Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Экологическая акция - это событийно - значимое мероприятие, направленное на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акции дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры и культуры природолюбия. Акции служат экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными её участниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологические акции в детском саду | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Родничок» города Шумерля Чувашской Республики
«Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия»
Егорова Альбина Владимировна, воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г.Шумерля ЧР
«Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия»
Егорова Альбина Владимировна, воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» г.Шумерля ЧР
Формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим» - считает С.Н. Николаева.
Отношение к природе является важным показателем экологической культуры, всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и находит свое выражение в поступках, практических действиях, деятельности. Формированию осознанно-правильного отношения детей к природе способствуют различные формы взаимодействия взрослого и ребенка.
В ноябре месяце в нашем дошкольном учреждении воспитанники средней группы вместе с другими мальчиками и девочками на торжественном мероприятии вступили в ряды «Эколят - Дошколят» и получили гордое звание «Молодые защитники природы». Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляется в детском саду постоянно. Педагоги в своей работе используют различные формы работы с детьми. Одной из интересных форм работы нашей группы стали экологические акции.
Экологическая акция - это событийно - значимое мероприятие, направленное на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акции дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры и культуры природолюбия. Акции служат экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными её участниками.
Мы провели несколько акций – «Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!», «Ёлочка живи!» и в данное время идет акция «Села батарейка? Не спеши её выбрасывать в мусорное ведро!».
Акция «Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!» (см. приложение 1) родилась с целью расширения знаний у воспитанников о зимующих птицах нашего края, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам. В её рамках были разработаны мероприятия с детьми и родителями.
Объявили родителям об акции и о фестивале кормушек. На что родители охотно откликнулись и совместно с детьми изготовили кормушки для птиц. И взрослые и дети ответственно отнеслись к этому серьезному и нужному делу. У каждого участника кормушки получились разные.
Для детей организовали серию занятий «Птицы зимой», «Зимующие птицы Чувашии», «Какие звуки издают птицы». Дети познакомились с зимующими птицами нашего края, особенностями их поведения. В рамках проведения акции организовали исследовательскую работу «Птицы наши друзья! Помоги другу!» в процессе которого дети собирали информацию о зимующих птицах нашего края, изучили информацию о правильном питании птиц зимой, и установили, что нельзя подкармливать птиц солёными продуктами, ржаным хлебом, апельсинами это опасно! Дежурные по «птичьей столовой» каждый день следили за тем что бы в кормушке был корм. По остаткам корма в кормушках ребята определили, что самый любимый корм для воробья и синицы зимой это семена подсолнечника. Наблюдая, также заметили, что к деревянным кормушкам птицы прилетали в первую очередь. А в кормушке из пластиковой бутылки всегда оставался корм.
Для поддержания интереса к теме и закрепления знаний о зимующих птицах мы проводили игры, лепили «Воробушки на кормушке», рисовали «Как розовые яблоки на ветках снегири». В процессе наблюдений мы создали Ментальную карту «Эколят- дошколят» «Покормите птиц зимой». А также приняли решение заботиться о птицах в следующую зиму тоже.
Акция «Елочка живи!» (см. приложение 2) была организована в преддверии Новогодних праздников. С призывом, не рубить лесных красавиц и сохранить их в лесу, а изготовить дома совместно с ребенком ёлочки из бросового и подручного материала. Очень было приятно, что для участия в этой акции отозвалось так много желающих родителей. Фантазии их не было предела.
С детьми проводили цикл наблюдений за молодой елью, растущей на участке детского сада. Любовались красотой, зеленым нарядом и полезным ароматом ели. Украсили её к празднику. Читали сказки и рассказы о лесной красавице. Для закрепления проводили дидактические игры. В группе совместно с детьми изготовили плакат «Берегите ёлочку – лесную красавицу!» с призывом сохранить зеленые ели. После Новогодних праздников беседовали с детьми о том, как выглядят выброшенные на улицу ели. Дети рассказывали о ёлке, которую видели возле контейнера с мусором, говорили на нее было жалко смотреть, в лесу была бы она зеленая, пахучая!
И как итог работы на участке детского сада водили хоровод вокруг нарядной ёлочки, рассказывали ей стихи и играли в игры.
В заключение хочется сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.
С уверенностью можем сказать, что, участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми.
Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей, и они становятся активными участниками и союзниками в вопросах по формированию у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия.
Список литературы
- Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта
//Дошкольное воспитание. 2002. №7. С. 18 - 21.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей. - М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. – М., С. 49 - 69.
- Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса в дошкольном
образовании //Дошкольное воспитание. 2010. №5. С. 40 – 45.
Приложение 1
Экологическая акция
«Трудно птицам зимовать - надо птахам помогать!»
Мероприятия | Сроки | Участники | |
1 | Проектирование и изготовление кормушек, заготовка корма для птиц. | ноябрь-декабрь | педагоги, дети, родители |
2 | Специально организованная образовательная деятельность Познавательная деятельность: - «Птицы зимой»; - «Зимующие птицы Чувашии» с использованием мультимедийной презентации; - «Какие звуки издают птицы?»; Совместная художественно-творческая деятельность: - Сюжетная лепка «Воробушки на кормушке»; - Сюжетное рисование «Как розовые яблоки, на ветке снегири» | декабрь-январь | педагоги, дети |
3 | Фестиваль кормушек | декабрь | педагоги, дети, родители |
4 | Памятка «Птичья столовая» | декабрь | педагоги, дети, родители |
5 | Ежедневная подкормка птиц дежурными по природе | декабрь - февраль | педагоги, дети |
6 | Цикл наблюдений за зимующими птицами: - «Какие птицы прилетают на участок?»; - «Какая ворона и какой воробей?»; - «Сколько ног у птиц и как они ходят?»; - «Как птицы кормятся на кормушке?»; - «Какие звуки издают птицы?»; - «Какие виды птиц посещают кормушки постоянно?»; - «Частота посещения кормушек с момента их развешивания»; - «По остаткам корма в кормушках определяем любимые лакомства птиц» | декабрь - февраль | педагоги, дети |
7 | Календарь наблюдений за птицами | декабрь - февраль | педагоги, дети |
8 | Ментальная карта «Эколят - Дошколят» - «Покормите птиц зимой» | февраль | педагоги, дети |
9 | Исследовательская работа «Птицы – наши друзья! Помогите другу!» | январь- февраль | педагоги, дети, родители |
10 | Выступление перед воспитанниками и сотрудниками дошкольного учреждения | февраль | педагоги, дети |
11 | Запланировали акцию на весну «Пришла весна! Построим птицам мы дома!» | апрель | педагоги, дети, родители |
Приложение 2
Экологическая акция
«Ёлочка живи!»
Мероприятия | Сроки | Участники | |
1 | Специально организованная образовательная деятельность Познавательная деятельность: - «Ель – это дом и столовая для многих животных» - «Ёлочка - лесная красавица» с использованием мультимедийной презентации Совместная художественно-творческая деятельность: - Конструирование из бумаги «В новогоднем лесу» - Рисование с элементами аппликации «Зайчики на ёлке» - Изготовление плаката на тему «Берегите ёлочку –лесную красавицу» (Призыв не рубить лесных красавиц и сохранить их в лесу) | декабрь | педагоги, дети |
2 | Конкурс для детей и родителей «Ёлочка живи!» в защиту хвойных деревьев (изготовление ёлки из бросового и подручного материала) | декабрь | педагоги, дети, родители |
3 | Проведение циклов наблюдений за молодой елью, растущей на участке детского сада: - «Как узнать ель?»; - «Чем прекрасна и полезна ель?»; - «Сравним живую и искусственную ель»; - «Поможем нашей ёлочке» | декабрь | педагоги, дети |
4 | Участие детей в республиканском творческом конкурсе «Новый год к нам мчится» | декабрь | педагоги, дети, родители |
5 | Украшение живой ели на участке детского сада | декабрь | педагоги, дети |
6 | Беседа «Как выглядят выброшенные после Нового года на улицу ёлки» | январь | педагоги, дети |
7 | Новогодний хоровод вокруг живой, нарядной ёлки на участке детского сада | январь | педагоги, дети |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»
Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....
Перспективное планирование дополнительного образования в старшей разновозрастной группе, по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. «Эколята дошколята»
кружок "Эколята дошколята"...
ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...
Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...