Проект "Город, в которм я живу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудряшева Наталья Аркадьевна

В основу проекта входит работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Она должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 35 Калининского района Санкт – Петербурга

Проект

«Город, в котором я живу»

для детей подготовительной к школе группы

Выполнила воспитатель

Кудряшева Наталья Аркадьевна

   

Санкт – Петербург

2024 г

Паспорт проекта

 Тема проекта: «Любимый город Санкт- Петербург»

 Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной к школе  группы

Сроки реализации проекта: с 1 сентября  по 31 мая

Актуальность темы: 

В основу проекта входит работа по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга. Она должна стать одним из направлений в сотрудничестве между дошкольным образованием и обучением в школе, т.к. материал для изучения детьми интересен, доступен, обширен и требует дальнейшего изучения в школьной программе.

Дети-дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление интереса к различным областям и объектам действительности особое значение имеет история и культура нашего города. Это позволяет формировать у дошкольников живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем. Именно поэтому нужно углублять знания и представления детей о городе, закрепить в памяти у детей основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Эта тема включают в себя глубокие социальные, культурные, духовные, идеологические знания, которые в совокупности влияют на становление личности ребенка. Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств, и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, и должно начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь , городу, а затем и к своей Родине. Сложный материал, особенно связанный с историей города, архитектурой и скульптурой, надо давать доходчиво, эмоционально и наглядно, начиная с ближайшего окружения (дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с архитектурой, её красотой и многообразием.

Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению, умения и навыки продуктивной деятельности. Для этого необходимо особым образом отобранное содержание, доступное пониманию детей дошкольного возраста, пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории города необходимо начинать с "собирательного образа" Санкт- Петербурга, у которого, как и у ребёнка есть имя, день рождения, ангел-хранитель, настроение и лицо. Учитывая склонность дошкольников к очеловечиванию города, и их небольшой жизненный опыт, реализация этого подхода позволит установить эмоциональную связь с городом и положительный настрой детей на его познание.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и тщательно продуманную работу с детьми и через активное привлечение к ней родителей - первых, и самых важных воспитателей ребёнка. В культуре, в частности педагогической, выработано многообразие средств, которые адекватно решают поставленные задачи. Это разные виды занятий с дошкольниками, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении, которые не потеряют своей актуальности в школьном программе.

Ожидаемый результат:

К концу года дети обладают начальными знаниями о достопримечательностях Санкт-Петербурга, проявляют желание узнавать новое о городе; узнают и называют некоторые архитектурные и исторические памятники нашего города; узнают и называют символы Санкт – Петербурга (флаг, герб, гимн); имеют представление о карте-схеме города; знакомы с основными правилами поведения и этикета в общественном транспорте, на улицах города, при посещении экскурсий, музеев.

Цель проекта: Заинтересовать каждого ребенка, подобрать к каждому индивидуальный подход, затронуть его воображение, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге, это и есть цель данного направления по развитию дошкольников, которая найдет свою реализацию в изучении, как направление расширяющее кругозор детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. познакомить дошкольников с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

2. дать начальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе;

3. приобщить дошкольников к современной жизни города;

4. способствовать формированию этики поведения петербуржца.

5. активизация и совершенствование педагогических знаний и умений родителей и их активное участие в жизни детского сада.

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Продукты проектной деятельности:

1. Мини-музей «Петербург – музей под открытым небом»

2. Мини-музей «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни»

3. Экскурсия «Петропавловская крепость»

4. Экскурсия «Стрелка Васильевского острова»

5. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»

6. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 
3. Вовлечь детей в решение проблемы. 
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта. 
5. Собрать материал к проекту. 

  1. Основной – с детьми и родителями.

1. Проведение намеченных мероприятий. 
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы. 
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместным мероприятиям. 

  1. Заключительный – обобщение опыта, презентация проекта.

Результат:

1. Мини-музей «Петербург – музей под открытым небом»

2. Мини-музей «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни»

3. Экскурсия «Петропавловская крепость»

4. Экскурсия «Стрелка Васильевского острова»

5. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»

6. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»

7. Выставка «Люблю тебя, Петра творенье»

Работа с родителями:

1. Экскурсия «Петропавловская крепость»

2. Выставка «Стрелка Васильевского острова»

3. Экскурсия «по малой Садовой пройдусь я пешком»

4. Экскурсия «Петербург- русская Венеция. Аврора»

5. Презентация

 

План-схема реализации проекта

Сроки

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

I этап подготовительный

1.Анализ научной и методической литературы.

2.Определение актуальности, проблемы, цели.

3.Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

 4. Подборка тематических альбомов, дидактических игр, художественной литературы.

 5.Организация предметно – развивающей среды, подбор оборудования и атрибутов для ознакомления с темой.

Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.

Установить связь с родителями для

посещения экскурсий

II этап основной

Сентябрь-октябрь

 Основание города. «Петр Первый - основатель Санкт-Петербурга».

 - Беседа «Город, в котором я живу»

- Просмотр и обсуждение презентации о Петре I, рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций о Петре I

- чтение книг о Петре, Детям о Санкт-Петербурге «Первое знакомство»

- Разучивание стихотворения «В Петербурге осень»

- раскраски по теме «Петербург – русская Венеция»

- Беседа «Почему Санкт-Петербург назвали Санкт-Петербургом?»

ноябрь

«Петропавловская крепость»

- Беседа «Как царь Петр I решил город строить и место выбирал. Почему Заячий остров называется Заячьим?»

-Просмотр и обсуждение презентации «Петропавловская крепость»

-Рассматривание иллюстраций с видами Заячьего острова, Петропавловской крепости;

-Экскурсия по Петропавловской крепости.

- Игра малой подвижности «По болоту Петр шел»

- Рисование «улицы Санкт Петербурга»

Приглашение родителей на экскурсию «Петропавловская крепость»

Ноябрь

Символы города. Герб. Символы города. Гимн.

- Просмотр и обсуждение презентации «Символы Санкт-Петербурга»

- дидактическая игра «Собери герб»;

- слушание гимна города.

-  Санкт- Петербург старинный и современный. Рассматривание иллюстраций каким раньше был Санкт –Петербург и каким стал)

Приглашение родителей на экскурсию «по Малой Садовой пройдусь я пешком»

декабрь

Главная площадь в Санкт-Петербурге

-рассматриваем иллюстрации

- составление рассказов по теме Санкт-Петербург зимой.

-экскурсионная прогулка «по Малой Садовой пройдусь я пешком»

- «Дворцовая площадь» Составление творческих рассказов об увиденном

Д.И «Составь по точкам»

«Собери целое» (пазл Дворцовый мост)

Рекомендации родителям о местах

В Санкт- Петербурге, которые интересно посетить с ребенком в период зимних каникул

- Обновление стендовой информации в родительском уголке.

Рекомендовать посетить Рождественскую ярмарку

январь

«Невский проспект – главная улица нашего города»

- Составление творческих рассказов «Мои впечатления от прогулок по-Новогоднему Санкт- Петербурга»

- рассматривание иллюстраций и фотографий Невского проспекта;

- чтение книг о Невском проспекте и его создании;

- рисование «Невского проспекта»;

- заучивание стихотворений о Невском проспекте:

-составление рассказов о Невском проспекте

- экспозиция «Блокадный Ленинград»

Рекомендовать семейную экскурсию «Следы блокады»

февраль

Адмиралтейские верфи

- Просмотр и обсуждение презентации «Адмиралтейство»

 - Рассматривание иллюстраций с изображениями здания Адмиралтейства, шпиля с корабликом, Адмиралтейского сада

- Упражнения «Обведи по контуру»

- Чтение стихов М. Борисовой «Кораблик Адмиралтейства», «Золотой кораблик», С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства»

март

Северная Венеция. Каналы.

- Просмотр и обсуждение презентаций «Реки Санкт-Петербурга»

-беседа: Почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией;

-чтение художественной литературы: Полякова Н. «Город у залива»

- Конструирование «Кораблей»

апрель

Исторические памятники Санкт- Петербурга.

- рассматривание иллюстраций;

-дидактическая игра «Узнай и объясни»;

- дидактическая игра «Третий лишний».

-составление мини-музея «Петербург – музей под открытым небом»

Рекомендовать посетить: Памятник Чижику пыжику, который находиться, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом. Далее памятник: Медный всадник, который находиться на Сенатской площади

май

Культурная столица.

-знакомство детей с «правилами поведения настоящего горожанина»;

-рисование и аппликация по теме

- Итоговая викторина «Я люблю свой город»

- Совместная экскурсия «Аврора»

Предложить родителям экскурсию «Аврора»

Выводы: все участники проекта с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. У детей углубились знания о Санкт-Петербурге, как о родном городе, о его основании. Родители также были очень заинтересованы и приняли активное участие в совместных экскурсиях . Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Родительское собрание "Дом ,в которм мы живем"

Родительское собрание для родителей детей среднего дошкольного возраста (4-5) по результатам итогов учебного года...