РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
рабочая программа (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_obektov_zhivoy_i_nezhivoy_prirody_mladshaya_gr.2020_g.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующего по
совета МАДОУ детского сада «Солнышко» МАДОУ детскому саду
«Солнышко»
протокол № 1_от «30» августа 2019 г. № 104 от «30» сентября 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область «Познавательное развитие»
Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование»
(младшая группа, второй год обучения)
на 2019 – 2020 учебный год
Разработчик: Лебедева Н.А.,
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Коврово
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | страницы |
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Исследование объектов живой и неживой
природы, экспериментирование» для детей 3-4 лет является составной частью основной
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад
«Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы
дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,
О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа
Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цель: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности.
Задачи:
- Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со
взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать
с разнообразными материалами),
- развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и
отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального),
способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить,
попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
- формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических
фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной
деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических
играх и других видах деятельности);
- обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать
стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности;
- развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего
вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях;
- расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
2. Планируемые результаты освоения модуля
К четырем годам: любопытен, задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как
называется?». С удовольствием включается в деятельность экспериментирования,
организованную взрослым. Проявляет эмоции радостного удивления и словесную
активность в процессе свойств и качеств предметов. Задает вопросы о людях, их
действиях. Различает людей по полу, возрасту, как в реальной жизни, так и на
иллюстрациях. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
3. Содержание образовательной деятельности программы
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в
жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение
умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста.
Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.
Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их
помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно
пользоваться.
Освоение представлений ребенка о себе.- имени, фамилии, половой принадлежности,
возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи,
любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок
живет, группу детского сада.
Ребенок открывает мир природы
Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо,
дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни.
Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего
природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия.
Умение выделять части растения (лист, цветок). Знание об элементарных потребностях
растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за
животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных
признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет
зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу). Накопление впечатлений о ярких сезонных
изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и
опадают; исчезают насекомые и т.д.). Освоение простейших способов
экспериментирования с водой, песком.
С 2007 года воспитанники МАДОУ детский сад «Солнышко» Зеленоградского района
принимают участие в программе «Хранители природы», а также участвуют в следующих
акциях:
месяц | Тема | Цель | Методические приемы |
сентябрь | «Планета Земля в опасности». Всемирная акция «Очистим планету от мусора». | Учить детей безопасному поведению в природе, необходимости беречь природу нашей планеты. | Практическая работа .Труд в природе |
«Я – человек». 22 сентября - Всемирный День без автомобилей. | Дать детям представление о велосипеде, как экологическом виде транспорта. | Игра. Прогулка на велосипедах | |
«Перелётные птицы. Акция «Крылья над Европой». Всемирный день моря. | Расширять знания детей о перелётных птицах. Создать условия для проведения акции по переписи перелетных птиц. | Наблюдение и учет птиц (совместно с КОДЮЦЭКТ) | |
Октябрь | «Растение, как живое существо». Акция «Посади тюльпан!» | Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Прививать детям любовь к природе, к труду. | Практическая работа Труд в природе |
«Путешествие в осень» Осень. Урожай. | Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания. | Практическая работа . Труд в природе Конкурс поделок из соленого теста «Осеннее лукошко». | |
Дикие животные осенью. Всемирный день защиты животных. | Систематизировать знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к животным. | Загадки, беседа, наблюдение ПМК «Мир природы» ПМК «Шаг за шагом». | |
Операция «Листопад». | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. | Реализация проекта «Операция «Листопад». Праздник «Осень золотая». | |
Декабрь - Ноябрь | 11 ноября — Международный день энергосбережения. | Дать представление об энергосбережении. Уточнить и расширить представление детей о необходимости экономить воду, тепло,электроэнергию | Реализация проекта «Сбережем энергию – сохраним природу!». Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь вещей» |
Областной конкурс кормушек из природного материала. Областной конкурс ёлочных игрушек из природного материала «Новогодняя фантазия». | Сформировать у детей представления о необходимости помогать пернатым. Развивать творческие способности. | Акция «Поможем зимующим птицам!». Конкурс кормушек. Конкурс ёлочных игрушек и кормушек из природного материала (совместно с КОДЮЦЭКТЭ). | |
Январь | «Путешествие по Куршской косе». 11 января – День заповедников и национальных парков. | Углубить представления детей о национальном парке «Куршская коса». | Виртуальная экскурсия, беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение литературы. |
«Экскурсия в зимний парк». 15 января — День зимующих птиц. | Развитие наблюдательности у детей, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой. | Экскурсия | |
« Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. Развивать творческие способности детей. | Рассказ воспитателя, беседа, д.игра, электронные презентации. Конкурс рисунка «За чистоту родного города»(совместно с КОДЮЦЭКТЭ). | |
«Огород на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в мини – парниках, происходящих с растениями и луковицами. | Беседа с элементами труда. Реализация проекта «Огород на окне». | |
«Весенний пейзаж». Акция «Первоцветы» | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны и необходимости охраны первоцветов. | Наблюдения | |
20 марта — День Земли.22 марта — Международный день Балтийского моря. | Обобщить знания детей о глобусе – модели земного шара. Формировать представление о том, что существует разные области земли, развивать у детей способности наблюдать анализировать. | Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра. ПМК «Мир природы». Областной конкурс скворечников и дуплянок(совместно с КОДЮЦЭКТЭ). | |
7 апреля — Всемирный день охраны здоровья . «Если хочешь быть здоров» - спортивный праздник. | Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Воспитывать ловкость. | Спортивный праздник. Проект «Хочу стать космонавтом». | |
«Знатоки природы» 15 апреля — День экологических знаний. | Закрепить знания детей о природе. | Игра – викторина с использованием ИКТ. Проект «Защитники природы» (экологическая тропинка). | |
22 апреля — Всемирный день Земли . | Дать детям представление о Земле как об общем доме людей. Воспитывать любовь к природе, красоте родного края. | Экологический субботник. | |
Май | «Солнце – большая звезда». 3 мая — День Солнца. | Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. | Беседа, д.игра, опыты. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра. ПМК «Мир природы». |
«Никто не забыт, ничто не забыто…» | Закрепить знания детей о ВОВ, её героях и их подвигах. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну. | Экскурсия в п.Рощино к мемориалу погибших воинов. |
Программа «Хранители природы» реализуется в совместной деятельности, на прогулках, а
также через все области.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
Раздел «Ребенок открывает мир природы» | 14 | |
1. | Тема: «Магазин фруктов и овощей» | 1 |
2. | Тема: «Что нам осень подарила» | 1 |
3. | Тема: «Деревья и кустарники на нашем участке» | 1 |
4. | Тема: «Сравнение снегиря с вороной » | 1 |
5. | Тема: «Сравнение дерева с кустарником» | 1 |
6. | Тема: «Рассматривание и сравнение кошки и кролика» | 1 |
7. | Тема: «Домашние животные «Кошка и котенок» | 1 |
8. | Тема: «Рассказ педагога «Как звери в лесу готовятся к зиме» | 1 |
9. | Тема: «Рассматривание снегиря» | 1 |
10. | Тема: «Наблюдение за рыбкой карасем» | 1 |
11. | Тема: «Путешествие в весенний лес» | 1 |
12. | Тема: «Белка и еж» | 1 |
13. | Тема: «Сравнение одуванчика и тюльпана» | 1 |
14. | Тема: «Дождик песенку поет» | 1 |
Раздел «Исследование объектов живой и неживой природы, | 4 | |
15. | Тема: «Сравнение комнатных растений - китайской розы и | 1 |
16. | Тема: «Почему зима холодная?» | 1 |
17. | Тема: «Посадка лука» | 1 |
18. | Тема: «Полив комнатного растения» | 1 |
Всего | 18 |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п\п | Наименование | Имеется в наличии (количество, шт.) | ||
Оборудование | ||||
1. | Ноутбук LENOVO | 1 | ||
2 | Экран IQ Board | 1 | ||
3 | Проектор EPSON | 1 | ||
4 | Музыкальный центр Sony | 1 | ||
5 | Колонки CREATIVE | 1 | ||
6 | Мольберт | 1 | ||
9 | Детский планшет | 5 | ||
11 | Конструктор "Робототехника" | 3 | ||
Мебель | ||||
13 | Стул ученический | 29 | ||
14 | Стол ученический | 5 | ||
15 | Стул офисный | 1 | ||
16 | Стол угловой с тумбой | 1 | ||
17 | Стенка секционная детская | 1 | ||
18 | Игровой модуль "Театр" | 1 | ||
19 | Игровой модуль "Кухня" | 1 | ||
20 | Игровой модуль "Магазин" | 1 | ||
21 | Стенд "Уголок безопасности" | 1 | ||
22 | Карта нашей Родины | 1 | ||
23 | Самолет, вертолет | 2 | ||
24 | Машины | 6 | ||
25 | Куклы | 7 | ||
Средства обеспечения освоения программы Аудио- и видео- пособия | ||||
26 | «Уроки осторожности» (ОБЖ для малышей) ПМК | 1 | ||
27 | «Марш победы» (диск) | 1 | ||
28 | «Полеты в космос» (диск) аудиоэнциклопедия | 1 | ||
29 | Энциклопедия в загадках для детей «Таинственная вселенная»; | 1 |
- Список литературы
1.Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
2.Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по
примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие.
– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
3.Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: Учебнометодическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2017 г.
4.О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников», 2016 г.
5.Л.А. Владимирская « Дошкольник от осени до лета», 2015 г.
6.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию+CD. Парциальная программа работы
по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». Разработано
в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2016 г.
7.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты».
Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2016 г.
8.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет».
ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
9.Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова «Рабочая программа воспитателя: ежедневное
планирование по программе "Детство". Средняя группа.ФГОС. Издательство: Учитель г.
Волгоград, 2015 г.
10.М.П. Костюченко « Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет»,
2015 г.
11.Г.В. Лаптева « Развивающие прогулки для детей 4-5 лет», 2016 г.
12.А.Е. Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты
11
занятий». Программа "Детство". ФГОС ДО. Издательство: Учитель г. Волгоград, год
издания: 2015 г.
13.Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Издательство:
Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
14.Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Зима». Издательство:
Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
15.Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Лето». Издательство:
Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
16.Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Осень». Издательство:
Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
17.Н.О.Никонова, М.И Талызина «Экологический дневник. Весна». Издательство:
Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
18.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду: работа с
детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – 5-е
изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
19.Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1
(старший дошкольный возраст)». ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания:
2017 г.
20.Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №2
(старший дошкольный возраст)». ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания:
2017 г.
21.Рабочая программа воспитателя» - ежедневное планирование по программе «Детство»
(средняя группа) /Н.Н. Гладышева, Ю.Б. Сержантова, 2016 г.
22.«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
возраста‖, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2017 г.
23.―Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет‖, Мартынова
Е.А., Сучкова И.М., 2015 г.
24.Интернет ресурсы
- Сайт www.doshkolnik.ru (скачивание презентации);
- сайт http://prezentacii.com (скачивание презентации);
- сайт http://nsportal.ru/detskii-sad (скачивание музыки);
– «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки,
стихи и рассказы для детей (http://lukoshko.net);
- «Потому.ру - Детская энциклопедия (http://potomy.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Направление – исследование объектов живой и неживой природы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет №2
Программное содержание:1.Обобщить и систематизировать знания об осени. Закреплять умения составлять описательные рассказы о явлениях природы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие ос...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...
Конспект ОД по разделу «Познавательное развитие» ознакомление с объектами живой и неживой природы в старшей группе «Путешествие по телевизионным передачам».
Цель: закрепление знаний детей о живой и неживой природе.Программные задачи:Образовательные: совершенствовать умение отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о не...