Картотека наблюдений на прогулках за объектами живой и неживой природы в младшей группе.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Дмитриченко Татьяна Владимировна

В картотеке представленны наблюдения на прогулках за объктами живой и неживой природы в младшей группе. Наблюдения распмсаны по месяцам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа Спасск-Дальний

дошкольное отделение (корпус 2)

Картотека наблюдений на прогулке

за объектами живой и неживой природы

в младшей группе.

                                                                                Разработала:                                    

                                                                                  Дмитриченко

                                                                                         Татьяна Владимировна

Спасск –Дальний

2024 г.

СЕНТЯБРЬ

Карточка №1 Наблюдение за цветущими растениями цветников.

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

Ход наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Карточка №2 Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.
Цель
: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

Карточка №3 Наблюдение за работой дворника.

Цель: закреплять знания детей о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику, воспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Наш дворник с метлой и лопатой,
В мороз, листопад и пургу.
Сгребала, дорожки  песком посыпала,
Детей приучала к труду.

Карточка №4 Наблюдение за уборкой овощей старшими детьми.

Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.

Ход наблюдения

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,

Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка.

Карточка №5 Наблюдение на прогулке за осенним деревом.

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Карточка №6 Наблюдение за березой.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Ход наблюдения

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Карточка № 7 Наблюдение за погодой.

Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Ход наблюдения

Дождь, дождь целый день

Барабанит стекла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

(Е. Трутнева)

Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету ...

Карточка №8 Играем в песочнице.

Цель: Формировать представление детей об окружающем мире. Ознакомить со свойствами песка. Воспитывать умение ладить со сверстниками во время игры (делиться игрушками, уступать, решать конфликты мирным путем).

Ход наблюдения

Какая у нас красивая песочница!

Мы в  песочнице  играем,
Строим  домик  из  песка,
Увлеклись,  не  замечаем,  
Что  носки  полны  песка.  
Принесли  воды  в  ведёрке,
Чтобы  не  сломался  дом,  
Красовался  на  пригорке,          
Мы  его  водой  польём. 

    

Карточка №9 Целевая прогулка «Покажем Мишке, где живут муравьи».

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход наблюдения

 Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,

Карточка №10 Наблюдение за комарами.

Цель: Продолжить работу по ознакомлению детей с насекомыми (комары). Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Комарики у левого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у правого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у левого плеча. Хлоп в ладошки! Комарики у правого плеча. Хлоп в ла дошки!

Карточка №11 Наблюдение за облаками.

Цели: Познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Ход наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

ОКТЯБРЬ.

Карточка №1 Наблюдение за дождем.

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Ход наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

Карточка №2 Наблюдение за осенним деревом.

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Карточка № 3 Наблюдение за солнцем.

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Карточка №4 Рассматривание листьев на прогулке.
Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску).

Ход наблюдения Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Карточка №5 Наблюдение за листопадом.

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

Карточка №6 Наблюдение за приметами золотой осени.

Цель: уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Ход наблюдения

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Карточка №7 «Что нам осень подарила».

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.

Ход прогулки

В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Карточка №8 «Мы поможем».

Цель: закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.

Ход прогулки

Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и понаблюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог рассказывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поливали грядки, и вот теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» — предлагают малыши.

Карточка №9 Наблюдение за фруктовыми деревьями.

Цель: закреплять знания детей о фруктах (яблоках и грушах), расширять представления, что осенью собирают фрукты.

Ход наблюдения

Поскорей сорви ты с ветки

Грушу, что полезна всем.

Она лучше, чем конфетка,

И не кислая совсем.

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

Карточка №10 Наблюдение за уборкой овощей.

Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.

Ход наблюдения

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

Карточка №13 Наблюдение за собакой.

Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек, 

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Цель: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направлять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различия в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь, мышление, воспитывать желание заботиться о животных.

Карточка № 14 Наблюдение за грозой.

Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы. 

Ход наблюдения

Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит никому не понять

И мудрецам не узнать. (Гром)

Карточка №15 Наблюдение за насекомыми.

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

 Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом(жук).

Карточка №16 Наблюдение за птицами.

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Карточка №17 Наблюдение за свойствами воды.

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру.

Ход наблюдения

 Обратить внимание на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана бежит холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике.

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки.

Карточка №18 Беседа на прогулке о диких животных.

Цель: Обобщить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, и их детенышей) Обогащение словаря признаков, глаголы словаря. Развивать целостность восприятия, внимание и зрительную память.

Ход беседы

Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях
На воде и подводой. В небесах и под землей.
Сами пищу добывают, сами деток охроняют,
Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.
По своим живут законам, их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным надо их оберегать.

Человек живет в доме, а дикие животные сами строят или находят себе жилище. Помогите правильно расселить животных. Куда помелим белку? Волка? Ежа?..

Сейчас раздам картинки с детёнышами, вы ответите мне, чьи это детеныши и как называют их?

Ребята, сегодня звери пришли к нам гости, и мы как радушные хозяева должны их угостить.

  • Чем угостим зайца? (капуста, морковь). А в природе, чем они питаются? (кора, ветки, траа).
  • Медведя? (малиной, грибами, медом).
  • Белку? (шишками, грибами, орехами).
  • Ежа? (грибами, яблоками).
  • Лося? (сеном, травой, веточками).

НОЯБРЬ

Карточка № 1 Наблюдение за сосной и осиной.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, осине.

Ход наблюдения

 Познакомить с осиной, рассмотреть ее круглые листья. Сравнить ее с сосной.   Сосна выше осины.

Хвоя сосен длинная, темно зеленая.

Осина светолюбива и боится мороза.

Хоть зима,  

Хоть весна,

Вся в зеленом она. (сосна)

Карточка № 2 Экскурсия по улицам города.

Цель: учить выделять красоту осенних улиц, обратить внимание на чистоту родного города, формировать патриотические чувства к родному городу.

Ход экскурсии

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —

Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

Карточка №3 Наблюдение за дождем.

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь, вызвать желание любоваться городом после дождя (свежо, нет пыли, легко дышится)

Ход наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

Карточка №4 Наблюдение за ветром.

Цель: расширять представления детей о том, что ветер дует, качает деревья. Если ветер сильный, то деревья раскачиваются больше.

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул,

На деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Карточка №5 Наблюдение за небом и облаками.

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Ход наблюдения 

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.

Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

Карточка №6 Наблюдение за птицами во время кормления.

Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке, По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

  1. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
  2. Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)

Карточка №7 Наблюдение за березой.

Цель – уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

 Ход наблюдения

 Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Карточка №8 Наблюдение за елью.

Цели: формировать представление об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь

— Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели.

ДЕКАБРЬ

Карточка № 1Наблюдение за свежевыпавшем снегом.

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход наблюдения  

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят

Воспитатель задает детям вопросы.

  1. Какое сейчас время года? (Зима.)
  2. Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)
  3. Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)
  4. Во время снегопада стало теплее? (Если  во время  снегопада  тем пература  воздуха изменилась, значит  и  форма  снежинок  меняется.)

Карточка №2 Наблюдение за морозными узорами.

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Карточка №3 Наблюдение за свойствами снега.

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход прогулки. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок

Под ногой снежок.

Карточка №4 Наблюдение за снегопадом.

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно! — говорит воспитатель. — Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Карточка №5 Наблюдение за небом.

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи ясные.

Карточка №6 Наблюдение за работой дворника.

Цели: Воспитывать уважение к труду людей; желание помогать  окружающим.
Ход прогулки  

На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.

Карточка №7 Наблюдение за березой.

Цели: Расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Карточка №8 Наблюдение за синицей.

Цели: Закреплять представление о названии птицы, характерных при знаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка

- Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

Карточка №9 Морозный солнечный денек.

Цель: Рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

Ход прогулки  

Все подходят к муляжам зверей. Педагог предлагает: «Пригласите зверушек в гости, скажите им: "Приходите в гости, будем очень рады!"» Дети повторяют за взрослым: «Прибегай, лисонька-лиса! Скачи быстро, зайка-попрыгайка! И ты, мишка-топтыжка, тоже приходи. Захвати с собой и волка».

 «Посмотрите сами, какой сегодня снег? Можно из него лепить?»

Дети знают, как это проверить: набирают снег на лопаты и слегка подбрасывают вверх. Снег разлетается легким облачком. Все дружно решают, что снег сухой, лепить нельзя. Можно только сгребать. Решено: клумбу надо соорудить в центре площадки. Все начинают работать — сгребать снег. Клумба должна быть красивой, большой, но снега не хватает, и дети идут с ведерками и лопатками на свободный участок за снегом. Воспитатель говорит: «Спасибо, мороз, что снегу нанес!».

Карточка №10 Экскурсия в зимний лес.

Цели: Формировать знания о зависимости объектов и явлений в природе; совершенствовать наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять).

Ход   наблюдения

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов...      А. Пушкин.

Карточка №11 Кролик серенький, зайка беленький.

Цель: Закреплять знания детей о строении тела животных, уточнить название частей тела кролика (зайца); формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них.

Ход   наблюдения

Дети выходят на прогулку. Но их ждет сюрприз: на веранде сидит кролик. Бережно достает кролика из клетки, прижимает к себе: «Кузя не знает вас, боится» Дети успокаивают «Не бойся мы добрые». Игра «Зайка беленький сидит».

Карточка №12 Следы на снегу.

Цель: Учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход   прогулки. Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос лого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

Карточка №13 Наблюдение за птицами.

Цели: Закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.
Ход прогулки  

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь — покормить их.

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше — у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что — вспорхнут и улетят. Воспитатель гово рит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска жите им, ребята».

воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,   «Кар! Кар!» — кричу.

Чик-чирик!     С ветки прыг.

Клюй, не робей!  Кто это?

Карточка №14 Наблюдение за елью.

Цели: Познакомить с деревом — елью; обогащать и активизировать словарь детей. 

Ход наблюдения

Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рас сказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.

Выросла елочка в лесу на горочке.

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

ЯНВАРЬ

Карточка №1 «Поет зима аукает»

Цель: Познакомить с зимними явлениями в жизни природы, расширять представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать у детей способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать выводы, воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение  к природе, стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудесные мгновения, вызвать положительные эмоции, от увиденного и услышанного.

Ход   наблюдения

Загадать детям загадку

Наступили холода

Обернулась в лед вода.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает? (зимой)

Прочитать стихотворение С. Есенина

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Сто звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Карточка №2 Наблюдение за солнцем.

Цель: Формировать представление детей о том, что зимой солнце появляется редко, греет плохо. Поэтому на улице холодно, все предметы (скамейки, деревья) и игрушки холодные на ощупь.
Ход   наблюдения

Прочитать стихотворение

«Как соскучились мы, солнце,
Редко светишь ты в оконце.
Все деревья и дома,
Заморозила зима».

Карточка №3 Зима холодная.

Цель: Формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Лене я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? Дима, посмотри, надеты ли варежки у Юли? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда».

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он оделся потеплей, чтобы мороз его не заморозил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима холодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер».

Карточка №4 Следы на снегу.

Цель: Учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход прогулки Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.

Карточка№5 Зимние забавы.

Цель: Приучать детей очищать себе место для игр от снега, сгребать снег, расчищая лопаткой дорожки. После снегопада показать, какие сугробы намело

Ход наблюдения

Раздать детям    лопатки, предложить подкинуть снег вверх. Он разлетится.

Уточнить, что снег пушистый, легкий.  Словесно- логическая задача: «Где

же снежинки?» (по рассказу Н.Калининой).

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: посмотрите, какие они красивые! А на рукавицах блестят капельки воды.  Где же снежинки? Объяснить, что снег растаял на теплой ладошке.

В теплую погоду проводить игры со снегом. Показать, что из снега можно лепить снежки. Организовать игры со снежками: «Кто бросит дальше?»,

«Кто попадет в цель?». Учить лепить из снега пирожки, используя формочки,

совки, раздать детям резиновые игрушки людей и животных.

 Падал снег на порог,

 Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек

 Ручейком пирог утек.

 Пирожки свои пеки

 Не из снега – из муки.  (П.Воронько.) 

 

Карточка №6 Наблюдение за горкой.

Цель: Формировать представление детей, что зимой строят горки и ледяные фигуры из снега. С горки весело кататься, она скользкая, потому что ледяная.
Ход наблюдения

«Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом».

Карточка№7 Наблюдение за свойствами воды.

Цель: Формировать представление детей, что на морозе вода замерзает, превращается в лёд. Лёд скользкий, холодный, прозрачный, твёрдый.
Ход наблюдения

Наливаю в формочку
Чистую водицу.
И на улице оставлю –
Что же с ней случится?
Превращается всегда,
На морозе в лёд вода».

Карточка№8 Наблюдение за снеговиком.

Цель: Формировать представление детей о том, что из снега можно сооружать различные постройки, рассмотреть снеговика, сделанного старшими детьми, попытаться сделать такого же.

Ход наблюдения

На участке рассмотреть сооружения из снега. Это снеговик, в руках у него большая корзина, в нее можно забрасывать снежки.

Порой за себя

Мне бывает неловко

Торчит у меня

Вместо носа морковка,

Ведро набекрень

На макушку надето.

На шее платок

Непонятного цвета.

Но мне унывать

Не дают ребятишки-

Хохочут девчонки,

Смеются мальчишки.

Наташки и Сашки,

Егорки и Жорки,

Как снежные шарики

Катятся с горки.

А я улыбаюсь

От уха до уха—

Ведь я не какая – то

Злая старуха.

Поэтому любят

Меня ребятишки     

Румяные Гришки.

Иришки. Маришки.

Недаром сегодня

Сказал мне Сережа,

Что я на Снегурочку

Очень похожа.

Конечно, приятно.

Но верится слабо.

Я просто веселая

Снежная баба. 

         

Карточка №9 Наблюдение за разноцветными льдинками.

Цель: Окрасить воду гуашью разных цветов. Вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (скользкий, твердый), формировать представления о свойствах воды.

Снег идет, замерзла речка,

Но не мерзну я ничуть.

Мне сосульку у крылечка

Так и хочется лизнуть.

Ах, сосулька – просто чудо!

Только мама говорит:

«Заболеешь ты простудой,

В рот сосульки не бери»

И сосульки не сосу я,

Мне не хочется болеть,

Поскорей их в дом несу я –

У огня сперва согрет.

Карточка №10 Наблюдение за птицами зимой.

Цели: Углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холода не испугался,

С нами на зиму остался.

Непоседа, невеличка

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Карточка№11 Наблюдение за синицей.

Цель: Знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход прогулки 

Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-Тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Что это за птица?

Как она выглядит и какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?

Карточка №12 Наблюдение за снегирем.

Цели: Помочь рассмотреть снегиря; понаблюдать, как он поет, клюет зернышки подсолнечника; обратить внимание детей на красивые перья.

Ход   прогулки. На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке — серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.

Карточка №13 Наблюдение за зимующими птицами.

Цели: Закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.

Ход прогулки

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

ФЕВРАЛЬ

Карточка №1 Наблюдение за сосульками.

Цель: Понаблюдать за сосульками в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).

Ход наблюдения

Загадка

Кто там с крыши надо мною,

Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода? (Сосулька)

Карточка №2 Наблюдение за ростом лука.

Цель: Уточнить представление о репчатом луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода, отмечаем изменения в ящиках-грядках. Затем рассмотреть банку с луковицей.

Ход наблюдения

Смотрите, что появилось снизу луковицы в воде – это корни начали расти. Наша луковица ожила, пошла в рост. Корнями она пьёт воду. Она будет расти. Мы добавим ей воды – пусть пьёт. Без воды лук зелёный не сможет вырасти.

Карточка №3 Наблюдение за солнцем.

ЦелиПродолжать знакомить с природными явлениями (солнечная
погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения

Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

Карточка №4 Поможем дворнику посыпать дорожки песком.

Цель: Формирование первичных представлений о добре, расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду, желание помогать окружающим.

Ход наблюдения

Снега прошли немалые,
А все идут, идут...
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат.
На улицах, на улках,
В дворах и закоулках,
Управиться спешат.
Е. Благинина

Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет,
И песком посыплет лед.

Карточка №5 Покормим птиц.

Цель: Расширить представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона. Обобщить знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками птиц. Научить детей правильно их подкармливать. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг

Клюй — не робей!

Кто же это? (Воробей.)

Карточка №6 Расчистим дорожки от снега.

Цель: Формирование первичных представлений о добре, расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду, желание помогать окружающим.

Ход наблюдения

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

МАРТ

Карточка №1 Наблюдение за весенними изменениями.

Цель: Развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений. Укреплять психическое и физическое здоровье.

Ход наблюдения

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж
На дороге много луж.  

    

Карточка №2 Наблюдаем за снегом.

Цель: Продолжать знакомство с неживой природой, с погодными явлениями.

Расширить представления о весне. Понаблюдать с детьми за свойствами снега. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход прогулки

Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Организовать игры со снегом, при этом побуждать к сравнению — снеговиков они лепили и зимой. Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?  

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
* * *

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
А. Плещеев
* * *

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... {проталинки).

Карточка №3 Наблюдение за капелью.

Цель: Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширить представление детей о весне. Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Ход наблюдения

Понаблюдать вместе с детьми за сосульками.

В: - Почему растут сосульки?

Предложить послушать капель. Вспомнить, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает всё сильнее и сильнее. Всё вокруг от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали плакать.

– Почему сосульки плачут?

(сосулькам жалко прощаться с зимой.)

Если солнышко пригрело, и сосулька стала таять, то с неё начинает капать вода.  Началась капель.

Сосулька песенку поёт:

Кап-кап-кап!

Только кто её поймёт?

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Очень грустно мне

Кап-кап-кап!

Кто поможет мне?

Кто там с крыши надо мною,
Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода?  (Сосулька)

Карточка №4 Наблюдаем за небом и облаками.

Цель: Познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес.  Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход наблюдения

Посмотреть вместе с детьми на небо.

- Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!  Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу.  Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".    3. Александрова

Карточка №5 Приметы ранней весны.

Цель: Закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Карточка №6 Экскурсия в парк.

Цель: Обратить внимание на деревья, учить, постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

Ход наблюдения

Загадать детям загадку:

Разбежались по опушку

В белых платьицах подружки, (Березы)

Карточка №7 Веселые ложки.

Цель: Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками.       Активизировать познавательную деятельность. Углубить интерес к культуре своего народа, учить    играть     на   народных инструментах

Ход наблюдения

Загадать загадку

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает? (деревянная ложка)

Карточка №8 Оденем Куклу Катю на прогулку.

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, продолжать развивать интерес к играм с куклой.

Ход игры

Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков-«пап»-попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело интересно на прогулке. Дети одевают кукол. Воспитатель, спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький
Одели на ножки
Красные сапожки.

АПРЕЛЬ

Карточка №1 Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками весны, закреплять знания детей о птицах, расширять представление об особенностях их внешнего вида.

Ход наблюдения

Загадать загадки

Вот вещунья - белобока,

А зовут ее … (Сорока - зимующая птица)

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто же это… (Воробей – зимующая птица)

Черный, проворный кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач - перелетная птица)

Кто присел на толстый сук

И стучит «Тук-тук, тук-тук»?  (Дятел - зимует)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири – зимующие птицы)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.  (Ласточка – перелетная птица)

Карточка №2 Наблюдение за воробьями.

Цель: Посмотреть, как воробьи купаются в весенних лужах, формировать представление у детей, что сейчас много насекомых, птицы вьют гнезда и находят корм сами.

Ход наблюдения

Воробей с березы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза –

Чик, чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик, чирик!

Карточка №3 Наблюдаем за воронами.

Цель: Внешний вид, чем питается, выводят птенцов. Познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык.

Карточка №4 Наблюдение выставки «Земля наш общий дом».

Цель: Формировать представление детей о празднике, посвященного нашей планете Земля, рассмотреть рисунки представленные на выставке, формировать эстетическое чувство.

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

«Ликуйте все! Пришла весна!»

Здравствуй, нежная листва,

Здравствуй, первая трава,

Здравствуй, реченька- река,

Птичий гомон не смолкает,

Вся природа оживает,

Всё очнулось ото сна

Здравствуй, вёснушка- весна!

Ручеёк бежит, бежит,

Свою песенку журчит.

Ну а в песенке слова:

«Здравствуй, светлая весна».

Побежим скорей гулять,

Будем песню распевать.

Ну а в песенке слова:

«Здравствуй, светлая весна!».

Карточка №5 Прогулка по весеннему лесу.

Цель: Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

Ход наблюдения

Оживились ручьи,

Прилетели грачи.

В свой дом-улей-пчела

Сладкий мед принесла.

Кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Карточка №6 День Земли.

Цель: Познакомить детей с праздником – День Земли; развивать экологическую грамотность;  воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

Нас в любое время года, учит мудрая природа!
Птицы учат пению, паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду, обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.

У природы круглый год, обучаться нужно.
Весь лесной народ, учит крепкой дружбе.

Карточка №7 Наблюдение за концертом посвященному Дню Земли.

Цель: Помочь им осознать себя частицей большого мира сформировать чувство уважения к планете Земля. Воспитывать чувство уважения друг к другу и к природе.

Ход наблюдения

Три клада у природы есть:

 Вода, земля и воздух – три её основы.

 Какая бы ни грянула беда –

 Целы они – всё повторится снова

 И будет на планете жизнь всегда!

Карточка №8 Наблюдение за насекомыми.

Цель: Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны (пчела)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо (оса)

Точка, точка, два крючочка

Это лапки у жука,
Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка,
Справа точка, слева –

Точка, в черных крапинках бока. (божья коровка)

Карточка №9 Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

Цель: Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе.

Ход наблюдения

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

 Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

Карточка №10 Наблюдение за зеленой травой.

Цель: Закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Ход наблюдения

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.        

Опять весна душистая

Повеяла крылом.      А. Фет

Карточка №11 Наблюдение за растениями и кустарниками.

Цель: Закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

•        Каково состояние кроны деревьев на участке?

•        Какие еще произошли изменения?

•        Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Карточка №12 Наблюдение за транспортом.

Цель: Расширять знания о транспорте.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

•        Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны, лесовоз, автобус.)

•        Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы домой

На машине легковой.

Карточка №13 Наблюдение за собакой.

Цель: Расширять знания о животном мире.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком.  (Собака.)

•        Кто это? (Собака.)

•        Какая по величине? (Большая, маленькая.)

•        Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)

•        Кто заботится о собаке? (Хозяин.)

МАЙ

Карточка №1Наблюдение праздничного концерта, подготовленного детьми старшего дошкольного возраста «Этот день Победы!».

Цель: формирование первичных представлений о празднике Великой Победы, создание праздничного весеннего настроения; воспитание уважения к защитникам Отечества.

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда.

Карточка №2 Наблюдение за состоянием природы.

Цель: Формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой).

Ход наблюдения

Очень добрым, очень светлым.

Золотистым, ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

Земляникой и цветами

Встретят нас и лес и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой листве,

Речка плавать нас научит,

Ветер — бегать по реке.   К. Ибраев

        

Карточка №3 Прогулка в лес.

Цель: Познакомить с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на деревьях, оживают муравейники, появляются первые цветы; научить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт...

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.  (Лес.)

Дом открыт со всех сторон.

 В доме — тысяча колонн.

Над колоннами — шатры,

Под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)

Карточка №4 Наблюдение за солнцем.

Цель: Формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

 Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Карточка №5 Чем питается божья коровка?

Цель: Рассказать о том, что жучок — хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Ход наблюдения

Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник — это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Карточка №6 Наблюдение за деревьями и кустарниками.

Цель: Формировать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения

Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — снегурочкины слезы.   Г. Ладонщиков

Карточка №7 Насекомые на участке.

Цель: Учить распознавать насекомых по их отличительным особенностям; расширять знания детей о жизни насекомых; воспитывать бережное отношение к миру природы.

Ход наблюдения

Воспитатель обращает внимание на насекомых, которых можно встретить на участке. Уточнить, что бабочки и божьи коровки, мухи летают, муравьи ползают по земле. Ради забавы ловить насекомых нельзя: им от этого плохо. Маленькие существа хотят кушать, им нужно работать, кормить своих деток. Показать, как красивы бабочки на солнце, какие у них яркие и блестящие крылья!

Я, ребята, бабочка…

Потихоньку подходите.

Домик мой – не баночка.

Полюбуйтесь-поглядите!

Уберите свой сачок

А появится охота -

И закройте на крючок.

Можно даже сделать фото. (Шумов Н.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данном материале содержится планирование наблюдений за обьектами природы для детей младшего возраста....

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данный материал можно использовать в календарном планировании наблюдений за обьектами живой и неживой природы для детей младшего возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...

Конспект ОД по разделу «Познавательное развитие» ознакомление с объектами живой и неживой природы в старшей группе «Путешествие по телевизионным передачам».

Цель: закрепление знаний детей о живой и неживой природе.Программные задачи:Образовательные: совершенствовать умение отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о не...

НОД по «Исследованию объектов живой и неживой природы» в старшей группе “Дикие животные леса”

Цель: Уточнение и расширение представления детей о диких животных.Задачи: Закреплять знания детей о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни; развивать речевую активность; р...

Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе

Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...