Конспект квест-игры по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Багапова Ольга Юрьевна

Квест- игра, направлена на  обобщение  и систематизацию знаний об изменениях в природе, пониманию причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект квест – игры по познавательному развитию в старшей группе

«Путешествие по временам года»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей  о временах года. Программное содержание:

Образовательные:

  1. Уточнить и систематизировать представления детей об сезонных изменениях в природе.
  2. Классифицировать свойства и явления окружающего мира и деятельность людей в разное время года,
  3. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения;
  4. Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

Развивающие: 

  1. Развивать логическое мышление, воображение, развивать монологическую речь;

Воспитательные: 

  1. Воспитывать любовь к природе, учить работать в команде.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Создавать положительный эмоциональный настрой.

Форма организации обучения: индивидуальная (подгрупповая).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, воспроизведение художественной литературы.

Предварительная работа: 

Наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей по теме.

Словарная работа: приметы весны, набухают почки, проталины, капель.

Планируемый результат: дети могут определять время года, называть их признак и деятельность людей в разное время год, отгадывать загадки, рассуждать, высказываться. Могут различать перелётных и зимующих птиц.

Оборудование и материалы:  Фотоиллюстрации с изображением времён года, труд людей в природе. Игровое дидактическое пособие " Времена года"; пейзажи всех времен года; карточки с образно-символическими обозначениями сезонных явлений. Аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; картинки перелётных птиц и зимующих Дидактическая игра «Четвёртый лиший», конверты с заданиями. Магниты для магнитной доски

Методы и приемы:

- практические: дидактические игры, сюрпризный момент, динамическая пауза.

- наглядные: демонстрация картинок, показ

-словесные: беседа, вопросы, рассказ, художественное слово

- репродуктивный (закрепление знаний и навыков).

Организационный момент: 

Ход игры.    Вводная часть.

Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года». Встают в центре группы.

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами встанем в круг. И поздороваемся.

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Вот мы и поздоровались!

А ещё к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Ребята, малыши обратились к нам с просьбой. У них в группе нет календаря природы, и они не знают, по каким признакам отличаются все времена года. Что же делать?

Дети: нужно им помочь

Воспитатель: Конечно, нужно помочь.

Но для того, чтобы создать такой календарь мы сами должны знать все признаки времён года. А чтобы это сделать предлагаю вам поучаствовать в квест - игре. А вы знаете, что означает слово «квест»?

Дети: нет

Воспитатель: Квест – это непростая, но очень интересная игра, она потребует от вас силы, знаний и смекалки. Это - путешествие «Путешествие по временам года»
Во время нашего путешествия вы узнаете и вспомните много интересного. Далеко-далеко высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут, поживают круглый год и его 4 дочери зима, весна, лето и осень. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Ребята, можно ли встретиться со всеми временами года одновременно.

Дети: нет

Воспитатель: А вы хотите попасть к ним в гости?

Дети: Да

Основная часть

Воспитатель: тогда отправляемся в наше путешествие, но для этого нам понадобится подсказки. На каждом этапе мы будем получать подсказки, и собирать части календаря. В путь!

Чтобы отгадать первое время года, нужно выполнить первое задание, какое мы сейчас узнаем. (Открываем конверт, а в нём разрезанные картинки – пазлы «признаки лета») Итак, Вам нужно собрать картинки и вы узнаете, в какое время года мы попали.

Дети: собирают пазлы.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Дети:  рассматривают картинки .

Воспитатель: какое время года мы попали?

Дети : Лето

Воспитатель: Лето – прекрасное время года, природа набирает множество разных красок. Ребята, а теперь по очереди не перебивая друг друга назовите мне признаки лета.

Дети: (солнце светит и ярко становится жарко, день длинный, а ночи короткие, можно ходить в шортах и босиком, всё цветёт, растут ягоды, грибы вся земля покрыта зелёным ковром , весело щебечут птицы, заботятся о своём потомстве ,порхают бабочки, летают пчёлы, люди купаются и загорают, бывают грозы и тёплые дожди, люди выращивают и поливают растения в огороде).

Воспитатель: Молодцы справились с первым заданием! И у нас теперь есть первая часть календаря природы. (в конверте с цветочками на полянке) Продолжаем наше путешествие. Лето нам приготовило следующее задание (на обратной стороне календаря)

Воспитатель: Отгадайте  загадку

Несу я урожаи

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек

И сосен, а зовусь я ( осень)

Дети: осень

Воспиатель: Правильно осень. (Картинка– осень). Ребята давайте вспомним приметы осени, что бывает осенью? На столе картинки с осенними приметами, выберите себе по картинке и расскажите о приметах. И прикрепите их на доску.

Дети: называют приметы осени (небо серое, хмурое, дикие звери делают запасы на зиму, часто идут дожди, животные линяют , медведи и ежи готовятся к спячке, деревья меняют свой окрас , птицы улетают на юг, люди собирают урожай)

Воспитатель: А какой урожай собирают люди?

Дети: овощи , фрукты, грибы,

Воспитатель: а, что звери запасают на зиму?

Дети: орехи, грибы, ягоды.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Но прежде, чем отправится дальше мы с вами немножко отдохнём:

Физминутка:  Зрительная гимнастика:

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Воспитатель: А вот посмотрите и ещё один листок календаря мы нашли. Отправляемся дальше?

Дети: Да.

Воспитатель:  Осень приготовила нам подсказку. Закройте пожалуйста глаза.

Дети закрывают глаза и слушают музыку

Воспитатель: («Звучит Чайковский времена года «Зима»), какое время года вы слышите в музыке? если не угадывают, то загадка.

Снег на полях, лёд на реках,

 вьюга гуляет, когда это бывает.

Дети:   зимой.

Воспитатель: переворачиваю картинку с изображением зимы.  Почему вы так думаете, что вы можете сказать о зиме? На столе перемешаны картинки с разными временами года.

Дети: (Каждый ребёнок находит, соответствующую картинку рассказывает  по ней  о признаках зимы и прикрепляет прищепку с признаком на картинку зимы)

Дети:  (зимой ветер колючий, холодный, облетели листья с деревьев, деревья стоят голые ,покрыты снегом , выпал снег, реки покрылись льдом. На улице морозно, холодно, люди одеты тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее, остались только зимующие птицы.

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: да

Воспитатель: Почему?

Дети: Зимой можно покататься на санках, лыжах, новый год- любимый праздник.

Воспитатель: Какие вы молодцы, с первым заданием справились и нашли А вот и ещё одна часть календаря. Отправляемся дальше по нашему маршруту.

Воспитатель: А для этого зимушка – зима нам приготовила следующую подсказку. Давайте посмотрим (на обратной стороне календаря подсказка – птица грач) .

Воспитатель: Что это за птица?

Дети : грач

Воспитатель: когда грачи прилетают к нам?

Дети: Весной

Воспитатель: Правильно. В народе так говорят: «Грач открывает весну?» А как вы думаете, почему так говорят?

Дети: потому, что грачи первые прилетают из тёплых стран.

Воспитатель: А как называют этих птиц ?

Дети: перелётные

Игра «Четвертый лишний?»

Воспитатель: я буду вам показывать и называть птиц, а вы отвечать, какая птица лишняя. Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний?

Дети: голубь, так как он зимующая птица.

Воспитатель:  Ворона, воробей, голубь, скворец.

Дети: скворец( перелётная) остальные зимующие

Воспитатель: Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Дети: воробей – зимующий, остальные перелётные

Воспитатель: Сорока, грач, снегирь, синица.

Дети: грач перелётная, остальные зимующие

Воспитатель: Лебедь, цапля, голубь, аист.

Дети: голубь - зимующая

Игра «Назови признаки весны»

Воспитатель: Ребята я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое…

Дети: (солнышко).

Воспитатель: Над головой чистое, ясное, голубое…

Дети: (небо).

Воспитатель: На крышах вырастают белые морковки

Дети: (сосульки).

Воспитатель: И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя

Дети:  (капель).

Воспитатель: Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает

Дети: (снег).

Воспитатель: Снег превращается в быстрые, озорные

Дети:  ручейки

Воспитатель: На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые…

Дети:  почки.

Воспитатель: А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие…

Дети: (листики.

Воспитатель: И вот уже из-под снега появляются первые

Дети: цветы.

Воспитатель: Их называют…

Дети:  подснежниками.

Воспитатель: А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи

Дети: птиц.

Воспитатель: Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои…

Дети:  гнезда.

Воспитатель: Прикрепляю картинку весны с признаками.

Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас у нас?

Дети: Весна

Заключительная часть

Воспитатель: Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. И собрали наш календарь природы для малышей (размещаем его на доске) можно приклеить. И отнести его малышам. Вот, что у нас получилось. 

Подведение итогов:

Воспитатель: Игра «Что мне больше всего понравилось?» Говорить начинаем со слов « Мне больше всего нравится…»

Дети: Мне понравилась музыка о зиме, игра «живая неживая природа», а мне «Четвёртый лишний», и др.

Воспитатель: Спасибо ребята. Мне то же очень понравилось как вы дружно и весело играли.(похвалить каждого ребёнка за конкретный результат)

Литература:

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» / Скоролупова О.А. .- М.: « Издательство: Скрипторий 2003» 2007.- 96с.

  2. Скоролупова О.А.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Ранняя весна». / Скоролупова О.А –М:. « Издание: Скрипторий 2003», 2009 - 64с.

  3. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Осень. Часть 1"   / Скоролупова О.А. - М:. «Издание: Скрипторий 2003»,  2005 – 128с.
  4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Зима" / Скоролупова О.А –М.:  «Издание: Скрипторий 2003» , 2005 -95с.
  5. Скоролупова О.А Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Лето" / Скоролупова О.А . -М:.«Издание: Скрипторий 2003», 2004 – 128с.
  6. Интернет ресурсы

https://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие по временам года»...

Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Путешествие к воде»

Дать детям понятие о водном пространстве нашей Земли: обратить внимание детей на назначение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить представления ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Цль:   расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН    Конспект непосредственной образова...

Конспект квест-игры по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Конспект игровой деятельностиВозрастная группа: старшаяОбразовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Тема игры: «Детективное агентство»Цель: создать...

Квест - игра по по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в страну матетатики"

Квест – игра «Путешествие в страну математики»для подготовительной  группы.  Все большую популярность в наше время набирают квесты. Квест – это вид сюжета (литературн...