Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Путешествие в страну лекарственных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать представление детей о разнообразии лекарственных трав,
вызвать желание узнавать новые факты о них, познакомить
с народными названиями целебных трав – (молочник, пуховик, белюшка, пупавка, закрепить знание об опасных растениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_lekarstvennyh_rasteniy.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Путешествие в страну лекарственных растений»
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать представление детей о разнообразии лекарственных трав,
вызвать желание узнавать новые факты о них, познакомить
с народными названиями целебных трав – (молочник, пуховик, белюшка, пупавка, закрепить знание об опасных растениях.
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, расширять словарный запас за счёт новой информации, развивать мелкую моторику, познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к лекарственным травам, формировать бережное отношение к природе, навыки совместной деятельности.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с лекарственными растениями, игры с прищепками, рассказ воспитателя о полезных свойствах растений.
Чтение художественной литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений по теме.
Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Собери растение».
Продуктивная деятельность: (рисование, аппликация).
Оборудование и материалы:
Слайды с изображением трав, прищепки разных цветов,
шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка, лукошко с засушенными травами, карточки с опасными и полезными растениями, фломастеры.
Ход занятия:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг другу, гостям и садитесь
на стульчики.
Ребята мы с вами уже много беседовали о растениях. Мы
установили, что огромное царство растений делится на три
группы. Какие?
Дети: (деревья, кустарники, травы).
Воспитатель: А сегодня мы отправимся в третье государство,
царство растений – государство трав.
В давние давние времена не было лекарств, не было таблеток,
но зато кругом росли разнообразные травы.
Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях,
целебных травах.
Травы – первые растения, которые просыпаются весной.
Слайд №2
Лес как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Ну, а, как и чем лечить мы
Мы вас можем научить.
Ребята, послушайте загадку:
На зелёной круглой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.
Дети: Это одуванчик (слайд №3)
Выходит ребёнок в шапочке одуванчика.
Ребёнок: Я одуванчик. У меня есть корень, длинный и тонкий,
прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок.
Когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белый
шарик.
Воспитатель: Одуванчик, а чем же ты полезен?
Одуванчик - ребёнок:
Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик
Я везде произрастаю, меня даже дети знают.
Аппетит я повышаю и при кашле помогаю.
Воспитатель: Ребята, совсем молодые, нежные листья
Одуванчика идут на приготовления салата. Но чтобы убрать
горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько
минут. Листья и корни помогают при кашле. А из самих цветков
варят варенье, похожее на мёд. Отвар одуванчика помогает при
ожогах. Это растение имеет много названий. Кто–то называет
его молочником, кто–то пуховиком. Но самое известное его
название – одуванчик.
Игра: «Одуванчик»
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне
растут (дети встают)
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают
поднятыми вверх руками).
- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие
парашютики (дети приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.
(дети встают два раза). Садятся.
(слайд № 3)
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.
Ребёнок в шапочке подорожника.
Я подорожник. Расту я вдоль дорог, часто люди проходят мимо
меня и не замечают. Но если кто–нибудь в пути обрежется,
поцарапается, натрёт ногу, сразу вспомнят о подорожнике.
Нужно сорвать листья, сполоснуть их в воде и приложить к ранке
- они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться.
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные
свойства.
Ребята подорожник он - путешественник, хотя вроде и сидит
неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают
на обувь и на колёса машин и разносятся по всем дорогам.
Слайд № 4
Воспитатель:
Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка
В середине золотая
Кто она такая? (ромашка)
Ребёнок: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту я как
сорняк, по полям, по лугам, вдоль дорог, около жилья. Мои
цветы и листья имеют горький вкус и сильный аромат.
Пчёлы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне
за мёдом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот,
ополаскивать волосы. Используют как успокаивающее средство.
Воспитатель: Ромашку применяют в косметических целях, при
изготовление кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Спасибо тебе, ромашка, за твои целебные свойства.
Игра: «Собери цветок»
Слайд №4
Воспитатель: Есть травка, которую боятся все.
Ой, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (крапива)
Ребята, а чем же она полезна?
Дети: Из неё щи варят и голову настоем крапивы моют.
Воспитатель: Уникальные свойства растения пополняют в
организме утраченные силы, снимают синдром хронической
усталости. Одна крапива заменит семерых врачей – говорит
народная мудрость.
Ребёнок: читает стихотворение.
У апреля первые цветы
Всюду на лужайке расцвели
К солнцу поднимаются стебельки
Желтые цветочки от земли.
Воспитатель: Ребята вы догадались, что это за травка?
Дети: Мать – и – мачеха.
Слайд №5
Воспитатель: Да, это самый первый весенний цветок, растёт
повсюду. А вы знаете, почему он так называется?
Дети: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с
другой холодный – мачеха.
Воспитатель: А чем же полезна эта травка?
Дети: Ей лечат кашель, заваривают и пьют как чай, помогает при
зубной боли, насморке.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем.
Игра «Угадай по запаху»
(Детям предлагаются мешочки наполненные листьями трав)
Воспитатель: А теперь закройте глазки (положить в рот клюкву)
Что это за ягода пришла к вам из болота? (клюква)
Слайд №6
Ребята, а чем она полезна клюква?
Дети: Из неё можно приготовить морс, он помогает при
простуде, снижает температуру.
Воспитатель: значит, какая это ягода?
Дети: Полезная, лекарственная, целебная.
Воспитатель: Ребята, садитесь на места и посмотрите на экран.
Слайд №7
В нашей Владимирской области есть такое растение, которое
может заменить вату.
Это мох сфагнум или торфяной. Он впитывает влаги в двадцать
раз больше, чем обыкновенная вата. В военное время мох
использовали в качестве перевязочного средства. Его применяли
для очистки ран. И раны быстрее заживали.
Как про лекарственные растения можно сказать
Как можно их достоинство охарактеризовать?
Слайд№8
Дети:
Это травы жизни
Растения целители
Живая сила
Растения, дарящие бодрость
Кладовая витаминов
Творение природы
Удивительные помощники здоровья.
Психогимнастика.
Воспитатель: Ребята закройте глазки.
Нам хорошо и приятно.
Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат лекарственных
трав.
Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему
живому на нашей планете и будем оберегать всё живое.
Откройте глазки.
Звучит музыка, и входят лесные жители: медведь и лиса.
Здравствуйте ребята, нас к вам прислала умная Сова.
Она сказала, что вы всё знаете о лекарственных травах и нам
поможете.
Воспитатель: Ребята поможем медвежонку и лисичке.
Медведь: Чем нужно лечиться, если заболит горло?
Дети: (отваром ромашки).
Лиса: А если простуда, сильный кашель?
Дети: (отвар мать–и–мачехи).
Медведь: А если поранился?
Дети: (нужно приложить подорожник).
Лиса: Ожог?
Дети: (От ожога помогает отвар одуванчика).
Воспитатель: Медвежонок, Лисичка, но есть ещё и опасные
растения. Ребята какие?
Слайд№9
Дети: Волчье лыко, борщевик, клещевина, лютик.
Воспитатель: Правильно ребята, возьмите карточки и красным
фломастером отметьте лекарственные растения, а синим
опасные.
И карточку подарим нашим лесным гостям, чтобы они
не путали полезные и опасные травы.
Дети выполняют задания и дарят зверятам.
Медвежонок: Вот спасибо ребята, а мы тоже к вам не с пустыми
руками пришли. Мы принесли вам пирог с моей любимой
ягодой малиной. Ну а нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими друзьями.
Скажем им спасибо за вкусный пирог.
Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - организованной деятельности по образовательному направлению: "Познание. Ознакомление с окружающим миром " по теме:"Путешествие в страну здоровья"
Расширять представления детей о здоровье....
Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром на тему : « Путешествие в страну правил дорожного движения » с детьми средней группы.
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице,закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;закрепить знания о наземном и в...
Конспект взаимодействия педагога и воспитанников средней группы по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Путешествие в страну - Здоровье"
Материал открытого занятия по здоровому образу жизни для детей средней группы детского сада....
Конспект ООД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Путешествие в страну профессий"
Данный конспект раскрывает тему профессий для детей 3-4 лет...
Беседа по окружающему миру"Путешествие в страну лекарственных растений"
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Задачи:Образовательные: обобщить...
Конспект ОД по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Путешествие в страну лекарственных растений по сказке "Колобок"
Цель: Ознакомление детей с лекарственными растениями и их применением. Воспитывать бережное отношение к растениям.Задачи:Обучающие:Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством орга...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Путешествие в страну комнатных растений"
Занятие подходит для детей старшего дошкольного возраста....