Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Экологическая акция - это событийно - значимое мероприятие, направленное на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акции дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры и культуры природолюбия. Акции служат экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными её участниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Родничок» города Шумерля Чувашской Республики

 «Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия»

Егорова Альбина Владимировна, воспитатель

первой квалификационной категории  

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г.Шумерля ЧР


«Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия»

Егорова Альбина Владимировна, воспитатель

первой квалификационной категории  

МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г.Шумерля ЧР

Формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим» - считает С.Н. Николаева.

Отношение к природе является важным показателем экологической культуры, всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и находит свое выражение в поступках, практических действиях, деятельности. Формированию осознанно-правильного отношения детей к природе способствуют различные формы взаимодействия взрослого и ребенка.

В ноябре месяце в нашем дошкольном учреждении воспитанники средней группы вместе с другими мальчиками и девочками на торжественном мероприятии вступили в ряды «Эколят - Дошколят» и получили гордое звание «Молодые защитники природы». Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в детском саду постоянно. Педагоги в своей работе используют различные формы работы с детьми. Одной из интересных форм работы нашей группы стали экологические акции.

Экологическая акция - это событийно - значимое мероприятие, направленное на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акции дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры и культуры природолюбия. Акции служат экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными её участниками.

Мы провели несколько акций – «Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!», «Ёлочка живи!» и в данное время идет акция «Села батарейка? Не спеши её выбрасывать в мусорное ведро!».

Акция «Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!» (см. приложение 1) родилась с целью расширения знаний у воспитанников о зимующих птицах нашего края, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам. В её рамках были разработаны мероприятия с детьми и родителями.

Объявили родителям об акции и о фестивале кормушек. На что родители охотно откликнулись и совместно с детьми изготовили кормушки для птиц. И взрослые и дети ответственно отнеслись к этому серьезному и нужному делу. У каждого участника кормушки получились разные.

Для детей организовали серию занятий «Птицы зимой», «Зимующие птицы Чувашии», «Какие звуки издают птицы». Дети познакомились с зимующими птицами нашего края, особенностями их поведения. В рамках проведения акции организовали исследовательскую работу «Птицы наши друзья! Помоги другу!» в процессе которого дети собирали информацию о зимующих птицах нашего края, изучили информацию о правильном питании птиц зимой, и установили, что нельзя подкармливать птиц солёными продуктами, ржаным хлебом, апельсинами это опасно! Дежурные по «птичьей столовой» каждый день следили за тем что бы в кормушке был корм. По остаткам корма в кормушках ребята определили, что самый любимый корм для воробья и синицы зимой это семена подсолнечника. Наблюдая, также заметили, что к деревянным кормушкам птицы прилетали в первую очередь. А в кормушке из пластиковой бутылки всегда оставался корм.

Для поддержания интереса к теме и закрепления знаний о зимующих птицах мы проводили игры, лепили «Воробушки на кормушке», рисовали «Как розовые яблоки на ветках снегири». В процессе наблюдений мы создали Ментальную карту «Эколят- дошколят» «Покормите птиц зимой». А также приняли решение заботиться о птицах в следующую зиму тоже.

Акция «Елочка живи!» (см. приложение 2) была организована в преддверии Новогодних праздников. С призывом, не рубить лесных красавиц и сохранить их в лесу, а изготовить дома совместно с ребенком ёлочки из бросового и подручного материала. Очень было приятно, что для участия в этой акции отозвалось так много желающих родителей.  Фантазии их не было предела.

С детьми проводили цикл наблюдений за молодой елью, растущей на участке детского сада.  Любовались красотой, зеленым нарядом и полезным ароматом ели.  Украсили её к празднику. Читали сказки и рассказы о лесной красавице. Для закрепления проводили дидактические игры. В группе совместно с детьми изготовили плакат «Берегите ёлочку – лесную красавицу!» с призывом сохранить зеленые ели. После Новогодних праздников беседовали с детьми о том, как выглядят выброшенные на улицу ели. Дети рассказывали о ёлке, которую видели возле контейнера с мусором, говорили на нее было жалко смотреть, в лесу была бы она зеленая, пахучая!

И как итог работы на участке детского сада водили хоровод вокруг нарядной ёлочки, рассказывали ей стихи и играли в игры.

В заключение хочется сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью можем сказать, что, участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.

Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей, и они становятся активными участниками и союзниками в вопросах по формированию у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия.

 

Список литературы

  1. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта

//Дошкольное воспитание. 2002. №7. С. 18 - 21.

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования

детей. - М.: Академия, 2009.

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. – М., С. 49 - 69.
  2. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом

принципе построения образовательного процесса в дошкольном

образовании //Дошкольное воспитание. 2010. №5. С. 40 – 45.

Приложение 1

Экологическая акция

«Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!»

Мероприятия

Сроки

Участники

1

Проектирование и изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.

ноябрь-декабрь

педагоги,

дети,

родители

2

Специально организованная образовательная деятельность

Познавательная деятельность:

- «Птицы зимой»;

- «Зимующие птицы Чувашии» с использованием мультимедийной презентации;

- «Какие звуки издают птицы?»;

Совместная художественно-творческая деятельность:

- Сюжетная лепка «Воробушки на кормушке»;

- Сюжетное рисование «Как розовые яблоки, на ветке снегири»

декабрь-январь

педагоги,

дети

3

Фестиваль кормушек

декабрь

педагоги,

дети,

родители

4

Памятка «Птичья столовая»

декабрь

педагоги,

дети,

родители

5

Ежедневная подкормка птиц дежурными по природе

декабрь - февраль

педагоги,

дети

6

Цикл наблюдений за зимующими птицами:

- «Какие птицы прилетают на участок?»;

- «Какая ворона и какой воробей?»;

- «Сколько ног у птиц и как они ходят?»;

- «Как птицы кормятся на кормушке?»;

- «Какие звуки издают птицы?»;

- «Какие виды птиц посещают кормушки постоянно?»;

- «Частота посещения кормушек с момента их развешивания»;

- «По остаткам корма в кормушках определяем любимые лакомства птиц»

декабрь - февраль

педагоги,

дети

7

Календарь наблюдений за птицами

декабрь - февраль

педагоги,

дети

8

Ментальная карта «Эколят - Дошколят» - «Покормите птиц зимой»

февраль

педагоги,

дети

9

Исследовательская работа «Птицы – наши друзья! Помогите другу!»

январь- февраль

педагоги,

дети,

родители

10

Выступление перед воспитанниками и сотрудниками дошкольного учреждения

февраль

педагоги,

дети

11

Запланировали акцию на весну «Пришла весна! Построим птицам мы дома!»

апрель

педагоги,

дети,

родители


Приложение 2

Экологическая акция

«Ёлочка живи!»

Мероприятия

Сроки

Участники

1

Специально организованная образовательная деятельность

Познавательная деятельность:

- «Ель – это дом и столовая для многих животных»

- «Ёлочка - лесная красавица» с использованием мультимедийной презентации

Совместная художественно-творческая деятельность:

- Конструирование из бумаги «В новогоднем лесу»

- Рисование с элементами аппликации «Зайчики на ёлке»

- Изготовление плаката на тему

«Берегите ёлочку –лесную красавицу»

(Призыв не рубить лесных красавиц и сохранить их в лесу)

декабрь

педагоги,

дети

2

Конкурс для детей и родителей «Ёлочка живи!» в защиту хвойных деревьев (изготовление ёлки из бросового и подручного материала)

декабрь

педагоги,

дети,

родители

3

Проведение циклов наблюдений за молодой елью, растущей на участке детского сада:

- «Как узнать ель?»;

- «Чем прекрасна и полезна ель?»;

- «Сравним живую и искусственную ель»;

- «Поможем нашей ёлочке»

декабрь

педагоги,

дети

4

Участие детей в республиканском творческом конкурсе «Новый год к нам мчится»

декабрь

педагоги,

дети,

родители

5

Украшение живой ели на участке детского сада

декабрь

педагоги,

дети

6

Беседа «Как выглядят выброшенные после Нового года на улицу ёлки»

январь

педагоги,

дети

7

Новогодний хоровод вокруг живой, нарядной ёлки на участке детского сада

январь

педагоги,

дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...

Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...