Проект "Город, в которм я живу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В основу проекта входит работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Она должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 Калининского района Санкт – Петербурга
Проект
«Город, в котором я живу»
для детей подготовительной к школе группы
Выполнила воспитатель
Кудряшева Наталья Аркадьевна
Санкт – Петербург
2024 г
Паспорт проекта
Тема проекта: «Любимый город Санкт- Петербург»
Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной к школе группы
Сроки реализации проекта: с 1 сентября по 31 мая
Актуальность темы:
В основу проекта входит работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Она должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.
Дети-дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление интереса к различным областям и объектам действительности особое значение имеет история и культура нашего города. Это позволяет формировать у дошкольников живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем. Именно поэтому нужно углублять знания и представления детей о городе, закрепить в памяти у детей основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Эта тема включают в себя глубокие социальные, культурные, духовные, идеологические знания, которые в совокупности влияют на становление личности ребенка. Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств, и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь , городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, её красотой и многообразием.
Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению, умения и навыки продуктивной деятельности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание, доступное пониманию детей дошкольного возраста, пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории города необходимо начинать с "собирательного образа" Санкт- Петербурга, у которого, как и у ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их небольшой жизненный опыт, реализация этого подхода позволит установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой детей на его познание.
Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе.
Ожидаемый результат:
К концу года дети обладают начальными знаниями о достопримечательностях Санкт-Петербурга, проявляют желание узнавать новое о городе; узнают и называют некоторые архитектурные и исторические памятники нашего города; узнают и называют символы Санкт – Петербурга (флаг, герб, гимн); имеют представление о карте-схеме города; знакомы с основными правилами поведения и этикета в общественном транспорте, на улицах города, при посещении экскурсий, музеев.
Цель проекта: Заинтересовать каждого ребенка, подобрать к каждому индивидуальный подход, затронуть его воображение, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге, это и есть цель данного направления по развитию дошкольников, которая найдет свою реализацию в изучении, как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. познакомить дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;
2. дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе;
3. приобщить дошкольников к современной жизни города;
4. способствовать формированию этики поведения петербуржца.
5. активизация и совершенствование педагогических знаний и умений родителей и их активное участие в жизни детского сада.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Продукты проектной деятельности:
1. Мини-музей «Петербург – музей под открытым небом»
2. Мини-музей «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни»
3. Экскурсия «Петропавловская крепость»
4. Экскурсия «Стрелка Васильевского острова»
5. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»
6. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»
Мероприятия по реализации проекта
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
3. Вовлечь детей в решение проблемы.
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта.
5. Собрать материал к проекту.
- Основной – с детьми и родителями.
1. Проведение намеченных мероприятий.
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы.
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместным мероприятиям.
- Заключительный – обобщение опыта, презентация проекта.
Результат:
1. Мини-музей «Петербург – музей под открытым небом»
2. Мини-музей «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни»
3. Экскурсия «Петропавловская крепость»
4. Экскурсия «Стрелка Васильевского острова»
5. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»
6. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»
7. Выставка «Люблю тебя, Петра творенье»
Работа с родителями:
1. Экскурсия «Петропавловская крепость»
2. Выставка «Стрелка Васильевского острова»
3. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»
4. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»
5. Презентация
План-схема реализации проекта
Сроки | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Примечания |
I этап подготовительный | |||
1.Анализ научной и методической литературы. 2.Определение актуальности, проблемы, цели. 3.Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка тематических альбомов, дидактических игр, художественной литературы. 5.Организация предметно – развивающей среды, подбор оборудования и атрибутов для ознакомления с темой. | Ознакомление родителей с целью и задачами проекта. Установить связь с родителями для посещения экскурсий | ||
II этап основной | |||
Сентябрь-октябрь | Основание города. «Петр Первый - основатель Санкт-Петербурга». | - Беседа «Город, в котором я живу» - Просмотр и обсуждение презентации о Петре I, рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций о Петре I - чтение книг о Петре, Детям о Санкт-Петербурге «Первое знакомство» - Разучивание стихотворения «В Петербурге осень» - раскраски по теме «Петербург – русская Венеция» - Беседа «Почему Санкт-Петербург назвали Санкт-Петербургом?» | |
ноябрь | «Петропавловская крепость» | - Беседа «Как царь Петр I решил город строить и место выбирал. Почему Заячий остров называется Заячьим?» -Просмотр и обсуждение презентации «Петропавловская крепость» -Рассматривание иллюстраций с видами Заячьего острова, Петропавловской крепости; -Экскурсия по Петропавловской крепости. - Игра малой подвижности «По болоту Петр шел» - Рисование «улицы Санкт Петербурга» | Приглашение родителей на экскурсию «Петропавловская крепость» |
Ноябрь | Символы города. Герб. Символы города. Гимн. | - Просмотр и обсуждение презентации «Символы Санкт-Петербурга» - дидактическая игра «Собери герб»; - слушание гимна города. - Санкт- Петербург старинный и современный. Рассматривание иллюстраций каким раньше был Санкт –Петербург и каким стал) | Приглашение родителей на экскурсию «по Малой Садовой пройдусь я пешком» |
декабрь | Главная площадь в Санкт-Петербурге | -рассматриваем иллюстрации - составление рассказов по теме Санкт-Петербург зимой. -экскурсионная прогулка «по Малой Садовой пройдусь я пешком» - «Дворцовая площадь» Составление творческих рассказов об увиденном Д.И «Составь по точкам» «Собери целое» (пазл Дворцовый мост) Рекомендации родителям о местах В Санкт- Петербурге, которые интересно посетить с ребенком в период зимних каникул - Обновление стендовой информации в родительском уголке. | Рекомендовать посетить Рождественскую ярмарку |
январь | «Невский проспект – главная улица нашего города» | - Составление творческих рассказов «Мои впечатления от прогулок по-Новогоднему Санкт- Петербурга» - рассматривание иллюстраций и фотографий Невского проспекта; - чтение книг о Невском проспекте и его создании; - рисование «Невского проспекта»; - заучивание стихотворений о Невском проспекте: -составление рассказов о Невском проспекте - экспозиция «Блокадный Ленинград» | Рекомендовать семейную экскурсию «Следы блокады» |
февраль | Адмиралтейские верфи | - Просмотр и обсуждение презентации «Адмиралтейство» - Рассматривание иллюстраций с изображениями здания Адмиралтейства, шпиля с корабликом, Адмиралтейского сада - Упражнения «Обведи по контуру» - Чтение стихов М. Борисовой «Кораблик Адмиралтейства», «Золотой кораблик», С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства» | |
март | Северная Венеция. Каналы. | - Просмотр и обсуждение презентаций «Реки Санкт-Петербурга» -беседа: Почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией; -чтение художественной литературы: Полякова Н. «Город у залива» - Конструирование «Кораблей» | |
апрель | Исторические памятники Санкт- Петербурга. | - рассматривание иллюстраций; -дидактическая игра «Узнай и объясни»; - дидактическая игра «Третий лишний». -составление мини-музея «Петербург – музей под открытым небом» | Рекомендовать посетить: Памятник Чижику пыжику, который находиться, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом. Далее памятник: Медный всадник, который находиться на Сенатской площади |
май | Культурная столица. | -знакомство детей с «правилами поведения настоящего горожанина»; -рисование и аппликация по теме - Итоговая викторина «Я люблю свой город» - Совместная экскурсия «Аврора» | Предложить родителям экскурсию «Аврора» |
Выводы: все участники проекта с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. У детей углубились знания о Санкт-Петербурге, как о родном городе, о его основании. Родители также были очень заинтересованы и приняли активное участие в совместных экскурсиях . Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...
Живая природа. Растения как живые организмы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....
Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе
Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Родительское собрание "Дом ,в которм мы живем"
Родительское собрание для родителей детей среднего дошкольного возраста (4-5) по результатам итогов учебного года...