Образовательная деятельность (музыка) Тема: «Музыкальные ложки».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Музыкальные инструменты. Деревянные ложки
Может, будем есть окрошку?
Может, будем щи хлебать?
Нет, на них хотим играть!
Наши ложки - расписные,
Наши ложки - удалые!
Ну-ка, в руки их возьми:
Тарахти, стучи, греми.
Но стучи не просто так,
А по нотам, точно в такт, -
Рук, коленей не жалей.
Что ж, встречайте ложкарей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_lozhki_muzykalnye.docx | 221.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тип образовательной деятельности: тематический.
Форма работы: типовая образовательная деятельность (музыка), групповая.
Используемый прием: проблемный диалог: «разброс мнений». (метод сталкивающий мнения детей)
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация иллюстраций, игровые методы, практическая деятельность.
Возрастная категория: старшая группа
Тема: « Ложки - музыкальный инструмент».
Цель: обучение игре на ложках.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с жанром народного музыкального творчества;
- познакомить с новым приемом игры на ложках «Лошадка»;
- развивать чувство ритма и музыкальный слух;
- развивать умение играть на музыкальных инструментах (ложках);
- развивать моторику пальцев рук;
- развивать диалогическую форму речи;
- воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа .
Использовались интеграция по четырем образовательным областям:
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное;
- Физическое воспитание.
Оборудование:
мультимедиа, компьютер, ложки деревянные, металлические по количеству детей, корзина, настольная ширма.
Репертуар. Русский народный наигрыш « Барыня». https://www.youtube.com/watch?v=0t6BN2_d2uA&t=4s (ссылка на видео наигрыша.) музыка для ритмичного танца «Clap Clap Sound».
Этапы занятия | Педагог | Дети (примерные ответы) |
Организационный -приветствие 2 мин | Под песню «Марш» Е. Тиличеевой дети входят в зал, образуют круг, педагог поет: - Здравствуйте ребята. -Скажите, ребята, зачем мы при встрече здороваемся? -А теперь поздороваемся со своими ручками и ножками, разбудим свой голосок. «Здравствуйте ладошки» | дети поют: -Здравствуйте -Чтобы пожелать здоровья людям. |
Разминка для настроя на занятие. 3 мин |
-Сейчас немного разомнемся и повторим основные танцевальные движения - притопы с приставным шагом. (Выполняются притопы с приставным шагом – «пяточка, носочек-1-2-3») - Следим за осанкой, спинка ровненькая. -Элементы танцевальных движений выполнили хорошо, молодцы. Какое у вас настроение? -Садитесь ребята. | Выполняются притопы с приставным шагом – «пяточка, носочек-1-2-3 (Ответы детей) (Садятся дети на стульчики) |
Введение в образовательную деятельность 2 мин | Показываю корзинку с ложками -Ложка - один из самых популярных предметов, почему? -Все согласны, только кушают? -Сколько мнений в группе? (побуждение к осознанию противоречия) -Почему так получилось? - -Мы находимся в музыкальном зале, значит, как будем использовать ложки? - Ребята, кто назовет тему нашей с вами встречи? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Потому что люди ими кушают. И т. д. (возникновение проблемной ситуации) - Используют как музыкальный инструмент. И. т. д. -Два мнения (много) (осознают противоречия) -Потому что ложками и кушают и используют как музыкальный инструмент. (можно т и это) - Будем использовать ложки, как музыкальные инструменты. -« Ложки - музыкальный инструмент». (Учебная проблема как вопрос?) |
Объяснение- история 5мин | -Правильно ребята, сегодня мы будем не только говорить о музыкальных ложках, но и будем их использовать, как музыкальный инструмент. -Садитесь на стульчики, поговорим о том, как, и откуда появились первые ложки. | дети садятся на стульчики |
Слайд 1 -Для начала ответьте на вопросы: что общего в ложках? В чем вы видите их сходство? - Чем отличаются ложки, в чем их разница? -Ложки, придумали древние греки, они их делали из морских ракушек. -Ребята, если древние греки сделали первую ложку из ракушек, как вы думаете, где они жили? -Да, на берегу всегда много различных ракушек. -Посмотрите на ракушку и скажите, она, что то вам напоминает? На что она похожа. (показываю ракушки) К ракушке крепили палочку, она служила черенком. (показываю) -Так вот получилась первая ложка. Слайд 2 А вот ложки из дерева- это изобретение русских мастеров. Наша Россия богата лесами, поэтому русские люди делали себе посуду из дерева. Ложки получились прочные и красивые. Слайд -3 -Деревянные ложки имеют особое значение в русской культуре и считаются символом России потому что Слайд 4-5 мастера изготавливали их вручную. Роспись на ложках отражает местный традиционный узор. Поэтому ложки представляют собой часть русского народного художественного ремесла. Деревянные ложки олицетворяют культурную историю России, что и придает им символическое значение. Слайд 6 -А как так получилось, что ложка стала музыкальным инструментом?
Слайд 7 - Так и получилось. Люди стали постукивать ложками ритмичные звуки, постукивая ложками друг о друга или о другие поверхности. Ложки – это не только столовый прибор, но и национальный, русский, УДАРНЫЙ музыкальный инструмент. -Объясните, ребята, почему ложки –ударный инструмент. -Ребята, у нас в России даже открыли школы, где дети, обучаются игре на деревянных ложках, и становятся профессиональными, русскими музыкантами. -А как вы думаете, как называют музыкантов, которые играют на ложках? |
- Все ложки состоят из двух частей, ручки и черпака. -Ложки разные по величине, изготовлены из разного материала (деревянные, металлические) (ответы детей) -На берегу моря, у моря. (дети рассматривают ракушку) -Ракушка похожа на черпачок ложки. Слайд 7-Когда люди кушали всей семьей, то ложки ударяясь о деревянные чашки, издавали мелодичный звук. Так стали люди постукивать мелодию для песен и танцев. -Потому что ударяют ложками, чтобы получился звук. Поэтому ложки музыкальный ударный инструмент. -Музыкантов, которые играют на ложках, называют Ложкари. | |
Практика Игра на детских муз. инструментах (ложках, маракасах) 5 мин | (переходим к ритмическому танцу) -А вы хотите стать ложкарями? -Разбирай ребята ложки, поиграем-ка немножко. Спинки свои держите ровно. Выполнять надо движения четко, красиво Не забывайте, что во время игры нужно аккуратно ударять ложками, чтобы не разбить полировку.. (перед танцем поют частушку) Музыка: «Clap Clap Sound». | Дети встают на танец Частушка дети поют перед танцем: Эх, топну ногой Да притопну ножками. Развеселый у нас Будет танец с ложками. -Танцуют и играют на ложках |
Слушание 3 мин Обсуждение музыки | р. н. п. «Барыня» -Сейчас мы с вами посмотрим и послушаем детский ансамбль ложкарей. Они исполнять русский, народный наигрыш «Барыня».
| - Прозвучал русский народный наигрыш «Барыня». (ответы детей) |
Открытие нового знания или способа действия 2 мин | Дети садятся -Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым способом игры на ложках, который я хочу вам показать. А название его кроется в загадке! Будьте внимательны. ЗАГАДКА Быстрее ветра я скачу! Слайд 8 -Как можно показать цоканье лошадки? -Давайте попробуем. -А теперь посмотрите, как цоканье копыт можно изобразить на наших музыкальных ударных инструментах- ложках. | Дети садятся -Лошадка . -Языком (дети цокают язычком) |
Показ нового способа игры на ложках. 3мин | - Для этого надо спрятать черпак в ладошке и стучать поочередно: о черпак, затем о ручку ложки. Такой способ игры позволяет извлекать звуки разной высоты. - Этот прием называется «Лошадка». Давайте вместе попробуем изобразить цоканье копыт лошадки. - А чтобы освоить новый способ игры на ложках -«Лошадка», необходимо запомнить три основных момента- алгоритма:
-Давайте, вместе выполним эти же действия, но с произношением алгоритма: Повторяем вместе с детьми
«Прячем черпак в ладошке - ударяем о черпак другой ложкой - затем ударяем о ручку». -Теперь постепенно ускоряем темп исполнения без произношения слов. | Все действия повторяются в медленном темпе, проговаривая вместе. -прячем черпак - ударяем о черпак - ударяем о ручку . Дети повторяют вместе с руководителем: (играем на ложках, изображая цоканье копыт в ускоренном темпе) |
Затруднения в игровой ситуации 2 мин | Дидактическая игра «По- чем стучу, по ручке или черепку» (На столе настольная ширма, за ширмой я стучу то по черпачку, то по черенку, дети должны угадать по- чем я стучу. вначале им показываю, затем прячу ложки за ширму и провожу игру. - Ребята, послушайте внимательно, по- чем я стучу, по черпаку или по черенку? | (Дети отгадывают по очереди ) дети отвечают |
Включение нового знания в систему знаний ребенка 2 мин | -А теперь ребята мы с вами знаем новый способ игры на ложках «Лошадка», поэтому сможем озвучить игрой на ложках разные ситуации с лошадкой, я буду читать сюжет, а вы, представляя картинку, думайте, как надо играть тихо, громко, быстро или медленно Первая ситуация: (показываю иллюстрации и читаю). Слайд 9
| Дети играют Бьют по черпаку громко |
Индивидуальная работа 3 мин | Работа с карточками –лошадки на геометрических фигурах. -Ребята выберите себе карточку- лошадку и покажите, как она скачет, используя новый способ игры на ложках. Тихо, быстро, плавно, бодро, задорно, плавно. И почему, придумайте маленький рассказ о своей лошадке. В какую геометрическую фигуру «вбежала» ваша лошадка, как ее зовут, какое у нее настроение, куда держит свой путь. | Показывают выбранную картинку рассказывают о ее настроении, и как она скачет. |
Повторение и развивающие задания 2 мин | -Ребята, представьте, что нас попросили озвучить мультфильм «Лошадка», а если мультфильм называется «Лошадка» То, какой прием игры на ложках нам надо использовать? мультфильм «Про лошадку». Включить без звука | -Прием игры на ложках «Лошадка». |
Итог (рефлексивный этап) 1мин | -Молодцы ребята, мы с вами успешно и плодотворно поработали. Особенно мне понравилось, как играл на ложках….. - А танцевали очень хорошо………………………… -Порадовал рассказ о лошадке …………………….. Особенно мне понравился…………………………. Очень красиво играл на ложках. ………………… Был активен ……………………………………….
Спасибо, ребята, вы большие молодцы, до новой встречи. | (ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей по образовательной деятельности «Музыка».
Организация детей в самостоятельной музыкальной деятельности. Виды самостоятельной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области Музыка. Тема: «Под парусом музыки мира»
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области Музыка. Тема: "Шутка в музыке"
В группе дети и воспитатель находят шкатулку, которую не могут открыть. Воспитатель предлагает детям отправиться в музыкальный зал, чтобы вместе с музыкальным руководителем попробовать открыть шкатулк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области музыка. Тема:«Музыка осени» для детей подготовительной группы
Тема:«Музыка осени» для детей подготовительной группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "Путешествие в прошлое ложки"
Конспект "Путешествие в прошлое ложки" разработан с целью расширения представлений о столовом приборе - ложке, истории ее возникновения....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Музыкальная шкатулка»
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:«Музыкальная шкатулка»...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Шире круг, шире круг, музыка зовет всех детей, всех друзей в дружный сибирский хоровод » в подготовительной к школе группе. Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.
Целью занятия является формирование основ гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста через приобщение к культуре народов родного края....