Клуб "Знатоки родного города"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Клуб адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubznatoki_rodnogo_goroda.docx | 92.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Разработали:
Воспитатели:
Самусова Елена Геннадьевна
Леонова Татьяна Владимировна
Педагог МБОУДО ЦДОД:
Лысенко Наталья Васильевна.
.
г. Барабинск 2022г.
Аннотация
Программа клуба разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников, через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к истории родного города. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Клуб адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Предметы краеведческого цикла являются одними из важнейших источников обогащения знаниями о родном крае. Образовательная специфика краеведения заключается в воспитании любви к родному краю, городу и формировании гражданственных понятий и навыков. Краеведение помогает раскрывать историко-культурные связи родного края с великой Родиной, помогает понять единство истории родного района с историей целой страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Любовь к родной стране начинается для детей с принятия участия в значимых делах, способствующих осознанию себя гражданами своего города, родного края. Проявление уважительного отношения к истории своей родины, внимание к сохранению памяти о людях и значимых событиях, без которых невозможно представить настоящее и будущее своей страны – основа воспитания патриотизма. Успешно сформированные нравственные качества, такие как патриотизм, способствуют социальному укреплению личности, его уверенности в собственных взглядах, воспитанию ответственности в действиях и поступках в отношении города, родной страны. Начало сложного процесса патриотического воспитания методами краеведения следует положить в изучения жизни семьи ребёнка, его окружения; с понимания связи времен, преемственности поколений; осознании своей причастности к происходящим событиям города, проявления своего отношения к происходящему. Программа «Клуб знатоков родного города» разработана для детей старшего дошкольного возраста, направлена на воспитание будущего гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В процессе занятий воспитанники расширяют туристско-краеведческие знания.
Направленность программы – туристско-краеведческая, что объясняется концентрации основополагающей идеи программы на темах истории, культуры, природных и социальных особенностях родного города.
Уровень программы: стартовый - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет, отчего дома, тепло родного очага.
Цель работы клуба: Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своему, городу, краю, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с символами города (герб, флаг, гимн);
- Изучение истории родного края, обычаев, традиции, культуры народа.
- Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями родного города
- Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения
- Закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Развитие интереса к русской культуре, традициям и промыслам;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
- Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.
- Формирование интереса к изучению родного края.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной культуры;
Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Разделы:
1. История возникновения города, городская символика
2. Природа родного края.
3. Памятники защитникам города.
4. Достопримечательности.
Примерное тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Работа с детьми |
Сентябрь | Мой любимый город! | Формировать понимание выражение «малая Родина», уточнение знаний детей о городе, природе годного города. | Экскурсия по городу, рассматривание фотографий с видами города. |
Октябрь | «Символы малой родины» | Познакомить детей с понятием «символ»; Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе, флаге, гимне. Создать условия для воспитания любви к малой родине. | Беседа о символе родного города, о том, где можно увидеть герб, флаг. Рисование, лепка, флага. |
Ноябрь | Улицы родного города | Уточнить названия улиц в городе, дать знания о происхождении названий улиц, показать детям, что по названиям улиц можно узнать об истории родного города, Рассказать о многонациональном населении города. | Экскурсии по улицам города, беседы, рассматривания фотографий городских улиц, людей разных национальностей проживающих в городе. |
Декабрь | Достопримечательности нашего города | Познакомить с достопримечательностями родного города, уточнить, насколько они различают здания по их функциональной принадлежности, воспитывать любовь к родному городу. | Экскурсия по достопримечательностям города. Рассказ – беседа, рассматривание фотографии, книг иллюстраций. Рассказ об истории происхождения. |
Январь | НОД «Моя малая родина Бараба» | Закрепить представление детей о достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города. Закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее. | Рассказ – беседа. Путешествие по станциям, экспериментирование, рассматривание карт НСО и Барабинска, Фотографий животных, птиц, растений. |
Февраль | Памятники защитникам Отечества | Продолжать знакомиться достопримечательностями города, дать знания о защитниках Отечества, воспитывать детей в духе патриотизма. | Экскурсия к мемориалу «Памяти погибших героев» беседа о героях, рассказ об их подвигах. |
Март | Предприятия нашего города | Познакомить детей с предприятиями города, рассказать о главном предприятии города, воспитывать уважение к труду взрослых. | Экскурсия на предприятия города. Беседе о профессиях родителей. |
Апрель | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закреплять знания детей о родном городе, об истории происхождения названия. Продолжать знакомить с достопримечательностями, с культурой и традициями родного края. Продолжать знакомить детей с символикой России и родного города. | Интеллектуальная викторина Чтение стихов, беседа, танцевальные упражнения |
Май | Квест: «Заколдованный город» | Обобщить и расширить знания детей о родном городе. Закрепить представление детей о достопримечательностях родного города. Упражнять детей в умении узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города. | Беседа, рассматривание фотографий, дидактические игры, аппликация |
Ожидаемый результат:
- Дети знают свой домашний адрес, название города, области.
- Имеют представление о символике города.
- Знают краткие сведения об истории города.
- Знают название близлежащих улиц.
- Имеют представление о жизни и быте многонациональном народе населяющий город.
- Узнают на фотографиях достопримечательности города, умеют рассказывать о них.
- Имеют представление о земляках войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Знают правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Имеют элементарные представления об охране природы.
- Понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"
Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска
План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель: Воспитывать творческую личность, знающую свою...
Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...
Консультация для педагогов «Познакомьте ребенка с родным городом. Аша – родной город».
В настоящее время стало особенно актуальным гражданское воспитание подрастающего поколения и прежде всего чувства любви к своему городу. «Те высокие нравственные... чувства, которые характеризуют...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области. Конспект...