Конспект Волшебные свойства воды
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
« Волшебные свойства воды»
в подготовительной к школе группе
Цель: создание условий для развития экспериментальной деятельности, практического осваивания свойств и качеств воды.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать активный поисковый характер деятельности, направленный на овладение новыми знаниями;
- способствовать решению проблемной ситуации с помощью выдвижения предположений;
- закреплять знания о качествах воды (жидкая, мокрая, бывает холодная и горячая, прозрачная, бесцветная, безвкусная), свойствах воды (приобретает форму сосуда, меняет вкус. цвет, на морозе замерзает, превращается в лед, вода растворяет некоторые вещества);
- расширять навыки проведения лабораторных опытов;
расширить кругозор, обогатить словарь (лаборатория, лаборант).
Коррекционные задачи:
- коррекция и развитие мышления на основе решения наглядно-практических, экспериментальных задач;
- коррекция и развитие связной устной речи, через построение связных, устных высказываний.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логическое мышление;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа:
Беседы о воде, о её роли в жизни человека. Наблюдение за водой. Проведение игр-экспериментов с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где спряталась вода?», «Разрезные картинки» и др. Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Просмотр презентации "Волшебница -вода".
Оборудование и материалы:
маленькие капельки, белые халаты, тазики с водой различной температуры (по количеству детей), деревянные предметы (кубики, шарики, кирпичики), стаканчики с водой по количеству детей, ложки, различные емкости, гуашевые краски, лед, бусинки.
Ход:
1. Организационный момент
Слушание музыки (дети вместе с воспитателем садятся в круг) Звучит музыка имитирующая звук капель дождя, воды, шума моря, крана с водой.
Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает):
- Да, это журчит вода.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, поливать цветы, умываться, стирать)
- Кому нужна вода? (Людям, растениям, животным, всему живому).
2. Поиск воды в группе
Воспитатель: Давайте в нашем групповом помещении найдем предметы, в которых живут капельки воды. Мы с вами отметим эти места, приклеив к ним опознавательные знаки - капельки. После того, как обнаружите предмет и приклеите капельку, возвращайтесь ко мне (дети берут капельки, находят предмет и приклеивают капельку к данному предмету)
Воспитатель: Где нашели предмет, в котором живет вода?
Воспитатель: Для чего вода там нужна?
Предполагаемые ответы:
В уголке природы: возле растений.
Дети. Цветам нужна вода, их надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут. (Приклеивают маленькую капельку.)
Около мойки в подсобном помещении.
Дети. Надо много воды помощнику воспитателя, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)
В игровом уголке.
Дети. Чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду тоже нужна вода (Приклеивают капельку).
В туалетной комнате.
Дети. Чтобы мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования тоже нужна вода. (Приклеивают капельку.)
У стола, на котором стоит чайник с водой.
Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель: Воду можно использовать везде.
-Как вы думаете, вода может быть разная или она всегда одинаковая?
Воспитатель: Вам интересно это узнать? Давайте проверим.
Воспитатель: Я вам предлагаю отправится в лабораторию.
- Вы знаете, что такое лаборатория? (место, где проводят различные опыты)
- Давайте превратимся в лаборантов, но для этого наденем халаты (воспитатель предлагает детям надеть белые халаты), на бейджике у халата написано ваше имя, найдите свой халат.
- Обратите внимание, что у вас лежит в халатах? (блокнот, карандаш)
- Как вы думаете, для чего нужен блокнот и карандаш лаборантам? (записывать результаты опытов, и рассказать об этих результатах)
Воспитатель: В лаборатории мы будем ходить по опытным станциям, каждая станция обозначена цифрой. Прибыли на первую станцию лаборатории.
(на столе разноцветные тазы с различной температурой)
Опыт № 1 Вода жидкая, не имеет формы
Воспитатель: Поиграйте с водой, опустите руки в воду.
Какая вода на ощупь? Что вы почувствовали?
Дети: Холодная, чистая, прозрачная, бесцветная, тёплая и т.д.
Наберите в ладоши и вылейте. Что происходит с водой? (течет, жидкая)
Воспитатель: На столе лежат деревянные предметы (линейки, кубики, шарики).
-Какие это предметы на ощупь? (твердые)
- Это твёрдые предметы, они имеют форму и сохраняют её.
- Давайте опустим их в воду. Изменили ли они форму? (нет, остались такие же )
- Почему?
- Что будет если воду налить в другую емкость? А давайте посмотрим? Что вы видите?
(Дети наливают воду в емкость, предложен выбор: поварешка, ложки, емкости)
Воспитатель: Вода не имеет формы, но она принимает форму того сосуда в который налили.
- У тебя какую форму приняла вода? (ответы детей)
Воспитатель:
- Лаборанты, давайте зарисуем этот опыт у себя в блокноте. На странице, где написан опыт №1. (помощь). Что вы зарисуете? Какие предметы нужно зарисовать?
Вывод: Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.
Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».
Опыт №2 Вода меняет цвет
Воспитатель: А сейчас будет самое интересное, посмотрите стаканы пустые? (да)
(В стаканах на дне находятся кристаллы марганца, капелька зеленки и желтой гуаши)
- Как вы думаете, какой опыт с водой мы можем провести на этой станции?
- Как ты думаешь? Почему? (индивидуально)
- Где же взять воду? (предположения детей: кран, первая станция)
Дети самостоятельно проводят этот опыт, у детей предоставлен выбор (воронки, ложки, емкости)
- В какой цвет окрасилась вода? (дети называют цвета)
- Почему она стала цветной? Что помогло ей окрасится?
- Видите, ребята, вода может быть разноцветной.
- Уважаемые лаборанты, давайте сделаем вывод. Что происходит с водой на этой станции? (Вода меняет цвет)
Воспитатель: Кто закончит может нарисовать этот опыт в блокноте
где написано Опыт № 2 (помощь: Как вы сможете зарисовать этот опыт, если у вас нет цветных карандашей)
Воспитатель:
- Посмотрите на план, где находится третья станция лаборатории?
Третья опытная станция
Опыт № 4 «Лёд – твёрдая вода» (лупа, щипцы, тарелочки)
Воспитатель: - Как вы думаете, вода может быть твердой? (ответы детей)
- Да может стать твердой, если ее заморозить.
Воспитатель: У меня есть особая сумка лаборанта, давайте посмотрим, что в ней находится? ( в сумке- холодильнике лежат замороженные бусинки в льдинках)
Воспитатель: - Что вы видите? (лед, внутри бусинки) Давайте его рассмотрим. Какие инструменты нам в это помогут? (лупа)
- Для чего нам нужны щипцы? лупа?
- А почему мы бусинки видим? (лед прозрачный)
- Какой лед на ощупь? (мокрый, холодный, твердый, скользкий).
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают свои гипотезы:
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд растает (хорошо – лёд растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо – лёд тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придётся);
- можно положить в тёплую воду,
- можно оставить просто в группе – у нас тепло.
Дети выбирают три гипотезы и проверяют их:
- поставить на батарею;
- погреть в руках;
- положить в тёплую воду.
- Уважаемые коллеги! Давайте зарисуем этот опыт. Опыт № 3
4. Итог.
Воспитатель: - А теперь, коллеги, я предлагаю, поделиться результатами своих опытов, которые вы записывали в блокнот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.
Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....
Конспект «Волшебная Ромашка».
План - конспект развлечения по реализации задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» «Волшебная Ромашка»....
Конспект "Волшебный домик паучка"
Развивает умение детей решать логические задачи....
Конспект "Волшебная страна головоломок"
Используются на занятии развивающие игры : составь фигуру;цветные цифры; найди фигуру; назови предмет....
Конспект "Волшебная страна, подводное царство"
Нетрадиционные формы рисования...
Конспект "Волшебная поляна"
Цель: Закреплять умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире–уже); находить сходства и различия; закреплять счет до 3–х; развивать логическое мышление....
Конспект "Волшебное облачко"
Конспект "Волшебное облачко"...