Конспект образовательной деятельности по окружающему миру с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в старшей группе «Животные Красной книги!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Сформировать представления детей о Красной книге.
Задачи:
- Систематизировать знания о животных, особенностях их внешнего вида, способах приспособления к условиям жизни.
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе, формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
- Сформировать у детей потребность рассуждать.
- Стимулировать детей к речевой деятельности.
Материалы: Красная книга, карта мира с изображениями животных, картинки животных, три обруча, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_krasnoy_knigi.docx | 205.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Школа №657
Дошкольное отделение №1
г. Москвы
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ
в старшей группе
«Животные Красной книги!»
Подготовила воспитатель:
Гринина Светлана Андреевна
Москва, 2022
Цель: Сформировать представления детей о Красной книге.
Задачи:
- Систематизировать знания о животных, особенностях их внешнего вида, способах приспособления к условиям жизни.
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе, формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
- Сформировать у детей потребность рассуждать.
- Стимулировать детей к речевой деятельности.
Материалы: Красная книга, карта мира с изображениями животных, картинки животных, три обруча, мяч.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля!
(Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)
Воспитатель: Ребята, на какой планете мы живем? (На планете земля). А что отличает нашу планету от других? (на ней можно жить). Конечно!
На планете Земля живут множество животных и растений. Каждый их них живет в своей среде: живет в определенных условиях, питается определенной едой. За какими-то животными ухаживает человек, а какие-то живут в дикой природе. Какие домашних животных вы, ребята, знаете? (кошка, собака, лошадь, корова, и т.д.). А дикие? (тигр, обезьяна, волк, лиса и т.д.).
Ребята, мы упомянули, что все животные живут в разных условиях, в разных климатах. Посмотрите на карту, какие это климаты? Какая там погода? (воспитатель показывает: жаркие страны, Север и средняя полоса). В южных странах не бывает снега, на Севере – снег никогда не тает, а в средней полосе бывает и снег, и солнце. А мы с вами в каком климате живем? (в средней полосе). Да, верно, а почему? (у нас бывает и зима, и весна, и осень, и лето).
Игра «Собери вместе»
Перед вами карточки с животными и три обруча. Попробуйте разложить животных по группам: животные жарких стран, Севера и средней полосы.
Ребята, а что необходимо всему живому? (воздух, вода, питание, свет). Верно. Все на свете связано между собой. Если исчезнет одно, заболеет другое, исчезнет третье. Наш русский поэт Борис Заходер даже написал стихотворение. Послушайте:
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Ребята, есть такие животные, которых на земле можно встретить очень редко. Они так и называются – редкие животные.
Как вы думаете, почему их называют редкими? (потому что их осталось мало, они вымирают, исчезают). А почему они стали исчезать? (потому что их убивают люди, уничтожают места, где они живут). Нужно ли спасать редких животных? (да). Зачем? (потому что все в мире связаны).
Чтобы знать, каких именно животных надо спасать, ученые издали Красную книгу. В ней описаны все исчезающие животные. А почему именно книга именно красная? Потому что красный – это цвет… (опасности). Он говорит: «Внимание! Эти животные могут исчезнуть». Хотите узнать о животных красной книги? (да).
Игра «Найди по описанию»
Я предлагаю вам сыграть в игру. (Воспитатель вывешивает картинки с изображениями животных: Гривастый волк, Пятнистая гиена, Манул, Кабарга). Я буду рассказывать вам о каждом из животных, а вы постараетесь угадать, на какой картинке оно находится.
Гри́вистый волк:
Гри́вистый волк не относится к крупным животным. Его легко можно спутать с лисицей или собакой. Узнать гри́вистого волка можно благодаря острой, лисьей мордочке, длинной шее и торчащим, большим ушам. Короткими являются хвост животного и само тело, лапы же длинные и изящные. Окрас шерсти гри́вистого волка разнообразен, начиная от буро-желтого цвета и заканчивая темными оттенками. Волки обладают мягким и густым волосяным покровом, который может подниматься максимально вертикально при подозрении на опасность. Именно из-за этой особенности волка и прозвали гри́вистым.
Пятнистая гиена:
Выглядит пятнистая гиена непривлекательно. Тело длинное, шея мощная, неподвижная, морда несимпатичная. Передние лапы длиннее задних и кривые, поэтому она смотрится как бы сгорбленная. У нее на лапах по 4 пальца. Голова большая, уши небрежно обрублены от природы и практически без шерсти. Глаза расположены косо, к тому же постоянно бегают и сильно блестят. Поэтому выражение у них пугающее. Хвост среднего размера, довольно пушистый, шерсть не гладкая, клочковатая, длинная, на спине щетина. Окрас темный, мрачноватый. Все тело покрыто пятнами неправильной формы. Все это создает животному довольно отталкивающий образ.
Манул:
Манул очень похож на домашнюю кошку – довольно большую и очень пушистую. Но внешний вид манула не должен вводить в заблуждение, ведь на самом деле он – дикое, хищное и не слишком дружелюбное животное. От домашней кошки манул отличается густой шерстью и более коренастым телосложением. Кроме того, в отличие от домашних питомцев, у манула не бывает такого разнообразия окрасов – его шерстка имеет серый цвет с темными полосками, а кончик хвоста черный. Манул живет и охотится в степи или горах, предпочитая выходить из укрытия лишь в темное время суток. В местах обитания манула, как правило, холодная и снежная зима, от которой манула спасает толстая шуба.
Кабарга:
Кабарга – небольшой олень с коротким телом и длинными ногами, на которые олень может подниматься без особых усилий, чтобы объедать лишайники на стволах деревьев и хвою некоторых хвойных пород. Кроме того, кабарга, в отличие от обычных оленей, не имеет рогов, но может похвастаться клыками. До сих пор ученые не могут определенно сказать, для чего кабарге клыки.
Физкультминутка:
Природу надо охранять:
(рисуют руками круг)
Зверей и птиц не обижать,
(грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать,
(приседают)
В лесу костры не разжигать.
(топают ногами)
С природой будем мы дружить.
(берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить.
(прижимают руки к груди).
Игра «Данетка»
Вы запомнили названия животных Красной книги? Давайте проверим и сыграем еще в одну игру: я загадаю животное, а вы попытаетесь угадать его, задавая мне вопросы, на которые я буду отвечать только «да» или «нет».
Игра «Закончи предложение»
Наше занятие подходит к концу, поэтому давайте с вами подведем итоги и сыграем в еще одну игру. Я буду вам бросать мяч, а вы – заканчивать предложение.
- Наша природа нуждается в защите, потому что… (человек загрязняет природу)
- Если в море выльется нефть, то… (погибнут морские обитатели)
- Если бросать мусор, то… (вокруг станет грязно и некрасиво)
- Если бы люди не очищали воду, то… (вода была бы непригодной для питья)
- Если в городе много машин и мало деревьев, то… (воздух грязный)
- Мы будем заботиться об обитателях нашей Земли, потому что… (хотим, чтобы животные не исчезали).
Подведение итогов:
Ну, что, ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего понравилось?
Какое животное вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Прогулка по Жигулевскому заповеднику» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....
Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"
Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: «Дикие животные»
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.Задачи:- расширить знания детей о диких животных средней полосы;- развивать интерес к выполнению заданий, желание получать нов...
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе Квест-игра «По следам домашних животных»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о домашних животных....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет.
Тема: "Животный мир. Зоопарк Дидактические игры на развитие внимание, мышление и памяти"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру с использованием информационно-коммуникационных технологий для детей средней группы 4-5 лет.
Тема: "Путешествие в мир диких животных России (средней полосы)"...