Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_proekt-ekolyatapechat_attestats.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР
Проект по формированию у детей
старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
«Эколята – дошколята»
Разработал:
Воспитатель Гусарова Н. Е.
Ядрин, 2019
Тема: «Эколята – дошколята»
Продолжительность – долгосрочный
Автор проекта: воспитатель Гусарова Наталия Евгеньевна
Вид проекта: социально-образовательный, информационный
Участники – воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
Актуальность:
Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. В процессе знакомство с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Новизна:
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в происходящие события. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту заинтересованность. Проект позволяет детям и родителям заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Данный проект построен на тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Гипотеза:
Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Педагоги:
- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Перспективный план работы с детьми
Период | Тема | Цель | |
Сентябрь | |||
Первая неделя | Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы». | Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни на планете Земля. | |
Экологический праздник «Посвящение в Эколята». | Воспитание бережного, ответственного и эмоционально положительного отношения к природе. | ||
Вторая неделя | Беседа «Образы сказочных героев «Эколят»-друзей защитников природы». | Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам. | |
Занятие «Планета Земля в опасности!» | Формирование первоначальных целостных представлений о планете Земля. | ||
Третья неделя | Экскурсия «Красота вокруг нас». | Формировать умения замечать сезонные изменения в природе. | |
Цикл наблюдений и опытов с песком на прогулке. | Определение свойств песка, сравнение его с камнями. | ||
Четвёртая неделя | Выставка поделок из природного материала «Я дружу с природой». | Расширение представлений о природных материалах, их использовании в поделках. | |
26 сентября - Всемирный день моря. | Формирование представлений о море, о влиянии деятельности человека на жизнь моря. Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни рыб. | ||
Октябрь | |||
Первая неделя | 4 октября - Всемирный день животных. | Расширение представлений о среде обитания животных, их жизни осенью, зимой. | |
Выставка пособий «Через книгу в мир природы». | Формирование желания беречь природу. | ||
Вторая неделя | Наблюдения за солнцем и тенью. | Наблюдение за перемещением солнца в течение суток. Знакомство с тенью. | |
Цикл наблюдений за природой. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе. | ||
Третья неделя | Занятие «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях». | Формирование представлений о сезонной жизни лягушек и их приспособленности к наземно - водной среде обитания. | |
Занятие «Где зимуют лягушки?» | Закрепление представлений о жизни лягушек и их приспособленности к среде обитания. | ||
Четвёртая неделя | Занятие «Простые и ценные камни». | Формирование представлений о различных камнях, использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле. | |
Сбор и оформление коллекции камней. | Уточнение представлений о речных и морских камнях. | ||
Ноябрь | |||
Первая неделя | Занятие «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Формирование представлений об особенностях сезонного поведения белых медведей, их приспособленности к среде обитания. Уточнение представлений о планете Земля. | |
12 ноября - Синичкин день. | Расширение представлений о среде обитания птиц, их жизни осенью, зимой. | ||
Вторая неделя | Знакомство с глиной. | Знакомство со свойствами глины. | |
Занятие «Что человек делает из глины?» | Расширение представлений о глине, её использовании человеком. | ||
Третья неделя | Занятие «Слепые землекопы». | Расширение представлений о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | |
Занятие «Беседа о кроте». | Формирование представлений об особенностях поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. | ||
Четвёртая неделя | Зимняя подкормка птиц. | Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. | |
Занятие «Беседа об осени». | Формирование обобщённых представлений об осени, развитие эстетического восприятия природы. | ||
Декабрь | |||
Первая неделя | Занятие «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения». | Формирование представлений о разных потребностях и приспособленности растений к разной среде обитания. | |
Знакомство с углём и мелом. | Расширение представлений о природных материалах, их свойствах способах использования. | ||
Вторая неделя | Дежурство в комнате природы. | Развитие осознанного отношения к объектам природы, умения ухаживать за ними. | |
Подкормка зимующих птиц. | Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе. | ||
Третья неделя | Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом». | Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам. | |
Цикл наблюдения за природой, работа с календарём природы. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе. | ||
Четвёртая неделя | Проведение ежегодной «Олимпиады природолюбия». | Развитие познавательного интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям и животным. | |
Акция «Живая ёлочка - зелёная иголочка». | Выработка отрицательного отношения к вырубке ели (долгорастущего дерева) для кратковременного праздника. | ||
Январь | |||
Первая неделя | Подкормка зимующих птиц, дежурство в уголке природы. | Развитие интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям, животным, близким людям. | |
Занятие «Беседа о лесе». | Формирование представлений о лесе как о природном сообществе, взаимосвязи всех проживающих в нём обитателей. | ||
Вторая неделя | Создание «Живых уголков эколят», опытных и экспериментательных участков по выращиванию цветов и растений. | Уточнение представлений об условиях роста и развития растений. | |
Экскурсия в зимний лес (сад). | Уточнение представлений о лесе как сообществе и его жизни в зимнее время. | ||
Третья неделя | 11 января - день заповедников и научных парков России. | Уточнение представлений об условиях роста и развития растений, развитие познавательного интереса к природе. | |
Подкормка птиц. Работа с дежурными в уголке природы. | Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к людям, растениям и животным ближайшего окружения. | ||
Февраль | |||
Первая неделя | 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий. | Расширение и уточнение представлений о планете Земля, условиях жизни на ней. | |
Проведение с детьми и родителями акции «Добрых дел», «Птицы -наши друзья!», «Помоги другу», «Птичья столовая». | Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к птицам. | ||
Вторая неделя | Цикл наблюдений за ростом лука. | Знакомство с закономерностями роста и развития растения, их зависимостью от комплекса факторов внешней среды. | |
19 февраля - день орнитолога. | Расширение и уточнение представлений о профессии орнитолога. | ||
Третья неделя | Продолжение подкормки птиц, работы с дежурными в уголке природы. | Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к людям, растениям и животным ближайшего окружения. | |
Занятие «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». | Расширение представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их приспособленности к жизни зимой. | ||
Четвёртая неделя | Цикл наблюдений за птицами, подлетающими к кормушке. | Уточнение и закрепление представлений об особенностях строения и поведения птиц, развитие наблюдательности. | |
Март | |||
Первая неделя | 3 марта - Всемирный день дикой природы. | Воспитание бережного отношения к природе. | |
Занятие «Кто главный в лесу?». | Уточнение представлений о лесе как сообществе; формирование представлений о роли человека в жизни леса. | ||
Вторая неделя | Наблюдение за природой, за луком. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе; уточнение и закрепление представлений об условиях роста лука. | |
14 марта - международный день рек. | Формирование представлений о реках, о влиянии деятельности человека на жизнь рек. Уточнение представлений о значении хороших условий для жизни рыб. | ||
Третья неделя | 20 марта - День Земли. 21 марта - Международный день лесов. | Формирование представлений о значении хороших условий на земле для жизни и здоровья человека. Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека. | |
22 марта - Всемирный день вод, ресурсов; день птиц (сороки). | Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к птицам. | ||
Четвёртая неделя | Проведение урока «Природа - твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей. | Развитие познавательного интереса к природе, доброго и ответственного отношения к растениям и животным. | |
Подкормка птиц, работа с дежурными в уголке природы. | Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения. | ||
Апрель | |||
Первая неделя | 1 апреля - Международный день птиц. | Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к наземно- воздушной среде обитания | |
Занятие «Пройдёт зима холодная…» | Формирование представлений о сезонных изменениях в природе зимой. Развитие эстетического восприятия красоты зимней природы и произведений искусства, её отражающих. | ||
Вторая неделя | Наблюдение за ветками в вазе. | Уточнение представлений об условиях роста и развития растений. | |
Занятие «Когда животных в природе становится много или мало?» | Формирование представлений о равновесии в природе и его нарушении. | ||
Третья неделя | 15 апреля - День экологических знаний. | Формирование экологической воспитанности; воспитание любви к природе, желание беречь её. | |
Занятие «Кому нужна вода?» | Уточнение представлений о воде как необходимом условии существования всех живых организмов. | ||
Четвёртая неделя | Создание «Площади эколят», «Аллеи эколят», «Поляны эколят». | Уточнение представлений об условиях роста и развития растений. | |
Создание экологической газеты «Природа глазами детей», «Новости от эколят». | Отражение впечатлений о пройденных занятиях, практическое участие в изготовлении газеты. | ||
Май | |||
Первая неделя | 3 мая - день солнца. | Формирование элементарных представлений о Солнечной системе. | |
Занятие «Беседа о весне». | Формирование обобщённых представлений о весне, жизни растений и животных весной. | ||
Вторая неделя | «Природа - твой друг! Посади дерево и сохрани его!» | Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека, роли почвы для развития растения. Воспитание любви к природе. | |
18 мая - Всероссийский день посадки леса. | Уточнение представлений о лесе и его значении в жизни человека, роли почвы для развития растения. | ||
Третья неделя | Выпуск буклетов, памяток «Сказка - пожар в лесу» и т.д. | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, беседа о мерах предосторожности с огнём. | |
Занятие «Птичий город на деревьях! | Формирование представлений о заповедных местах России. | ||
Четвёртая неделя | Недельный цикл наблюдений за природой. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе. | |
5 июня - Всемирный день окружающей среды. | Определение уровня экологической воспитанности детей в конце учебного года. |
1. Работа с воспитанниками
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1.1 | Экологический праздник «Посвящение в Эколята» | Сентябрь | Воспитатель, музыкальный руководитель |
1.2 | Спортивный праздник «В гостях у лесовичка» | Сентябрь | Воспитатель, |
1.3 | Экскурсия «Красота вокруг нас» | Октябрь | Воспитатель |
1.4 | Праздник «Осень в гости к нам пришла» | Октябрь | Воспитатель, музыкальный руководитель |
1.5 | «Уроки природолюбия» | Раз в неделю | Воспитатель |
1.6 | Эко-занятие «Юный исследователь» | Раз в неделю | Воспитатель |
1.7 | Тематический день «Синичкин день», «Покормим птиц зимой» | Ноябрь | Воспитатель |
1.8 | Фотоконкурс «Сохраним это чудо - Природу» | Ноябрь | Воспитатель |
1.9 | Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы» | Декабрь | Воспитатель |
1.10 | Фотовыставка «Сохраним это чудо» | Декабрь | Воспитатель |
1.11 | Экологическая акция «Птицы наши друзья! Помоги другу» | Январь | Воспитатель |
1.12 | Эко-занятие «Юный исследователь» | Раз в неделю | Воспитатель |
1.13 | Спортивный праздник «В зимнем лесу» | Февраль | Воспитатель |
1.14 | Просмотр презентаций «День воды» | Март | Воспитатель |
1.15 | Познавательная игра «Что растёт в лесу» | Март | Воспитатель |
1.16 | Выставка рисунков «Природа – это сказка» | Апрель | Воспитатель |
1.17 | Экологический праздник «День Земли» | Апрель | Воспитатель |
1.18 | Экологическая акция «Посади дерево» | Май | Воспитатель |
1.19 | Трудовой десант «Чистый участок» | Май | Воспитатель |
1.20 | Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой» | Май | Воспитатель |
| |||
2.1 | Консультация «Образы сказочных героев «Эколят» - друзей защитников природы» | Сентябрь | Воспитатель |
2.2 | Памятки и буклеты: - «Сказка – пожар в лесу» -« Берегите природу»; - «Экологические игры в природе»; - «Экология безопасности» | Ноябрь Март Май | Воспитатель |
2.3 | Фотовыставка «Сохраним это чудо – Природу» | Декабрь Ноябрь | Воспитатель |
2. | Привлечение родителей к участию мероприятий проводимых с детьми | В течении года | Воспитатель |
2.5 | Акции: -«Добрых дел» -«Птицы – наши друзья» -«Помоги другу» -«Птичья столовая» | В течение года | Воспитатель |
| |||
3.1 | Оформление в группах уголка «Эколята – Дошколята» | Сентябрь | Воспитатели |
3.2 | Создание стенда в детском саду «Азбука природолюбия» | Сентябрь | Воспитатели |
3.3 | Обновление экологической тропы на территории детского сада | Октябрь | Воспитатели |
3.4 | Формирование экологической видеотеки | В течении года | Воспитатели |
3.5 | Приобретение и изготовление дидактических и настольно-печатных игр экологической направленности | В течении года | Воспитатели |
Список используемой литературы:
1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
4. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование дополнительного образования в старшей разновозрастной группе, по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. «Эколята дошколята»
кружок "Эколята дошколята"...
ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...
Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...