Клуб "Знатоки родного края"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Самусова Елена Геннадьевна

Программа клуба «Знатоки родного края»  разработана для работы с детьми  старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_znatoki_rodnogo_kraya.docx444.47 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/02/03/s_61fbe078bafc0/phpLWiaBw_patrioticheskoe-vospitanie_html_bccae3159ec1034e.jpg

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Разработали:

Воспитатели ВКК

Самусова Елена Геннадьевна

Леонова Татьяна Владимировна

г. Барабинск, 2022г.

Аннотация

Программа клуба «Знатоки родного края»  разработана для работы с детьми  старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного города. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Клуб адресован воспитателям дошкольных групп, педагогам дополнительного образования,  а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Краеведческий цикл является одними из значимых источников обогащения знаниями о родном крае.  Специфика образования краеведения заключается в воспитании любви к родному краю, городу и становлении гражданственных понятий и навыков. Краеведение содействует раскрытию историко-культурных связей родного края с великой Родиной, почувствовать сопричастность к ней каждой семьи и считать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края, тем самым помогает понять единство истории родного района с историей целой страны.

Для детей любовь к Родине начинается с участия в содержательных мероприятиях, способствующих осознанию себя гражданами своего города, своей Родины, своего края. Проявление уважительного отношения к истории своей Родины, внимание к сохранению памяти людей и знаменательных событий, без которых нельзя представить настоящее и будущее своей страны, является основой воспитания патриотизма. Удачно сформированные нравственные качества, такие как патриотизм, способствуют социальному укреплению личности, ее уверенности в собственном мнении, воспитанию ответственности за поступки и поступки в отношениях города, родного края, родной страны. Начало сложного процесса семьи ребенка, его окружения; с пониманием связи времен, преемственности поколений; осознание своей причастности к происходящим событиям города, области, проявления своего отношения к происходящему.

Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович, организатор первого в России детского сада, придавал большое значение краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических наблюдений, бесед, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и многое другое. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

Программа клуба «Знатоки родного края» направлена на детей старшего дошкольного возраста с целью воспитания будущего гражданина и патриота России, желающего и умеющего отстаивать интересы своей страны. В процессе занятий воспитанники расширяют туристско-краеведческие знания.

Направленность программы – туристическо – краеведческая, что объясняет основополагающей идеи программы  на темах истории, культуры, природных и социальных особенностях родного города, края.

Уровень программы стартовый - предполагает реализацию и использование универсальных и общедоступных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы клуба.

Любовь к Родине – самое главное чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, ключик, с которого всё начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет, отчего дома, тепло родного очага. 

Цель работы клуба: Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своему городу, краю, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, исследовательской краеведческой деятельности.
  • Ознакомление детей с символами города (герб, флаг, гимн),  с культурно -историческими памятниками и достопримечательностями   родного города, изучение истории родного края, обычаев, традиции, культуры народа.
  • Закрепление знаний о природе родного края, желание беречь и охранять ее.
  • Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения.

Развивающие:

  • Развитие аналитического мышления, внимания, наблюдательности, памяти и познавательной активности.
  • Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края.
  • Развитие интеллекта ребенка, образно-наглядного мышления, творческих способностей, самостоятельности, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками средствами нравственно-патриотического воспитания.
  • Развитие интереса к русской культуре, традициям и промыслам.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение    семейных традиций.
  • Воспитание уважительного отношения к культурным памятникам родного города.
  • Воспитание положительного отношения к этнокультурному наследию родного края, чувство гордости за родной край.


Отбор содержания работы основывается на следующих главных
педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной культуры;

Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Связь с другими областями

Знакомство дошкольников с родным краем процесс длительный и сложный. Представления о малой Родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями

  • "Познавательное развитие"
  • "Речевое развитие"
  • "Художественно-эстетическое развитие"
  • "Социально-коммуникативное развитие"
  • "Физическое развитие".

Достичь положительного результата можно только системной работой. Краеведческие знания интегрируются:

  • Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, художественную.
  • Совместная деятельность, осуществляется в режимных моментах, прогулках, целевых экскурсий, это обеспечивает двигательную активность и способствует укреплению здоровья дошкольников.
  • Самостоятельная деятельность детей – дидактические, подвижные игры рассматривание картинок, иллюстраций и т.д.

Формы работы по реализации основных задач

Основные организационные формы:

  • совместная деятельность;
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии с различной тематикой огороде;
  • тематические выставки;
  • работа в мини-музеях детского сада;
  • квесты.

Методы и приемы

  • диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
  • сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • проблемные ситуации;
  • проектирование;
  • экспериментирование;
  • рассматривание фотографий, иллюстраций, картин;
  • конкурсы, викторины;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • просмотр видеофильмов, презентаций;
  • чтение художественных произведений.

В работе по краеведческому направлению  используем разные методы в комплексе, при необходимости сочетаем их между собой. Выбор методов и комплексное использование определяются возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач.

Примерное тематическое планирование работы с детьми

Месяц

Тема

Цель

Работа с детьми

Сентябрь

Мой любимый город!

Познакомить дошкольников понятием «малой родины», улицами, жилыми домами, общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Экскурсия по городу, рассматривание фотографий с видами города.

Октябрь

«Символы малой родины»

Познакомить детей с понятием «символ». Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе, флаге, гимне. Создать условия для воспитания любви к малой родине.

Беседа о символе родного города, о том, где можно увидеть герб, флаг. Рисование, лепка, флага.

Экскурсия в аптеку

Знакомство детей с общественными зданиями города и их назначением; ознакомление  детей с профессией фармацевта и кассира.

Загадки, беседы, сюжетно-ролевые игры, рассматривание лекарственных средств, вопросы к детям, рассказ фармацевта.

Ноябрь

Экскурсия на почту

Познакомить детей с трудом работников почты, показать общественную значимость труда почтовых работников, воспитывать уважение к труду работников почты; продолжать работу по обогащению и активизации словаря; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах;

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта», Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», Е. Мара «История одного пакета», рассматривание иллюстраций; беседы на тему «Почта».

Достопримечательности нашего города - музей

 Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края; развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ; воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города.

Экскурсия в музей

Рассказ – беседа, рассматривание фотографии, книг иллюстраций. Рассказ об истории происхождения

Декабрь

Улицы родного города

Уточнить  названия улиц в городе, дать знания о происхождении названий улиц, показать детям, что по названиям улиц можно узнать об истории родного города, Рассказать о многонациональном населении города.

Экскурсии по улицам города, беседы, рассматривания фотографий городских улиц.

Январь

НОД

«Моя малая родина Бараба»

Закрепить представление детей о  достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Рассказ – беседа. экспериментирование,  рассматривание карт НСО и Барабинска,

Фотографий животных, птиц, растений.

Экскурсия в пожарно-спасательную  часть города

Расширять знания понятия «пожарная безопасность». Познакомить детей с такими понятиями, как «пожарная техника, система пожаротушения». Учить в тяжелой сложившейся ситуации не растеряться, вызвать пожарный расчёт, позвонив по единому номеру 112 или 101.

Беседа  с пожарным, рассматривание пожарной технике, оборудования.

Февраль

Интеллектуальная игра  «Что? Где? Когда?»

Закреплять знания детей о родном городе, об истории происхождения названия. Продолжать знакомить с достопримечательностями, с культурой и традициями родного края. Продолжать знакомить детей с символикой России и  родного города.

Интеллектуальная викторина

Чтение стихов, беседа, танцевальные упражнения

Экскурсия на Станцию юных техников

Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Активизировать мыслительные процессы дошкольников, стимулировать детское техническое творчество. Воспитывать умение работать в коллективе.

Рассказ экскурсовода, рассматривание экспозиций

Март

Квест "Новосибирская  область мой край любимый и родной"

Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе. Познакомить с символами родного района, Новосибирской области вызвать интерес к истории родного края; побуждать детей узнавать новое о своем городе через игру; развивать познавательные интересы, зрительное восприятие, память.

Беседа, рассматривание карт НСО,

фотографий, дидактические игры

Экскурсия в библиотеку

Знакомить детей с общественными зданиями микрорайона (почтой), назначением; познакомить детей с трудом работников почт, показать общественную значимость; продолжать работу по обогащению и активизации словаря; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Беседа с библиотекарем, рассматривание книг, иллюстраций

Апрель

Памятники защитникам Отечества

Познакомить детей с памятником - мемориалом бойцам локомотивного ремонтного депо Барабинск, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; расширять представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия к мемориалу «Памяти погибших героев»

беседа о героях, рассказ об их подвигах.

Май

Квест: «Заколдованный город»

Обобщить и расширить знания детей о родном городе. Закрепить представление детей о  достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знания о символике  города.

Беседа,

рассматривание фотографий, дидактические игры, аппликация

Экскурсия в передвижной зоопарк

Расширить знания о функциях и особенностях зоопарков, правилах поведения и мерах безопасности при общении с животными. Развивать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.

Воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе.

Рассказ экскурсовода,

рассматривание животных, кормление.

Важным условие успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории собственной семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, сопереживает ей, обращает внимание на память о прошлом, на его исторические корни. Взаимодействие с родителями в этом вопросе способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки дошкольников – это живые участники истории города. Ведь бабушки и дедушки студентов – живые действующие лица в истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родным краем. В начале работы с целью выявления степени кругозора родителей к родному краю был проведен опрос родителей.

Цель: формирование сотрудничества между семьёй и педагогами;  вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания детей.

Задачи:

  • Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка «Юный краевед», а также в подготовке и проведению совместных праздников и развлечений, к помощи в организации экскурсий по микрорайону, городу, поездкам в музеи.
  • Оформление рекомендаций для родителей по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми: список  рекомендованной для чтения детям литературы; составление картотеки иллюстраций;  рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
  • Заинтересованность родителей в совместных проектах детей и родителей.
  • Организация консультативной деятельности.

Примерное тематическое планирование работы с родителями

Месяц

Тема

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

Мой любимый город!

Выявить полноту представлений родителей о родном городе.

Анкетирование родителей «Что знаешь о родном городе?»

Октябрь

«Символы малой родины»

Формирование ценностного отношения к символам малой родины, воспитывать чувство уважения к малой родине.

Конкурс «Лучший герб или флаг Новосибирской области».

Экскурсия в аптеку

Просвещение родителей в области здоровьесбережения детского организма.

Папка – передвижка «Бабушкины советы»

Помощь в проведении экскурсии

Ноябрь

Экскурсия на почту

Привлечение родителей к совместной работе, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве.

«Почта одного дня» (вы спрашиваете, мы отвечаем)

Достопримечательности нашего города - музей

Расширение знаний о достопримечательностях родного города

Изготовление тематического альбома «Достопримечательности нашего города»

Декабрь

Улицы родного города

Вовлечение родителей в творческую деятельность.

Изготовление поделок на городскую елку

Январь

НОД

«Моя малая родина Бараба»

Полезная информация для родителей.  Продолжать способствовать формированию любви к природе родного края.

Буклет «Растим патриотов своей страны»

Коллаж «Природа родного края»

Экскурсия в пожарно-спасательную  часть города

Побуждать родителей о предупреждении мер пожарной безопасности; напомнить об орудиях труда для борьбы с пожаром и их назначением.

Изготовление макета «Пожарный щит»

Февраль

Интеллектуальная игра  «Что? Где? Когда?»

Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о родном крае, городе.

Заучивание стихотворений о родном городе, беседы о символике родного края

Экскурсия на Станцию юных техников

Создание условий для совместного участия в выставке родителей и детей и раскрытия творческих способностей.

Участие в выставке «Юный техник - изобретатель»

Март

Квест "Новосибирская  область - мой край любимый и родной"

Повысить качество работы родителей в развитии предметно – пространственной среды; повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания.

Помощь в организации квеста (изготовление атрибутов, разучивание стихов)

Опрос «Ваши пожелания и ожидания»

Экскурсия в библиотеку

Приобщать родителей к участию в жизни группы.

Помощь в экскурсии в библиотеку.

Апрель

Памятники защитникам Отечества

Побуждать в сохранении исторической памяти каждой семьи.

Акция «Платок памяти»

Май

Квест: «Заколдованный город»

Закрепить доброжелательные отношения между родителями и детским садом.

Помощь в изготовлении атрибутов к квесту

Экскурсия в передвижной зоопарк

Способствовать заинтересованному бережному отношению к бездомным животным, воспитывать чувство сопереживания за «братьев наших меньших».

Акция «Накорми животного»

Залог успеха всей работы клуба  – это эффективное взаимодействие с семьёй, хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач, создание в интересах ребёнка единого образовательного пространства: ДОО – семья.

Ожидаемый результат

Освоение программы клуба дает возможность достичь следующих результатов:

дети:

  • сформированы первоначальные представлений о человеке, как части окружающего мира; устойчивого интереса к культурным традициям своего края, понимание ценности труда в жизни человека и общества;
  • умеют рассказывать по фотографиям о достопримечательности города, умеют рассказывать о них, знают правила безопасности поведения на улице города,  элементарные представления об охране природы;
  • имеют представления  о земляках  войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • развиты первоначальные представления о краеведении;  о символике города, области, о жизни и быте многонациональном народе населяющий  край;
  • воспитаны понимание сопричастности к социальной и окружающей среде, осознание себя полноправным членом общества.

родители:

  • увеличился рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению;
  • появилось осознанное отношение воспитанию  и развитию ребенка в сфере патриотического воспитания;
  • сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами и родителями;
  • повысилась родительская компетенция в сфере патриотического воспитания.

педагоги:

  • повысилась педагогическая компетенция в вопросах краеведения;
  • усовершенствовалась развивающая предметно – пространственная среда для организации образовательного процесса по формированию любви к своему родному краю.

Список используемой литературы

1. Барабинский  район // Справочник по административно-территориальному устройству Новосибирской области, 1937–2006 гг. – Новосибирск, 2007.

2. БурматовА.А. Демографическая история Каинска – Куйбышева и его округи. – Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та,

3.Барабинск// Сибирская советская энциклопедия. – Новосибирск, 1929.

4. Администрация Барабинского района [Электронный ресурс]. Барабинск : Администрация Барабинского р-на.

5. Официальный сайт администрации города Барабинска [Электронный ресурс].  

6. ЛобашевВ.Д. Очерки истории Барабинска и его окрестностей. – Новосибирск : Сиб. кн. изд-во.

7. Бурматов А.А. Город Барабинск : 120 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. – Новосибирск, 2020.

8. Барабинск : [буклет]. – Новосибирск : АртБизнесЛайн, 2003.
9.  Мы – барабинцы: к 70-летию Барабинского р-на / сост. В.И. Гросс. – Барабинск: [б. и.], 2007. – 519 с.: ил. – Крат. список лит., материалов, из которых сост. кн.: с. 517–518.
10. Квашнина Г.И. Барабинский район: 80 лет // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год.
11. Сравочник по административно-территориальному устройству.

12.ТЮРИНА З.А. Наше место на земле: к 60-летию Барабинского р-на. –
13. КИСЕЛЁВ Ф.Р. Бараба, моя Бараба. – Новосибирск : Сиб. кн. изд-во, 2010.

14.Арапова, Н.А. «Мой родной дом» [Текст]: Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников // Современные воспитательные технологии дошкольного образования. - М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 2006.

15. Вишневская, В.Н. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет. «Свет Руси» [Текст]: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы/ В.Н. Вишневкая. - М.: 2004.

16. Князьевская, С. В., Демидова, Л. В., Канапеева, Э. Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 35-38.

17. Кондрыкинская, Л.А. «Дошкольникам о Защитниках Отчества [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А. Кондрыкинская. - М. : 2005.

18. Проект «Город, в котором я живу» [Электронный ресурс] /https://infourok.ru/proekt-gorod-v-kotorom-ya-zhivuposvyaschenniy-letiyu-ganzherosudzhenska-1031374.html (Дата обращения: 03.11.2017).

19. Писарева, А.Е. Живем в "Ладу": Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.

20. Рыбалко, И. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалко // Журнал «Дошкольное воспитание». - №6. 2003. – с.45.

21.Интернет ресурсhttp://brbmuseum.ru/MКУК «Барабинский краеведческий м

22.  Под ред. Л. А. Кондрыкиной. «С чего начинается Родина?» / – М.: ТЦ Сфера, 2005.

23. Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.

24. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс

25. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001

26. Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

27. Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.

28. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.

29. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

30. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

31. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.

32. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

33. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2015

34. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.  

35. Филиппова  Л.И. Литературное  краеведение.- СПб., Дрофа, 2006.

36. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое        воспитание дошкольников, М., 2013 г

37. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной     (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива - М., 2011.

38. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....