Проект «Животные сибирского леса» (старшая группа)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка Проект «Животные сибирского леса» (старшая группа) | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Олонский детский сад»
Проект
«Животные сибирского леса»
(старшая группа)
Автор – составитель:
воспитатель высшей категории
Мошкина Наталья Валентиновна
с. Олонки
2024г
Пояснительная записка
Введение
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины…»
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает в детстве.
В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта, регулируется целенаправленной педагогической работай. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно, внимательно, не взирая, на антипатию к некоторым видам.
Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Так же необходимо прививать детям навык безопасного поведения в природе, чтобы не побеспокоить обитателей и не навредить себе. Знать правила безопасного поведения при знакомстве с дикими животными.
Актуальность
Представления о животных являются частью общей системы экологических представлений. Значение построения системы первоначальных представлений о природе, окружающем мире неоднократно подчеркивалось в работах целого ряда исследователей.
В работе П.Г. Саморуковой выделяются три основных направления построения системы знаний в экологическом образовании. Первым направлением является систематизация на основе территориальной совокупности растений и животных. Вторым направлением является распределение их на группы на основе внешнего сходства. Третьим направлениям является систематизация, которая строится на выделении взаимосвязей со средой, а также сезонных изменений в природе. Наиболее продуктивно выстраивать такую систему на основе родного края.
Существующие программы экологической направленности, разработанные Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, С.Г. Ашиковой и рядом других авторов, не позволяют в процессе использования формировать полные и точные представления о природе родного края. Вместе с тем, формирование представлений у детей о животных сибирского леса является основой не только для закрепления конкретных знаний, но и источником представлений об особенностях природно-климатических условий, географии родного края, развития логического мышления.
Тип проекта: краткосрочный, познавательный.
Цель проекта: расширить представления о животных сибирского леса.
Задачи проекта:
1. Укрепить познавательный интерес к познанию особенностей природного мира родного края.
2. Формировать представления о животных сибирского леса.
3. Развивать умение давать характеристику животному, его образу жизни, повадкам.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
− проявляют интерес к познанию нового;
− знают особенности животных сибирского леса, могут дать характеристику;
− умеют составлять описание животного.
Целевая группа: Воспитатель, дети группы, родители
Сроки проведения: 2 недели
Содержание деятельности в рамках этапов проекта представлено в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации проекта
Мероприятие | Задачи | Участники |
1 этап – подготовительный | ||
Создание проблемной ситуации для детей. | Активизация интереса у детей к расширению знаний о животных сибирского леса | Воспитатели, дети |
Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы по теме для оснащения развивающей предметно-пространственной среды в группе | Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для организации разных видов деятельности, способствующих расширению представлений о животных сибирского леса. | Воспитатели, родители |
2 этап – деятельностный | ||
ООД «Животные сибирского леса» | Знакомство с животными сибирского леса, их внешними признаками, образом жизни, средой обитания, питанием. | Воспитатели, дети |
Отгадывание загадок о животных и составление загадок по картинке | Упражнение детей в сопоставлении признаков животных, их обобщении. | Воспитатели, дети, родители |
Подвижные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Лиса и зайцы» | Побуждение детей к выражению своего отношения к животным в активной двигательной деятельности. | Воспитатели, дети |
Создание макета «Животные сибирского леса» | Систематизация представлений о животных и их отображение в процессе изготовления макета и игровой деятельности на его основе | Воспитатели, дети, родители |
Дидактические: «Кто где?», «Кто спрятался?», «Кто что ест?», «Кто, где живет?», «Назови жилище», «Чей детеныш?», «Узнай по контуру» и др. Театрализованные: «Теремок», настольно-печатными: «Лото», «Домино» с животными, и др. | Закрепление знаний о животных сибирского леса, их отличительных признаках. | Воспитатели, дети |
Составление описательных рассказов | Развитие связной речи и умения отображать свои представления о животных в рассказе о них. | Воспитатели, дети |
Чтение художественной литературы (рассказы В.В. Бианки, С.Л. Лескова и др., сказки, пословицы и поговорки, стихи) | Обогащение представлений о животных через знакомство с произведениями художественной литературы | Воспитатели, дети |
Рассматривание иллюстрации к книгам | Побуждение к задаванию вопросов, активизация мыслительной деятельности. | Воспитатели, дети |
Продуктивная деятельность: лепка «Зайчик», аппликация «Медведь в берлоге» | Развитие изобразительных умений и навыков у детей, элементов творчества | Воспитатели, дети |
Совместное оформление альбома: «Животные наших лесов». | Развитие стремления выражать свои впечатления в совместной деятельности | Воспитатели, дети, родители |
Конструирование: «Теремок для зверей» из различного конструктора. | Обогащение опыта конструктивной деятельности | Воспитатели, дети |
Игра–драматизация по сказке «Теремок» | Развитие творческих способностей детей | Воспитатели, дети |
3 этап – результативный | ||
Выставка поделок («Животные наших лесов») | Создание радостного эмоционального настроя. | Воспитатели, дети, родители |
Изготовление лэпбука «Животные сибирского леса» | Обобщение представлений о животных сибирского леса | Воспитатели, дети |
Инструментарий для изучения представлений о животных у дошкольников:
Задания Н.Н. Кондратьевой
Задание 1
Выявить представления детей о приспособлении животных к окружающей среде в сообществе (луг, лес, водоём); умение классифицировать животных по родовидовым признакам с использованием картинок, моделей.
Методика: ребенку предлагаются картинки – схемы с условными обозначениями разных сред обитания: почва, вода, воздух и силуэты животных (рыб, птиц, зверей, насекомых, земноводных). Посели животных в разную среду обитания так, чтобы им хорошо жилось. Почему ты поселил этих животных в воздушную, воздушно-наземную, водную среду обитания?
Задание 2
С помощью моделей определить среду обитания животных, птиц, рыб, зверей, приспособление к среде.
- Где живут рыбы? Могут ли рыбы жить без воды? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
- Как птицы передвигаются в воздухе?
- Почему улетают на зиму скворцы, ласточки, но зимуют сороки, дятлы?
- Почему зимой нет насекомых?
- Почему медведь зимой спит, а заяц и белка нет?
Предложить с помощью моделей определить среду обитания животных, подобрать модели частей тела животных.
- Что общего у зверей, птиц, рыб, насекомых?
- Чем отличаются звери, птицы, рыбы, насекомые?
Задание 3
Выявить представления детей о способах передвижения, питания и защиты животных.
Методика: предложить картинки животных: бабочки, пчелы, ящерицы, зайца.
- Как питается бабочка (божья коровка)?
- Зачем пчела (шмель, оса) садится на цветок?
- Как заяц, ящерица спасаются от врагов?
- Зачем птицам ноги, хвост, крылья?
- Зачем волку, лисе когти, зубы, хвост?
- Зачем рыбам: щуке, карасю хвост, плавники, жабры?
Задание 4
Выявить представления детей десять картинок с изображением объектов живой природы: животное, растения, человек и объекты неживой природы: песок, солнце, дождь; предметы созданные человеком: дом, самолет, стул. Выбрать картинки с изображением живого и обосновать свой выбор.
Задание 5
Выявить представления детей о взаимосвязи животного и растительного мира в сообществе.
- Нужны ли животным растения и для чего?
- Какое значение имеют животные для растений?
- Что случится с некоторыми птицами: ласточками, дятлами, кукушками, если исчезнут все насекомые?
Задание 6
Выяснить представления детей об исчезающих животных Прибайкалья. Отобрать картинки знакомых животных, занести их в групповую Красную книгу.
- Знаешь ли ты о Красной книге?
- Зачем нужна Красная книга?
- Каких животные Прибайкалья можно занести в нашу Красную книгу?
- Почему этих животных надо охранять?
- Зачем нужны заповедники?
- Зачем нужен егерь в лесу?
Задание 7
Выявить представления детей о размножении знакомых животных, умение определять последовательность развития с помощью модели. Ребенку предлагаются картинки (модели) разных животных. Разложить картинки (модели) знакомых животных в последовательности их развития (круг жизни рыб, лягушки, утки, голубя).
Задание 8
Выяснить гуманное отношение к животным ребенка в ситуации выбора с помощью картинок; характер отношения к животным в естественных условиях.
Наблюдения за поведением детей в "живом уголке", на участке, экскурсиях на луг, водоем, в лес.
- Как поступил /а/ мальчик /девочка/? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для животных?
- Как себя чувствует животное в "живом уголке"?
- Как ты узнал, что ему нужна помощь?
- Хотел ли ты помочь животному?
- Как помочь животному?
- Почему ты ему хотел помочь?
Задание 9
Выявить представления детей о взаимодействии человека и животных.
- Какую пользу приносят животные человеку?
- Могут ли животные луга, леса, водоёма обойтись без человека?
- Может ли человек обойтись без животных, луга, водоёма, леса?
Литература:
- Байкал – Жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми [Текст] : парциальная образовательная программа дошкольного образования / О.Ю. Багадаева [и др.] ; – Иркутск : Изд-во «Рекламаград», 2016. – 192 с.
- Бобылева, Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст] / Л. Бобылева / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7.– С. 38-46.
- Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е. И. Золотова. – М. : Просвещение, 2008. – 159 с.
- Малышева, Ю. А. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю. А. Малышева, А. И. Соловьева // Вестник экспериментального образования. – 2016. – № 1 (4). – С. 42-52.
- Мишарина, Л. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья [Текст] / Л. А. Мишарина, В. А. Горбунова. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2004. – 174 с.
- Скачкова, А. В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира [Электронный документ]. Режим доступа – URL: http://www.openclass.ru/node/201593. – Загл. с экрана
- Стрекаловская, М. М. Формирование системных знаний о животных озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. М. Стрекаловкая, М. Г. Новолодская // Achievements of high school – 2013. – Т. 38. Екология. География и геология. – С. 38-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Там на неведомых дорожках" физкультурное развлечение в лесу (старшие, подготовительные группы).
интересное развлечение со сказочными персонажами в лесу...
Конспект по речевому развитию «Осень в лесу» (Старшая логопедическая группа)
Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его обитателей, побуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавл...
ПРОЕКТ «Животные жарких стран» в старшей группе №1. (познавательно-исследовательский)
Актуальность: В процессе наблюдения за детьми я заметила устойчивый интерес к экзотическим животным – дети пытались рисовать тигров, зебру, жирафов и др., делились впечатлениями от увиденных познават...
Проект Животные нашего леса в средней группе
План работы по месяцам в средней группе по ознакомлению с животными леса России...
Проект «Животные нашего края» (для подготовительной группы)
Проект «Животные нашего края» (для подготовительной группы)...
Познавательно-исследовательский проект «Животные Красной книги России» Подготовительная группа компенсирующей направленности
Познакомить детей с понятием "исчезающие" животные и необходимостью их охраны....
Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группа материал по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая викторина «Знатоки зимнего леса» старшая группаматериал по окружающему миру (старшая группа)...