Конспект комплексного занятия на тему: «Одежда наших предков»
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Николаевна Лазарева

Задачи: Познакомить с женским и мужским народными костюмами,  особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей  художественный вкус, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_nashih_predkov.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия на тему: «Одежда наших предков»

(старшая группа)

Задачи: Познакомить с женским и мужским народными костюмами,  особенностями их изготовления и использования. Развивать у детей  художественный вкус, творческое воображение.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины   Ф.Малевича «Хоровод», иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка», чтение сказки «Царевна лягушка»; беседы о старинных женских головных уборах.

Словарная работа: Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха косоворотка, пояс, кокошник, вышивка крестом.

Материал: Русский сарафан (из льняной ткани с вышивкой крестом) женская кофта - рубаха, косоворотка и передник из льна, украшенные вышивкой крестом, короб; бумажные силуэты сарафанов на каждого ребенка (или передники, женские рубашки); куклы из кукольного уголка.

Ход занятия: (Воспитатель). Сегодня дети мы поговорим о русском народном костюме, женском и мужском. Одежда в старину была простой, удобной и красивой. Из какой ткани шили одежду? (Ответы детей, если затрудняются, воспитатель сама рассказывает) Шили одежду из льна. Именно из такой ткани сшит этот костюм (достает из короба женский народный костюм: кофта - рубаха, сверху сарафан).

Чем льняная ткань хороша и чем плоха? (ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, хороша потому, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут спрядены из растения, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит». Плоха потому, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, решили добавлять в нее тоненькие искусственные нити.

А кто скажет, что надевали девушки под сарафан? А надевали под сарафан (снимает с «плечиков» сарафан и демонстрирует кофту-рубаху), белую кофту-рубаху. Поверх сарафана повязывали передник (достает из короба передник, надевает его на себя). Давайте внимательно рассмотрим народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? (Ответы детей). Верно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка крестом. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки - обереги располагались в определенных местах; на рукавах и у выреза рубахи и на подоле сарафана. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане - легкие и сердце.

Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду (достает из короба косоворотку). Рассмотрим эту рубаху. Она длинная, рукава тоже длинные и широкие. Чем старинная рубаха отличается от рубашек наших мальчиков?

Вспомните, как она называется? Правильно льняная. Кроме того, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Еще одна особенность рубахи-вышивки на вороте, рукавах и по низу. (Физминутка)

А теперь давайте рассмотрим с вами иллюстрацию Е Рачава к русской народной сказке «Кот, петух и лиса». Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно, пояс. В старину пояса называли опояски. В старину пояса плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т.п. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден: у богатого - пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попроще.

А сейчас ребята давайте с вами украсим свои сарафаны (приготовленные заранее). (Дети выполняют аппликацию). Воспитатель показывает образец. В конце занятия дети рассматривают свои сарафаны. Воспитатель спрашивает, чей сарафан больше понравился детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия на тему: "Одежда"

Данный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми....

Методическая разработка плана конспекта комплексного занятия на тему: «Наша планета - Земля» для детей средней группы.

Комплексное занятие для детей средней группы.Основная цель занятия:  Расширение знаний детей о планете Земля с использованием  нетрадиционной формы рисования - пластилинография....

Комплексное занятие на тему: «Одежда» Младшая группа

Комплексное занятие на тему: «Одежда»  Младшая группа                                    ...

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда"

Конспект логопедического занятия по теме  "Одежда"....

Конспект логопедического занятия по теме "Одежда. Головные уборы"

Конспект логопедического занятия  по теме "Одежда. Головные уборы"....

Проведение тематического занятия по теме «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов» Рисование в книжках-раскрасках «Одежда богатырей –защитников»

Закрепление вида рисования – раскрашивание контурных картинок в книжках-раскрасках. Закрепление освоения способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечив...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Одежда наших предков»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Одежда наших предков».           По патриотическому воспитанию детей до...