Конспект занятия по правовому воспитанию на тему: «День прав ребенка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_pravovomu_vospitaniyu.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правовому воспитанию

на тему: «День прав ребенка»

Подготовила воспитатель:

Лесняк О.Н.

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет.

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Вид занятия: интегрированное.

Форма организации: фронтальная.

Цель: довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;

- дать детям представления о важности права на имя;

- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;

- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;

- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;

- содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа

- Знакомство с «Конвенцией…» – специальным документом о правах ребёнка;

- Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Маша и медведь»;

- Чтение сказки «Гномик, у которого не было имени»;

- Разучивание пословиц, стихов, поговорок;

- Изготовления альбома – «Моя любимая семья»;

- Рисование на тему: «Моя семья»;

- Изготовление штампов с рисунками из картофеля.

Планируемый результат: дети узнали о своих правах и обязанностях.

Методические приемы: художественное слово, словесные вопросы, напоминания, загадки, рассказ воспитателя, беседа.

Средства и оборудование:

Мольберт, ширма, игрушка – Домовенок, картинки с буквой «Я», свидетельство о рождении, штампы из картофеля, эмблема.

Раздаточный материал:

Заготовка свидетельства с эмблемой «Право на имя», гуашь разных цветов, штампы из картофеля с различными рисунками.

Ход занятия

Организационный момент

Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья! (дети здороваются с гостями)

Ребенок: Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду Я!

Основная часть

Воспитатель: Дорогие, ребята! Я приглашаю вас поиграть в игру «Кто живет у нас в квартире?»

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять! (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать! (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)

Мой сверчок, (повороты туловища вправо-влево)

Конечно, я! (подводят руку к груди)

Вот и вся моя семья! (хлопают в ладоши)

Мы немножко порезвились

По местам все разместились! (садятся на стульчики)

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня отмечают праздник «День прав ребёнка», поэтому сегодня мы с вами поговорим на эту очень важную тему.

Воспитатель: - Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.

Ребенок: Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок: Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек

Ребенок: Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Ещё право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Воспитатель: Ребята, у меня в руках карточки с одной буквой (достает карточки с буквой «Я» (7шт.) Ребята, назовите какая это буква? (по одной выкладывает на мольберте).

Дети: Это буква «Я».

Воспитатель: Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?

Дети считают.

Воспитатель: Всё верно, семь!

Это слово каждый знает

Ни за что не променяет.

К цифре «семь», добавлю - «Я»,

Что получится?

Дети: Семья!

Воспитатель: Расскажите мне, что это за право?

Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.

Ребенок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.

Ребенок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестрёнку, бабушку и дедушку.

Ребенок: Семья – это я, и меня называют -

Котенок и лапочка, заинька, птичка.

Мне кто – то братишка, кто – то сестренка.

Семья, где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает.

И все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.

Сейчас, я предлагаю вам почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.

Психогимнастика «Согрей котенка».

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки – в ладошки! Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Представьте, как он побежал домой к своей семье.

Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.

Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.

Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.

Ребёнок: Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть,

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет.

Физкультминутка «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают два – три глубоких вдоха, произносят слова и выполняют движения.

В небо солнышко взошло (поднимают руки - вдох)

И всем улыбнулось. (опускают руки- выдох)

Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки- вдох)

И больше не взгрустнулось! (опускают руки –выдох)

Дети садятся на стульчики.

(Воспитатель достает из – за ширмы игрушку -  домовёнка. У него грустное лицо)

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел? Кого-то он нам напоминает. И одет как – то странно? Мальчик ты кто? Как ты к нам попал? Как тебя зовут?

Домовенок: Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только кличут! Имя мне никто не давал. Я услышал, как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек!

Воспитатель: Дети с рождения получают право на имя: представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку! Имя вам дают родители при рождении.

Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал.

Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Ребята, давайте придумаем как же нам назвать нашего гостя?

Дети: Нафаня –это дедушка, а домовенка мы назовем Кузей.

Воспитатель: Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма, Кузенька. Нравиться тебе твое имя?

Кузя: Очень нравится. Спасибо вам ребята.

Воспитатель: Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

Ребенок: Всех по – разному зовут:

Кот – Мурлыка, пес – Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое имя!

Воспитатель: А кто хочет рассказать о своем имени?

Ребенок: Я – Милана. Моё имя означает «заботливая»

Милана – добрая душа,

Обаятельна, открыта,

И собою хороша,

Может буду знаменита!

Ребенок: Я – Ярослав– моё имя означает «солнечный».

Посмотри – ка, Ярослав,

В зеркало лучистое,

Там увижу, непременно,

Солнечное личико!

Воспитатель: Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».

Эта маленькая книжка

Есть у каждого малышки.

И в любое время дня

Всё расскажет про тебя.

(Показывает «Свидетельство о рождении»). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.

Рисование «Нарисуй красивую рамку»

(Дети при помощи штампов из картофеля, составляют рамочку «Свидетельства о рождении». Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).

Воспитатель: Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.

Кузя: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям!

Воспитатель: Приятно, что наш домовёнок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день –«День прав ребенка!»

Воспитатель: - Ребята, вы тоже знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нашим гостям.

Ребенок: - По извилистой дорожке

Шли по миру чьи – то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Ребенок: - Рядом мама крепко за руку держала,

В путь дорожку умницу сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Рефлексия

Ребята, о чём самом важном для детей мы сегодня говорили? С какими правами вы познакомились? Что больше вам понравилось?

Используемая литература

1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002. №4.

2. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006, - 80с.

3. Пыжьянова Л. Права ребёнка// Ребёнок в детском саду. 2003. №4,5.

4. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. 2005. №3.

5. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию для подготовительной группы "Право на жильё и неприкосновенность жилища"

На занятии дети знакомятся с содержанием статей Конвенции о правах ребёнка, гарантирующее право на жильё и неприкосновенность жилища....

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "День прав ребенка"

Конспектнепосредственно   образовательной     деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«День прав ребёнка»Цель:Обобщить знания детей об их граждански...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» с детьми дошкольного возраста 6-7 лет

Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся дошкольников.Задачи:Образовательные:Обобщить на...

конспект занятия по правовому воспитанию "Каждый ребёнок имеет право"

Знакомство детей в соответствующей форме с основными документами по защите прав человека.Воспитание уважительного отношения к правам человека и желание их выполнять.Формирование чувств собственного до...