Образовательная деятельность (музыка) Тема: «Музыкальные ложки».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Грасмик Светлана Викторовна

Музыкальные инструменты. Деревянные ложки

Принесли зачем-то ложки...
Может, будем есть окрошку?
Может, будем щи хлебать?
Нет, на них хотим играть!

Наши ложки - расписные,
Наши ложки - удалые!
Ну-ка, в руки их возьми:
Тарахти, стучи, греми.

Но стучи не просто так,
А по нотам, точно в такт, -
Рук, коленей не жалей.
Что ж, встречайте ложкарей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lozhki_muzykalnye.docx221.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тип образовательной деятельности: тематический.  

Форма работы: типовая образовательная деятельность (музыка), групповая.

Используемый прием: проблемный диалог: «разброс мнений». (метод сталкивающий мнения детей)

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация  иллюстраций, игровые методы, практическая деятельность.

Возрастная категория: старшая  группа

Тема: « Ложки - музыкальный инструмент».

Цель: обучение игре на ложках.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с жанром народного музыкального творчества;
  • познакомить с новым приемом игры на ложках  «Лошадка»;
  • развивать чувство ритма и музыкальный  слух;
  • развивать умение играть на музыкальных инструментах (ложках);
  • развивать моторику пальцев  рук;
  • развивать диалогическую форму речи;  
  • воспитывать ценностное отношение  к культурному наследию своего народа .

Использовались интеграция по четырем  образовательным областям:

  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное;
  • Физическое воспитание.

Оборудование:

мультимедиа, компьютер, ложки деревянные, металлические по количеству детей, корзина, настольная ширма.

Репертуар. Русский народный наигрыш « Барыня». https://www.youtube.com/watch?v=0t6BN2_d2uA&t=4s  (ссылка на видео наигрыша.)  музыка для ритмичного танца «Clap Clap Sound».

Этапы занятия

Педагог

Дети (примерные ответы)

Организационный -приветствие

2 мин

Под песню «Марш» Е. Тиличеевой   

дети входят в зал, образуют круг, педагог поет:

- Здравствуйте ребята.

-Скажите, ребята, зачем мы при встрече здороваемся?

 -А  теперь поздороваемся со своими ручками и ножками,  разбудим свой голосок.

                                        «Здравствуйте ладошки»

дети поют:

-Здравствуйте

-Чтобы пожелать здоровья людям.

Разминка для настроя на занятие.

3 мин

 

-Сейчас немного разомнемся и повторим основные танцевальные движения - притопы с приставным шагом.

(Выполняются притопы с приставным шагом  – «пяточка, носочек-1-2-3»)  

- Следим за осанкой, спинка ровненькая.

-Элементы танцевальных движений выполнили хорошо, молодцы. Какое у вас настроение?

-Садитесь ребята.

Выполняются притопы с приставным шагом  – «пяточка, носочек-1-2-3

(Ответы детей)

(Садятся дети на стульчики)

Введение в образовательную деятельность

2 мин

Показываю корзинку с ложками

-Ложка - один из самых популярных предметов,  почему?

-Все согласны, только кушают?

-Сколько мнений в группе? (побуждение к осознанию противоречия)

-Почему так получилось?  

-

-Мы находимся  в музыкальном зале,  значит, как будем использовать  ложки?

- Ребята, кто назовет тему нашей с вами встречи?  

 (побуждение к формулированию проблемы)

 

- Потому что люди ими кушают. И т. д.

(возникновение проблемной ситуации)

- Используют как музыкальный инструмент. И. т. д.

-Два мнения (много) (осознают противоречия)

-Потому что ложками и кушают и используют как музыкальный инструмент. (можно т и это)

 - Будем использовать ложки, как  музыкальные инструменты. 

-« Ложки - музыкальный инструмент».

 (Учебная проблема как вопрос?)

Объяснение-

история

5мин

-Правильно ребята, сегодня мы будем не только говорить о музыкальных ложках, но и будем их использовать, как музыкальный  инструмент.  

-Садитесь на стульчики, поговорим о том, как, и откуда появились первые  ложки.

дети садятся на стульчики

 

Слайд 1

-Для начала ответьте на вопросы:

что общего в ложках? В чем вы видите их сходство?

- Чем отличаются ложки, в чем их разница?

-Ложки, придумали древние греки, они их делали из морских ракушек.

-Ребята, если древние греки сделали первую ложку из ракушек,  как вы думаете, где они  жили?  

-Да, на берегу всегда много различных ракушек.  

-Посмотрите на ракушку и скажите,  она,  что то вам  напоминает? На что она похожа. (показываю ракушки)

К ракушке крепили палочку, она служила черенком. (показываю)

-Так вот получилась первая ложка.

Слайд 2

А вот ложки из дерева- это изобретение русских мастеров. Наша Россия богата лесами, поэтому русские люди делали себе посуду из дерева. Ложки получились прочные и красивые.

Слайд -3

  -Деревянные ложки имеют особое значение в русской культуре и считаются символом России потому что

Слайд 4-5

мастера изготавливали  их  вручную. Роспись  на ложках  отражает местный  традиционный узор. Поэтому ложки   представляют собой часть русского народного художественного ремесла. Деревянные ложки олицетворяют культурную историю России, что и придает им символическое значение.

                                                                Слайд 6

-А как так получилось, что  ложка стала  музыкальным инструментом?

                                                   

                                                                Слайд 7

 - Так  и получилось. Люди стали постукивать ложками ритмичные звуки, постукивая ложками друг о друга или о другие поверхности.   Ложки – это не только столовый прибор, но и национальный, русский, УДАРНЫЙ  музыкальный  инструмент.

-Объясните, ребята, почему ложки –ударный инструмент.

-Ребята, у нас в России даже открыли  школы, где дети, обучаются игре на деревянных ложках, и становятся профессиональными, русскими музыкантами.  

-А как вы думаете, как называют музыкантов, которые играют на ложках?

 

- Все ложки состоят из двух частей, ручки и черпака.

-Ложки разные по величине, изготовлены из разного материала (деревянные, металлические)

(ответы детей)

-На берегу моря, у моря.

(дети рассматривают ракушку)

-Ракушка похожа на черпачок ложки.

Слайд 7-Когда люди кушали всей семьей, то ложки ударяясь о деревянные чашки, издавали мелодичный звук. Так стали люди постукивать мелодию для песен и танцев.

-Потому что ударяют ложками, чтобы получился звук. Поэтому ложки музыкальный ударный инструмент.

-Музыкантов, которые играют на ложках, называют  Ложкари.

Практика

Игра на детских муз. инструментах (ложках, маракасах)

5 мин

(переходим к ритмическому танцу)

-А вы хотите стать ложкарями?  

азбирай ребята ложки, поиграем-ка немножко.

Спинки свои держите ровно.  Выполнять надо движения четко, красиво Не забывайте, что во время игры нужно аккуратно ударять ложками, чтобы  не разбить полировку.. (перед танцем поют частушку) 

Музыка: «Clap Clap Sound».

Дети встают на танец

Частушка дети поют перед танцем:

Эх, топну ногой

Да притопну ножками.

Развеселый у нас

Будет танец с ложками.

-Танцуют и играют на ложках

Слушание

3 мин

Обсуждение музыки

                                                       р. н. п. «Барыня»

-Сейчас мы с вами посмотрим и послушаем детский ансамбль ложкарей. Они исполнять   русский, народный наигрыш «Барыня».

  • Что мы с вами прослушали?
  • Понравилась вам музыка?
  • Какой у нее характер?
  • Какие эмоции вызывает у вас русская народная музыка?
  • Какие инструменты  использовали музыканты в своем музыкальном произведении?

- Прозвучал русский народный  наигрыш «Барыня».

(ответы детей)

Открытие нового знания или способа действия

2 мин

Дети садятся

-Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с  новым способом  игры на ложках,  который я хочу вам показать. А название его кроется в загадке! Будьте внимательны.

          ЗАГАДКА

Быстрее ветра я скачу!
”Цок-цок,” - копытами стучу!
Я громко ”иго-го” кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

Слайд 8

-Как можно показать  цоканье лошадки?  

-Давайте попробуем.

-А теперь посмотрите, как цоканье копыт можно изобразить на наших музыкальных ударных  инструментах- ложках.

Дети садятся

-Лошадка .

-Языком

(дети цокают язычком)

Показ

нового способа игры на ложках.

3мин

- Для  этого надо спрятать черпак  в ладошке и стучать поочередно: о черпак, затем о ручку  ложки. Такой способ игры позволяет извлекать звуки разной высоты.

- Этот прием называется «Лошадка». 

Давайте вместе попробуем изобразить цоканье  копыт лошадки.

- А  чтобы  освоить  новый способ игры на ложках -«Лошадка»,  необходимо запомнить три основных момента- алгоритма:

  1. прячем черпак в ладошке;
  2. ударяем о черпак  второй ложкой;
  3. этой же ложкой ударяем о ручку ложки.

-Давайте, вместе  выполним  эти  же действия, но с произношением алгоритма:

Повторяем вместе с детьми

 

«Прячем черпак в ладошке - ударяем о черпак другой ложкой  - затем ударяем о ручку».

-Теперь постепенно ускоряем темп исполнения без произношения слов.

Все действия повторяются в медленном темпе, проговаривая вместе. 

-прячем черпак - ударяем о черпак  - ударяем о ручку . 

Дети повторяют вместе с руководителем:  

(играем на ложках, изображая цоканье копыт в ускоренном темпе)

Затруднения в игровой ситуации

2 мин

Дидактическая игра «По- чем стучу, по ручке или черепку»

(На столе настольная ширма, за ширмой  я стучу то по черпачку, то по черенку, дети должны угадать по- чем я стучу.

вначале им показываю, затем прячу ложки за ширму и провожу игру.

- Ребята, послушайте внимательно, по- чем я стучу, по черпаку или по черенку? 

(Дети отгадывают по очереди )

дети отвечают

Включение нового знания в систему знаний ребенка

2 мин

 теперь ребята мы с вами знаем новый способ игры на ложках «Лошадка», поэтому сможем озвучить  игрой на ложках разные ситуации с лошадкой, я буду читать сюжет, а вы, представляя картинку, думайте, как надо играть тихо, громко, быстро или медленно Первая ситуация: (показываю иллюстрации и читаю).      

                                                           Слайд 9

  1. Лошадка задумалась и идет медленно, тихо, плавно, затем она увидела маму,  обрадовалась и побежала быстрее.
  2. Лошадке было радостно, задорно и она быстро бежала, бежала (бьют по черпаку громко)

  1. ) затем она устала и стала замедлять шаг, и идти пошла плавно. (Медленно и постепенно тише и тише.)

  1. Лошадка задумалась и шла медленно, затем она увидела цветочный луг, обрадовалась и побежала быстрее.
  2. (по черпаку громко) Но прибежав на красивый луг, лошадка сбавила свой быстрый бег на спокойную поступь. Так ей было удобно любоваться цветами.

Дети играют

Бьют по черпаку громко

Индивидуальная работа 

3 мин

Работа с карточками –лошадки на геометрических фигурах. 

-Ребята выберите себе карточку- лошадку и покажите, как она скачет, используя новый способ игры на ложках. Тихо, быстро, плавно, бодро, задорно, плавно. И почему, придумайте маленький рассказ о своей лошадке. В какую геометрическую фигуру «вбежала» ваша лошадка, как ее зовут, какое у нее настроение, куда держит свой путь.

Показывают выбранную картинку

рассказывают о ее настроении, и как она скачет.

Повторение и развивающие задания

2 мин

-Ребята, представьте, что нас попросили озвучить мультфильм «Лошадка», а если мультфильм называется «Лошадка» То, какой прием игры на ложках нам надо использовать?

мультфильм «Про лошадку».   Включить без звука

     https://www.youtube.com/watch?v=s8X2Xlo4ECk

-Прием игры на ложках «Лошадка».

Итог (рефлексивный этап)

1мин

-Молодцы ребята, мы с вами успешно и плодотворно поработали.

Особенно мне понравилось, как играл на ложках…..

- А танцевали очень хорошо…………………………

-Порадовал рассказ о лошадке ……………………..

Особенно мне понравился………………………….

Очень красиво играл на ложках. …………………

Был активен ……………………………………….

  • Из каких  материалов были сделаны первые ложки?
  • На какую тему мы с вами сегодня говорили?
  • Какой  способ игры на ложках мы освоили с вами сегодня?
  • Кто хотел бы показать весь алгоритм действий, как лошадка скачет?
  • Кого вы смогли бы  научить приему «Лошадка»?
  • Из чего сделаны музыкальные ложки?
  • Чем являются деревянные ложки для нас для нашей России?
  • Какое задание для вас было сегодня трудно сделать?
  • Играете ли вы дома на ложках?

Спасибо, ребята, вы большие молодцы, до новой встречи.

(ответы детей)

Illustration Of A Pack Of Four 4 Cartoon Horses With Different Poses And  Expressions Isolated On A White Background Stock Photo, Picture and Royalty  Free Image. Image 13219569.

Horses Comic Photos and Images | Shutterstock


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей по образовательной деятельности «Музыка».

Организация детей в самостоятельной музыкальной  деятельности. Виды самостоятельной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области Музыка. Тема: "Шутка в музыке"

В группе дети и воспитатель находят шкатулку, которую не могут открыть. Воспитатель предлагает детям отправиться в музыкальный зал, чтобы вместе с музыкальным руководителем попробовать открыть шкатулк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему "Путешествие в прошлое ложки"

Конспект "Путешествие в прошлое ложки"  разработан с целью расширения  представлений о столовом приборе - ложке, истории ее возникновения....

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Музыкальная шкатулка»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:«Музыкальная шкатулка»...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Шире круг, шире круг, музыка зовет всех детей, всех друзей в дружный сибирский хоровод » в подготовительной к школе группе. Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.

Целью занятия является формирование основ гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста через приобщение к культуре народов родного края....