Конспект экскурсии - прогулки "В гости к деревьям" ( экологическая тропа) в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии прогулки в средней группе:
«В гости к деревьям» ( по экологической тропе)
Цель: Обогащать знания детей о времени года осень, уточнять представления об изменениях происходящих осенью в жизни деревьев.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период; закреплять умение узнавать дерево и его лист (клен, береза, рябина); закреплять представления о признаках осени ( желтеют листья на деревьях и опадают, собирают урожай овощей и фруктов, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, дни становятся короче, часто идет дождь, на улице стало прохладнее), учить самостоятельно находить их, учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Развивать у детей интерес к живой природе, внимание, наглядно-образное мышление, память, расширять словарный запас слов, совершенствовать устную речь.
- Воспитывать бережнее отношение к природе, способность любоваться ее красотой, формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание трудиться.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций деревьев и кустарников, заучивание стихотворений об осени, рисование деревьев, наблюдение за листопадом, рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», беседа о правилах поведения в природе и на прогулке, беседа: « Экологическая тропа детского сада».
Словарная работа:
- Листопад, крона, березовый, кленовый, рябиновый, белоствольная, золотая, яркая,хвойное,вечнозеленое.
Оборудование:
- метелки, грабли, выносной материал для самостоятельных игр , мяч, листья березы, клена,рябины для П/И, фасоль, корзинка.
Ход:
Воспитатель (в группе)Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Не трогаю я елки
И не касаюсь сосен.
Вы угадали, кто я?
Конечно же, я …(осень).
Воспитатель: Правильно, это осень.( выставляется картинка «девушка осень») А что такое осень? ( время года)
Осень: Расскажите мне, ребята, что вы знаете обо мне?
Воспитатель: Ребята скажите, о каких признаках осени мы с вами знаем?
(ответы детей)
Осень: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам пойти на экскурсию по экологической тропе вашего детского сада и полюбоваться на осенние деревья!
Воспитатель: Ну что, ребята, пойдем на экскурсию?
Ель.
А вот и первое дерево на нашем пути ( ель) , как оно называется? Как называются листья у ели? ( иголки)А по другому их называют хвоя ( повторы детей) Ель хвойное дерево( попросить повторить нескольких детей). Давайте вспомним какие части есть у дерева?( ствол, ветки, корни, кора, крона)
Воспитатель: Кто скажет мне, иголки опадают осенью с дерева? (нет) Поэтому ель называют вечнозеленое дерево(новое слово повторить нескольким детям). Пойдемте к следующему объекту.
Собираем шишки для поделок.
Рябина.
Воспитатель: Кто знает как называется это дерево? Как вы определили, что это рябина? ( гроздья ягод) На что похожи листья рябины?( На перышко, много маленьких листочков на одной веточке сидят). Ягоды рябины горькие на вкус, но зимой они станут слаще, и станут настоящим лакомством для зимующих птиц. Ягоды рябины витамины для птиц!
Скажите, а деревья, какие: высокие или низкие? Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. (высокие), а трава какая? (низкая). Обратите внимание, что листья деревьев осенью меняют окраску и опадают. Как называется явление природы, когда опадают листья? (листопад) Какого цвета бывают листья осенью? Обратите внимание, что это растет рядом с рябиной? Это дерево или куст?(сирень)Почему это куст? Что есть у дерева, но нет у куста? (ствол)
Подвижная игра «Мы листики осенние »:
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков», соответствующие тексту стихотворения: садятся на корточки, летают, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Давайте соберем листья сирени и рябины в нашу корзинку для поделок.
Клен.
Воспитатель: Как называется это дерево? Как вы узнали, что это клен? ( по листьям). Давайте и мы превратимся в клен.
И.м.п: «Клен»
Ветер тихо клен качает, (Ноги на ширине плеч, руки за головой)
Вправо, влево наклоняет: (Наклоны туловища влево и вправо)
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен. (Машем руками)
Кленовые листья большие, их форма изумляет: красивая, резная. Клены среди осеннего великолепия мы легко находим именно благодаря форме листьев. Осенью клен всегда на виду. Ещё бы! Одно дерево — и целая палитра цветов. На что похож лист клена?
Опыт: «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений
Ход опыта : дать детям по одному «летающему» и по одному «нелетающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена)
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться. Куда ветер отнес семя, там вырастет новое дерево!
Собираем листья клена для поделок в корзину.
Береза.
Воспитатель: Это дерево - ……? (береза) Как вы догадались? (по коре)
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона.
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Береза, символ нашей страны, России. Ее называют белоствольная, русская красавица. ( новое слово повторяют несколько детей). Листья треугольные с зазубринками. На березе листья самые первые желтеют. Потрогайте кору дерева, какая она? (шершавая)
Д/И: « С какого дерева упал лист?»
С дуба –… дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
С березы - … березовый,
С ольхи - … ольховый.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе. Осень прекрасное время года. А теперь нам с вами нужно потрудиться, собрать листья к корням нашей березы, чтобы зимой корни дерева не замерзли.
Труд «Уборка листьев на групповом участке».
С детьми идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки.
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:
- «Труд украшает человека»,
- «Без труда нет добра»,
- «Игра игрою, а дело делом».
По ходу работы организовываю и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Давайте еще раз посмотрим вокруг, полюбуемся красками осени, вдохнем осенний воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по экологической тропе в средней группе, точка "Насекомые". Конспект НОД "Дождевые червяки"
Для того, чтобы путешествие по точкам экологической тропы сделать интереснее, в нашей группе в качестве героев тропы были придуманы гномики. Эти целая семья гномов, которые знакомят детей с разными ин...
Конспект НОД "Прогулка в лес" по экологическому воспитанию в средней группе детского сада
Создание условий для формирования представлений о правилах поведения людей в природе.Способствовать накоплению представлений о правилах поведения людей в лесу...
Конспект занятия на экологической тропе в средней группе «В саду – на огороде»
Уточнить представления детей о названиях, форме, цвете овощей и фруктах и о месте их произрастания....
Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...
Конспект занятия по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа).
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе....
ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ЛЕТОМ. ( средняя группа)
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы летом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарны...
Конспект прогулки "Экологическая тропа зимой". Средняя группа
Конспект по экологической тропе со средней группой в зимнее время года...