Конспект Волшебные свойства воды
проект по окружающему миру

Заковряшина Светлана Владимировна

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности, практического осваивания свойств и качеств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnye_svoystva_vody.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  

 « Волшебные  свойства воды»

в подготовительной к школе группе

Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности, практического осваивания свойств и качеств воды.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • формировать активный поисковый характер деятельности, направленный на овладение новыми знаниями;
  •  способствовать решению проблемной ситуации с помощью выдвижения предположений;
  • закреплять знания о качествах воды (жидкая, мокрая, бывает холодная и горячая, прозрачная, бесцветная, безвкусная), свойствах воды (приобретает форму сосуда, меняет вкус. цвет, на морозе замерзает, превращается в лед, вода растворяет некоторые вещества);
  • расширять навыки проведения лабораторных опытов;

расширить кругозор, обогатить словарь (лаборатория, лаборант).

Коррекционные задачи:

  • коррекция и развитие мышления на основе решения наглядно-практических, экспериментальных задач;
  • коррекция и развитие связной устной речи, через построение связных, устных высказываний.

 Развивающие задачи: 

  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логическое  мышление;
  • развивать ориентировку в пространстве;
  •  развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательные задачи: 

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Предварительная работа:

Беседы о воде, о её роли в жизни человека. Наблюдение за водой. Проведение игр-экспериментов с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где спряталась вода?», «Разрезные картинки» и др. Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Просмотр презентации "Волшебница -вода".

Оборудование и  материалы:

маленькие капельки, белые  халаты, тазики с водой различной температуры (по количеству детей), деревянные предметы (кубики, шарики, кирпичики), стаканчики с водой по количеству детей, ложки, различные емкости, гуашевые краски,  лед, бусинки.

Ход:

1. Организационный момент

Слушание музыки (дети вместе с воспитателем садятся в круг) Звучит музыка   имитирующая звук капель дождя, воды, шума моря, крана с водой.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает):

- Да, это журчит вода.

Воспитатель:

- Как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, поливать цветы, умываться, стирать)

- Кому нужна вода? (Людям, растениям, животным, всему живому).

 2. Поиск воды в группе

Воспитатель: Давайте  в нашем групповом  помещении  найдем предметы, в которых живут капельки воды. Мы с вами отметим эти места, приклеив к ним опознавательные знаки - капельки. После того, как обнаружите предмет и приклеите  капельку, возвращайтесь ко мне (дети берут капельки, находят предмет и приклеивают капельку к данному предмету)

Воспитатель: Где нашели предмет, в котором живет вода?

Воспитатель: Для чего вода там нужна?

Предполагаемые ответы:

В уголке природы: возле растений.

Дети. Цветам нужна вода, их надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут. (Приклеивают маленькую капельку.)

Около мойки в подсобном помещении.

Дети.  Надо много воды помощнику воспитателя,  чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)

В игровом уголке.

Дети. Чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду тоже нужна вода (Приклеивают капельку).

В туалетной комнате.

Дети. Чтобы  мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования тоже нужна вода. (Приклеивают капельку.)

У стола, на котором стоит чайник с водой.

Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку.)

Воспитатель: Воду можно использовать везде.

-Как вы думаете, вода может быть разная или она всегда одинаковая?

Воспитатель: Вам интересно это узнать? Давайте проверим.

Воспитатель: Я вам предлагаю  отправится в лабораторию.

- Вы знаете, что такое лаборатория? (место, где проводят различные опыты)

- Давайте превратимся в лаборантов, но для этого  наденем халаты (воспитатель предлагает детям надеть белые халаты), на бейджике  у халата написано ваше имя, найдите свой халат.

- Обратите внимание, что у вас лежит в халатах? (блокнот, карандаш)

- Как вы думаете, для чего нужен блокнот и карандаш лаборантам? (записывать результаты  опытов, и рассказать об этих результатах)

Воспитатель: В лаборатории мы будем ходить по опытным станциям,  каждая станция обозначена цифрой.  Прибыли на первую станцию лаборатории.

(на столе разноцветные тазы с различной температурой)

 Опыт № 1  Вода жидкая, не имеет формы

Воспитатель: Поиграйте с водой, опустите руки в воду.

Какая вода на ощупь? Что вы почувствовали?

Дети: Холодная, чистая, прозрачная, бесцветная, тёплая и т.д.

Наберите в ладоши и вылейте. Что происходит с водой?  (течет, жидкая)

Воспитатель:  На столе лежат деревянные предметы (линейки, кубики, шарики).

-Какие это предметы на ощупь? (твердые)

- Это твёрдые предметы, они имеют форму и сохраняют её.

- Давайте опустим их в воду. Изменили ли они форму? (нет, остались такие же )

- Почему?

- Что будет если воду налить в другую емкость? А давайте посмотрим? Что вы видите?

(Дети наливают воду в емкость, предложен выбор: поварешка, ложки, емкости)

Воспитатель:  Вода не имеет формы, но она принимает форму того сосуда в который налили.

- У тебя какую форму приняла вода? (ответы детей)

Воспитатель: 

- Лаборанты, давайте зарисуем этот опыт у себя в блокноте. На странице, где написан опыт №1. (помощь). Что вы зарисуете? Какие предметы нужно зарисовать?

Вывод:  Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.

Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».

Опыт №2  Вода меняет цвет

Воспитатель: А сейчас будет самое интересное, посмотрите стаканы пустые? (да) 

(В стаканах на дне находятся кристаллы марганца, капелька зеленки и желтой гуаши)

- Как вы думаете, какой опыт с водой мы можем провести на этой станции?

- Как ты думаешь? Почему? (индивидуально)

- Где же взять воду? (предположения детей: кран, первая станция)

Дети самостоятельно проводят этот опыт, у детей предоставлен выбор (воронки, ложки, емкости)

- В какой цвет окрасилась вода? (дети называют цвета) 

- Почему она стала цветной? Что помогло ей окрасится?

-  Видите, ребята, вода может быть разноцветной.

- Уважаемые лаборанты, давайте сделаем вывод. Что происходит с водой на этой станции?  (Вода меняет цвет)

Воспитатель: Кто закончит может нарисовать этот опыт в блокноте

где написано  Опыт № 2 (помощь: Как  вы сможете зарисовать этот опыт,  если у вас нет цветных карандашей)

Воспитатель:

- Посмотрите на план, где находится третья станция лаборатории?

Третья  опытная станция

Опыт № 4 «Лёд – твёрдая вода» (лупа, щипцы, тарелочки)

Воспитатель: - Как вы думаете, вода может быть твердой? (ответы детей)

- Да может стать твердой, если ее заморозить.  

Воспитатель: У меня есть особая сумка лаборанта, давайте посмотрим, что в ней находится? ( в сумке- холодильнике  лежат замороженные бусинки в льдинках)

Воспитатель: - Что вы видите? (лед, внутри бусинки) Давайте его рассмотрим. Какие инструменты нам в это помогут?  (лупа)

- Для чего нам нужны щипцы? лупа?

- А почему мы бусинки видим?  (лед прозрачный)

- Какой лед на ощупь? (мокрый, холодный, твердый, скользкий).

- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

 Дети выдвигают свои гипотезы:

            - можно погреть в руках, они тёплые, лёд растает (хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);

            - можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);

            - можно положить на батарею (долго ждать придётся);

            - можно положить в тёплую воду,  

            - можно оставить просто в группе – у нас тепло.

Дети выбирают три гипотезы и проверяют их:

            - поставить на батарею;

            - погреть в руках;

            - положить в тёплую воду.

- Уважаемые коллеги! Давайте зарисуем этот опыт. Опыт № 3

4. Итог.

Воспитатель: - А теперь, коллеги, я предлагаю, поделиться  результатами своих опытов, которые вы записывали в блокнот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.

Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....

Конспект «Волшебная Ромашка».

План - конспект развлечения  по реализации задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» «Волшебная Ромашка»....

Конспект "Волшебный домик паучка"

Развивает умение детей решать логические задачи....

Конспект "Волшебная страна головоломок"

Используются на занятии развивающие игры : составь фигуру;цветные цифры; найди фигуру; назови предмет....

Конспект "Волшебная страна, подводное царство"

Нетрадиционные формы рисования...

Конспект "Волшебная поляна"

Цель: Закреплять умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире–уже); находить сходства и различия; закреплять счет до 3–х; развивать логическое мышление....

Конспект "Волшебное облачко"

Конспект "Волшебное облачко"...