет. Благодаря тому, что вода прозрачная солнечный свет легко проникает сквозь нее, давая необходимые свет и тепло водным растениям, и животным.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода приобретает форму того сосуда, в который ее наливают, т. е вода не имеет формы.

Содержание опыта: взять несколько отличающихся по форме сосудов и налить в них воду. Что мы видим? Вода приобрела форму того сосуда, в который ее налили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода ничем не пахнет, т.е. не имеет запаха.

 Содержание опыта: взять два стакана. В один стакан налить воды, в другой – сок. Дать понюхать воду и сок и сравнить. Чем пахнет? Вода ничем не пахнет.

Опыт № 5 «Вода - растворитель»

Цель: подвести детей к пониманию того, что не все вещества растворяются в воде.

Содержание опыта: взять 3 стакана с водой. В первый стакан насыпаем сахар и размешиваем его, во второй – соль и размешиваем, в третий – землю и размешиваем.  Что мы видим? В первом стакане сахар растворился. Во втором стакане соль тоже растворилась. А вот в третьем -  вода стала темной и комочки земли опустились на дно стакана. Значит, не все вещества растворяются в воде.

Опыт № 7 «Поднимаюшаяся вода»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода под действием силы тяжести опускается в пустой стакан.

Содержание опыта: Поставить три одинаковых стакана в ряд. Подкрасить красной гуашью воду в первом стакане, желтой – во втором. Свернуть две салфетки и опустить концы в стаканы. Что происходит? Подкрашенная вода набирается в пустой стакан и смешивается. Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан. 

Перечень опытов (дети и родители)

Опыт № 1 «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»;

Опыт № 2 «Вода нужна всем»;

Опыт № 3 «Ходит капелька по кругу»;

Опыт № 4 «Друзья»;

Опыт № 5 «Замерзшая вода».

Раздел 2. Вода на службе человека

Фильтрования воды с разными веществами

Опыт № 1.Фильтрование. Мы изготовили разные фильтры: из бумажной салфетки, из бумажной салфетки и ваты, из бумажной салфетки, ваты и активированного угля. В первый образец воды добавили песок, а во второй землю. Вода получилась грязная. Затем, пропустили водопроводную воду через свои фильтры и вода стала чище.

ВЫВОД. После фильтрования вода внешне изменилась. Вода стала чище. Но осадок все равно присутствовал в небольшом количестве. Вывод: Вода стала чище. Но употреблять ее нельзя.

Опыт № 2. Отстаивание воды. Отстаивание.(вода из реки Эльбузд) Мы наполнили бутылку водой. Она стояла 12 часов. Отстаивание дало хороший результат для образца. Образовался осадок в 1 сантиметр, а сверху вода стала более чистой.

ВЫВОД. После отстаивания на дно выпал осадок, значит вода была не совсем чистой, хоть и прозрачной на вид. Воду можно очищать при помощи отстаивания. На дно выпадает осадок, а верхний слой воды можно использовать.

Опыт№3. Кипячение Из книг мы узнали, что полезно пить кипяченую воду. Кипячением убивают микробы, которые могли попасть в водопроводную воду из старых, ржавых труб. В энциклопедии прочитали, что микробы погибают при температуре 75 º, а вода закипает при температуре 100 º. Значит мы очистили воду кипячением от микробов.

ВЫВОД. Кипячением можно очищать воду от микробов, но сразу пить такую воду нельзя, нужно подождать пока она остынет.

Раздел 3. Кому и зачем ещё нужна вода.

Воздух необходим для дыхания растениям. Его много в сырой воде и мало в кипячёной, поэтому мы решили понаблюдать, в какой воде растение развивается лучше.

Опыт 1. «Какая вода полезней». В ёмкости с испытуемыми образцами воды поместим 5 одинаковых луковиц.

C:\Users\админ\Desktop\вода\1710822604899.jpg

                                 Таблица наблюдений

срок

Кипяченая вода

Сырая водопроводная вода

Сырая родниковая вода

Речная вода

Сырая бутилированная   вода

1 неделя

Корешки короткие -1 см

Перьев – 3,

длина 2-3 см

Корешки -4см

Перьев – 1,

длина 2 см

Корешки –9 см

Перьев – 3 длина 3-5 см

Корешки 4-5 см

Перьев – 3 длина 3-4 см

Корешки 3–4 см

2 неделя

Перьев - 3, длина 0,5 см

Перьев -6,

длина 5-6 см

Перьев - 3
длина 3-4 см

Перьев 5-6,

длина 6 см

Перьев -5
длина  5 см

Вывод: В кипячёной воде растение растёт, но хуже, чем в сырой.  Сырая вода лучше влияет на рост растений. В ней больше питания и воздуха для дыхания.

Опыт №2. 

Цель: выявить важность воды в живом организме

Этапы проведения опыта:

1.Взяла комнатный цветок пересохшей землей в горшке

с опустившимися листьями.

2.Налила воды в поддон

3.Через 2 часа цветок ожил 

C:\Users\админ\Desktop\вода\1710822605070.jpg

Вывод:
Растения пользуются корнями, чтобы достать воду из земли. По ним, как по жилкам, вода вместе с питательными веществами поступает во все части растения. Без воды растения погибают.

Раздел 3. Экологические проблемы водоемов.

Сценарий выступление команды «Капитошки»

Ведущий: Мы пришли вам рассказать, что в нашем селе есть такие люди, которые губят реки. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего(ответы). Послушайте стихи о воде, которые вам прочитают ребята из экоотряда «Капитошки»

1 ребёнок: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.

2 ребёнок: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.

Ведущий: Ребята, а как называется наша река? Что вы о ней знаете. Дети, скажите, вы любите купаться?  А вы уважаемые родители? Расскажите, как вы отдыхаете летом у реки?  Сейчас мы расскажем вам об одной семье, которая тоже любит отдыхать у реки. (Пересказ рассказа «Как люди обидели реку»).

Обсуждается поведение семьи, находятся ошибки. Дети предлагают другой вариант рассказа.

Появляется Капелька и Водяной

Водяной: Мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателей. Вот посмотрите, какие мы стали!

Капелька и Водяной читают стихи.

Помогите нам!

Ведущий: Дети, как мы можем помочь реке? (Ответы) Давайте очистим её. Дети очищают. Гости благодарят и уходят.

Ведущий: Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказка. Но такое может случиться с настоящей рекой и помочь ей будет трудно. Как же мы можем спасти наши реки, моря? (ответы) Дети, если вы согласны помогать нам, если хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы предлагаем вам участие в акции «Реке Эльбузд нужна наша помощь».

3 ребёнок: Экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу. Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Исследовательский проект "Вода в нашей жизни" /средняя группа/

Исследовательский  проект “Вода в нашей жизни”  Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне сделать, и я пойму.Японская поговорка.Тип проекта - исследовательскийУчастники проект...

Исследовательский проект: «Вода-наша волшебница»

Выявить влияние опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей...

экспериментально - исследовательская работа " Вода в жизни нашей планеты"

Вода —  необыкновенный, уникальный минерал! Это единственный минерал, который бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.   Вода – один  из  лучших  энергои...

Исследовательский проект "Наше здоровье в наших руках!"

Исследовательская работа по физической культуре на исследование биологическиактивных точек на руках.  Возрастная категория  - подготовительная к школе группа....

Исследовательский проект на тему: "Наша славная вода-без нее мы никуда"

Исследовательский проект на тему: "Наша славная вода-без нее мы никуда"...