Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
статья по теме
Значение подвижных русских народных игр, впитавших лучшие национальные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
« О радость жизни, детская игра,
век не уйти с соседнего двора.
За мной явилась мать, но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами»
В. Берестов.
В нашей современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.
Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.
Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.
Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.
Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу - воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа нашего русского народа и сделать это возможно на доступном для ребёнка материале народной подвижной игры. Игра - это самый близкий вид деятельности для детей. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.
Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.
Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.
В русских семьях дети считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя в крестьянской семье было редкостью. Люди понимали, что злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. Атмосфера добра вокруг ребёнка считалась обязательной. Это совсем не означало потакания и изнеженности. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. До полного изнеможения дети могли предаваться играм. В прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. Весёлые народные подвижные игры - это наше детство. Во дворе играли подростки, на них смотрели ребята помладше, запоминали, сами входили в игру. И через цепочку от старших к младшим передавалось всё игровое наследие.
Как часто можно слышать фразу « Поиграй со мной». Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общения с родителями и социализации ребёнка. Организация таких игр доступна каждой семье. Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. И наоборот, когда на музыкальных занятиях дети знакомятся с народными играми мне очень приятно слышать от них « как они научили играть папу и маму». Так же и на праздниках с родителями я стараюсь включать совместные народные игры с родителями.
Золотые ворота
Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:
Золотые ворота - проходите господа,
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.
Игра с козликом
Дети в кругу, козлик в центре. Дети поют потешку и выполняют движения по тексту.
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять,
Козлик ножками стучит, по - козлиному кричит: бе-бе-бе!
Козлик догоняет детей. Кого поймал, тот становится козликом.
Мы на луг ходили.
Выбирается зайчик и он спит в центре круга. Дети поют и выполняют движения по тексту:
Мы на луг ходили,хоровод водили
Вот так на лугу хоровод водили.
Задремал на кочке зайка в холодочке
Вот так задремал зайка в холодочке
Разбудить хотели, в дудочки дудели
Ту-ту, ру-ту-ту в дудочки дудели.
Зайку мы будили, в барабаны били,
Бум-бум, тра-та-та в барабаны били.
Зайка, просыпайся (подходят), ну-ка поднимайся (поднимают)
Вот так, не ленись, ну-ка просыпайся (хлопают, зайка танцует)
Стадо
Играют волк, пастух и овцы.
Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.
Овцы ходят щиплют травку и поют:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая.
Гони стадо в поле, погулять на воле!
По сигналу пастуха: « Волк» овцы бегут в дом - противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Тайные мечты каждого ребёнка
- Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
- Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение.
- Учите меня отличать, что хорошо, а что плохо. Делитесь со мной своими планами.
- Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
- Я знаю ещё некоторые замечательные слова: «Я люблю тебя, мама; я люблю тебя, папа!»
Рекомендации родителям
- Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть.
Вам поможет в этом игра.
- Нет ничего важнее воспитания ребёнка. Верьте в то лучшее, что есть в нём.
- Играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.
- Организуйте совместные прогулки, походы и игры всей семьёй. Игра поможет преодолеть вам чувство превосходства над ребёнком.
- Игра научит вас доверять друг другу.
- Окружайте ребёнка всем лучшим, что у вас есть.
- Игра - это лучшее лекарство от всех недугов. И. А. Казакова
ЛИТЕРАТУРА:
- Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.
2. Титова О.Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.
3. Рыбак Е. Играем вместе. –Архангельский областной институт переподготовки РИСа АО ИППК, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
Русские народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста....
Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...
Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....
Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...
Роль народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста
О роли народных подвижных игр в жизни ребёнка...