Проект: «Зимушка -зима»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Багапова Ольга Юрьевна

Представленный проект является методической разработкой, направленной на расширение представлений детей о зиме, формирование у детей второй младшего дошкольного возраста, представления о зимних природных явлениях. Вид проекта  познавательно - исследовательский, творческий,  информационный, детский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_proekta.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Зимушка -зима»

Возраст: вторая младшая группа

Актуальность.

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе в зимнее время года, познакомить с зимними забавами жизни птиц и зверей зимой; исследовать разные состояния снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей раннего возраста.


Поэтому вместе с воспитанниками второй младшей группы и был разработан краткосрочный проект «Зимушка -зима».

Цель проекта:  Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях.

Вид проекта : 

- по целевой установке: познавательно - исследовательский, творческий,  информационный, детский.

- по срокам реализации: краткосрочный (2 недели).

- по составу участников:  групповой (дети, воспитатели, родители.)

- по содержанию: интегративный

Продукт проекта: Лэпбук «Зима», конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему, перспективный план,

Проблемная ситуация: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю и теплую одежду), зимних забавах.

Задачи: 
Обучающие: 

Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, поведение птиц, зверей). Дать представления о зимних забавах.

Развивающие: 

- Развитие речи, памяти, творческих способностей детей раннего возраста.

Воспитательные: 

Воспитывать экологическую культуру дошкольников: воспитание бережного отношения к природе, умение замечать красоту зимней природы;

Проблема: Дети плохо знают признаки зимы.

Тематическое поле: Групповая комната.

Ожидаемые результаты:

Общие: Расширение кругозора детей, проявление интереса к простейшим взаимосвязям в природе.

Для детей: Расширение представлений о сезонных изменениях в природе в зимний период,

Для родителей: Создание условий для сотрудничества детско-родительских отношений.

Для педагога:  Создание условий для познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, речевое развитие , социально-коммуникативное.

Средства и оборудование: иллюстрации с изображением зимы,  зимней одежды, зимних забав.

Технические:  ноутбук

Методические: наглядные - демонстрация картинок; книги на зимнюю тему.

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей , объяснения;

Организационные: столы, карандаши, краски, альбомы, ножницы, клей, кисточки.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

этапы

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

сроки

ответственные

подготовительный

Педагоги – дети

Педагоги – родители

Деятельность педагогов

- Беседы познавательного характера;

- Рассматривание иллюстраций альбомов

-обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта

- обсуждение целей и задач проекта

- составление плана мероприятий

- подбор наглядного материала

- подбор материала для практической деятельности

-подбор художественной литературы по теме «Зима»

На протяжении всего периода

На протяжении всего периода

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатели, родители

основной

Педагоги – дети

Педагог – родители

Родители - дети

- Беседы о зиме и зимних приметах, о жизни птиц и зверей зимой

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

-НОД по формированию экологических представлений «В январе, в январе, много снега во дворе»  " ; «Покормите птиц зимой».

- Целевые прогулки по территории ДОУ: "Юные следопыты, по следам зимы",

- проведение НОД по художественному творчеству

НОД по рисованию: «Белоснежная зима»; «Заяц на снегу»

НОД по лепке: «Снеговик»

НОД по аппликации «  Падают снежинки»

- отгадывание загадок

-оформление выставки творческих работ

- целевые прогулки

- Рекомендации по изготовлению лэпбука.

- Консультация для родителей «Зимние забавы»

- Папка передвижка: «Ах ты зимушка зима» др.

На протяжении всего периода проекта

Воспитатель

Родители, дети, воспитатели

Родители, дети

заключительный

Педагоги – родители - дети

- Составление совместного Лэпбука «Зима»

- оформление выставки творческих работ

- подведение итогов оформления материалов проекта

Воспитатель, родители, дети

презентационный

Деятельность педагогов

Презентация проекта

воспитатель

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Вид деятельности

Сроки реализации

Содержание деятельности

Познавательное
развитие

Познавательно – исследовательская, продуктивная

На протяжении проекта

Беседы: "Почему нам нравится зима",?" ( " Как помочь птицам?", "А нужен ли зимой снег?", " Осторожно! Зимние травмы", " Почему скрипит снег",«Как зимуют дикие животные», «Первый снег», «Приметы зимы» , «Одежда людей зимой» , «Прогулка в радость-безопасная прогулка» , «Берегите птиц» с показом детям иллюстраций

 «Морозные деньки», «Здравствуй, Зимушка – Зима», «Зимушка пришла – подарки принесла»
- Простейшее экспериментирование «Свойства снега».
Наблюдение за тучами. Провести с детьми беседу, какие осадки идут из туч зимой, как называется явление природы, когда идет много снега. 

Художественно- эстетическое развитие

Творческая, художественная

На протяжении проекта

НОД рисование: " Белоснежная зима"; "Заяц на снегу". Аппликация: "Падают снежинки".

Лепка: "Снеговик".

Речевое развитие

Коммуникативная, восприятие художественной литературы

На протяжении проекта

- НОД по развитию речи: «Как спасаются звери от стужи зимой»; Беседа по картине «Слепили снеговика».

 - Рассматривание репродукций картин русских художников по теме: «Зима»  

- Чтение худ.литературы К. Бальмонт "Снежинка"; Г. Снегирев "Про птицу"; В. Бианки "Кто к кормушке прилетел?", "Синичкин календарь;

- Загадки о зимних явлениях в природе; пословицы и поговорки о зиме.

- Чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Снегурочка». стихотворений о зиме;
Рассказывание стихотворения «Маша варежку надела», в процессе одевания на прогулку.

- Заучивание потешки «Заинька попляши».

Физическое развитие

Игровая, двигательная

На протяжении проекта

Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Снежок», «Снег», «Зимняя шуба», «Чтобы ручки не замерзли», «Любим мы зимой играть».
- и др.

Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»

Утренняя гимнастика «Снежинки»

Подвижные игры: «Кто дальше бросит снежок», «Зайка» 

Социально – коммуникативное развитие

Игровая, познавательная, коммуникативная

На протяжении проекта

Трудовая деятельность в природе:

- Расчистка дорожек от снега во время прогулки;

- "Окучивание" снегом деревьев;

- Меры борьбы с гололедом (посыпание дорожек песком, солью);

- Постройки различных форм из снега;

- Постройка снежной горки;

- Подкармливание птиц.

Дидактические игры: "Назови цвета зимы",  "Кто был в гостях у снеговика?" (угадай по следам, "Чего не бывает зимой?".

-Дидактические игры: «Где твой домик», «Зимой во дворе». 

- Проведение игровой ситуации с целью закрепления навыков детей с порядком одевания на прогулку.

Используемая литература:

  1. Алябьева,  Е.А Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты.  / Е.А. Алябьева Кн. изд.- М.: ТЦ Сфера, 2009 - 208 с.
  2. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ //Авт-сост. А.В.Аджи  – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-170с.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. Для занятий с детьми 2-3 лет/ В.В. Гербова. Издательство «Мозаика - Синтез», 2014.
  4. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет.Конспекты занятии й/ Д.Н. Колдина -М.: Мозаика –Синтез, 2007 -56с.,цв.вкл.
  5. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет.Конспекты занятий/ Д.Н.. Колдина -М.: Мозаика –Синтез, 2007 -56с.,цв.вкл.
  6. Колдина Д.Н. АРисование с детьми 3-4 лет.Конспекты занятий/ Д.Н. Колдина -М.: Мозаика –Синтез, 2007 -56с.,цв.вкл.
  7. Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать : [Попул. пособие для родителей и педагогов] / М. А. Мариничева, Н. В. Елкина. - Ярославль : Акад. развития : 2001. - 191 с.
  8. Николаева, С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу/  С.Н.Николаева. Издательство «Мозаика –Синтез» 2002.
  9. Николаева , С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/ С.Н.Николаева - Москва «Просвещение» 2001.
  10. О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:Мозаика –Синтез, 2008.-48
  11.  О.А.Соломенникова . Экологическое воспитание в детском саду/ Соломенникова О.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. О.А. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Соломенникова О.А. – 3-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва, 2009.

  1. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...