Клуб "Знатоки родного города"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Самусова Елена Геннадьевна

Клуб адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubznatoki_rodnogo_goroda.docx92.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Разработали:

Воспитатели:

Самусова Елена Геннадьевна

Леонова Татьяна Владимировна                        

Педагог МБОУДО ЦДОД:

      Лысенко Наталья Васильевна.

.

г. Барабинск 2022г.

Аннотация

Программа клуба разработана для работы с детьми  старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного города. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Клуб адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Предметы краеведческого цикла являются одними из важнейших источников обогащения знаниями о родном крае. Образовательная специфика краеведения заключается в воспитании любви к родному краю, городу  и формировании гражданственных понятий и навыков. Краеведение помогает раскрывать историко-культурные связи родного края с великой Родиной, помогает понять единство истории родного района с историей целой страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Любовь к родной стране начинается для детей с принятия участия в значимых делах, способствующих осознанию себя гражданами своего города, родного края. Проявление уважительного отношения к истории своей родины, внимание к сохранению памяти о людях и значимых событиях, без которых невозможно представить настоящее и будущее своей страны – основа воспитания патриотизма. Успешно сформированные нравственные качества, такие как патриотизм, способствуют социальному укреплению личности, его уверенности в собственных взглядах, воспитанию ответственности в действиях и поступках в отношении города, родной страны. Начало сложного процесса патриотического воспитания методами краеведения следует положить в изучения жизни семьи ребёнка, его окружения; с понимания связи времен, преемственности поколений; осознании своей причастности к происходящим событиям города, проявления своего отношения к происходящему. Программа «Клуб знатоков родного города» разработана для детей старшего дошкольного возраста, направлена на воспитание будущего гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В процессе занятий воспитанники расширяют туристско-краеведческие знания.

Направленность программы – туристско-краеведческая, что объясняется концентрации основополагающей идеи программы на темах истории, культуры, природных и социальных особенностях родного города.

Уровень программы: стартовый - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет, отчего дома, тепло родного очага.


Цель работы клуба: Формировать у детей  старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своему, городу, краю, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
        Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с символами города (герб, флаг, гимн);
  • Изучение истории родного края, обычаев, традиции,  культуры народа.
  • Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями                     родного города
  • Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения
  • Закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие интереса к русской культуре, традициям и промыслам;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение     семейных традиций.
  • Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.
  • Формирование интереса к изучению родного края.


Отбор содержания работы основывается на следующих главных
педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной культуры;

Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.


Разделы:


1. История возникновения города, городская символика
2. Природа родного края.
3.  Памятники защитникам города.
4.  Достопримечательности.

Примерное тематическое планирование

Месяц

      Тема

       Цель

Работа с детьми

Сентябрь

Мой любимый город!

Формировать понимание выражение «малая Родина», уточнение знаний детей о городе, природе годного города.

Экскурсия по городу, рассматривание фотографий с видами города.

Октябрь

«Символы малой родины»

Познакомить детей с понятием «символ»;

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе, флаге, гимне.

Создать условия для воспитания любви к малой родине.

Беседа о символе родного города, о том, где можно увидеть герб, флаг. Рисование, лепка, флага.

Ноябрь

Улицы родного города

Уточнить  названия улиц в городе, дать знания о происхождении названий улиц, показать детям, что по названиям улиц можно узнать об истории родного города, Рассказать о многонациональном населении города.

Экскурсии по улицам города, беседы, рассматривания фотографий городских улиц, людей разных национальностей проживающих в городе.

Декабрь

Достопримечательности нашего города

Познакомить с достопримечательностями родного города, уточнить, насколько они различают здания по их функциональной принадлежности, воспитывать любовь к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям города.

Рассказ – беседа, рассматривание фотографии, книг иллюстраций. Рассказ об истории происхождения.

Январь

 НОД

«Моя малая родина Бараба»

Закрепить представление детей о  достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Рассказ – беседа.

Путешествие по станциям, экспериментирование,  рассматривание карт НСО и Барабинска,

Фотографий животных, птиц, растений.

Февраль

Памятники защитникам Отечества

Продолжать знакомиться достопримечательностями города, дать знания о защитниках Отечества, воспитывать детей в духе патриотизма.

Экскурсия к мемориалу «Памяти погибших героев»

беседа о героях, рассказ об их подвигах.

Март

Предприятия нашего города

Познакомить детей с предприятиями города, рассказать о главном предприятии города, воспитывать уважение к труду взрослых.

Экскурсия на предприятия города.

Беседе о профессиях родителей.

Апрель

Викторина «Что? Где? Когда?»

Закреплять знания детей о родном городе, об истории происхождения названия.

Продолжать знакомить с достопримечательностями, с культурой и традициями родного края.

Продолжать знакомить детей с символикой России и  родного города.

Интеллектуальная викторина

Чтение стихов, беседа, танцевальные упражнения

Май

Квест: «Заколдованный город»

Обобщить и расширить знания детей о родном городе. Закрепить представление детей о  достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города.

 Беседа,

рассматривание фотографий, дидактические игры,  аппликация


            Ожидаемый результат:

- Дети знают свой домашний адрес, название города, области.

- Имеют  представление о символике города.

-  Знают краткие сведения об истории города.

- Знают  название близлежащих улиц.

- Имеют  представление о жизни и быте многонациональном народе населяющий  город.

- Узнают на фотографиях достопримечательности города, умеют рассказывать о них.

- Имеют представление  о земляках  войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

 - Знают правила безопасности поведения в природе и на улице города.

- Имеют элементарные представления об охране природы.

-  Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправным членом общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"

Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна

Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...

Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».

В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...