Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Волшебная бумага» (с использованием здоровьесберегающей, игровой технологий, технологии исследовательской деятельности)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Казакова Лидия Владимировна

1.     

  1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
  2. Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.

 

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.

 

  1. Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx1_.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад «Тополек», корпус № 2, г. Бабушкин МО «Кабанский район»

Республики Бурятии

Конспект НОД

по познавательному развитию

на тему: «Волшебная бумага»

(с использованием здоровьесберегающей, игровой технологий, технологии

исследовательской деятельности)

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                           

Подготовила воспитатель

                                                                                                            Казакова Л.В.

г. Бабушкин 2021

Цель: развивать познавательный интерес и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности

Задачи

  1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
  2. Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.

  1. Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети стоят в кругу и проговаривают слова приветствия.

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки друзьям.

Недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?

Дети: Фокусник

Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой фокусник?

Дети: Человек, который показывает фокусы.

Воспитатель: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение. А вы умеете показывать фокусы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников». Все согласны отправиться? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в фокусников.

Дети хором произносят слова:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились.

Воспитатель: Ребята мы очутились в «Школе фокусников». Здесь фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет узнать загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Бумага

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? Как вы думаете, из чего делают бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Но оказывается, бумага была не всегда, раньше рисовали на камнях и писали на деревянных дощечках. Но две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В наше время бумага производится на бумажных фабриках, делают ее из дерева, в основном из ели и сосны. В процессе переработки бревен получается целлюлоза, из которой и делают бумагу. Послушайте стихотворение

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам с вами провести опыты и узнать, какие же свойства есть у бумаги. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем начать, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без разрешения вещи.

-В лаборатории нужно слушать внимательно воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, выполнять задания по инструкции.

Дети подходят к столу №1.

«Изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Рассмотрите ее. Какая она? Что вы можете сказать?

Дети: (рассматривают и ощупывают бумагу). Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Бумага бывает: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Правильно, бумага бывает разная: по плотности – тонкая и толстая, по цвету – белая и разноцветная, и существует много разных видов бумаги.

Подходим к столу№2 – Картинки с изображением ножниц, мятая бумага и нота.

Воспитатель: Для следующего опыта нам потребуются ножницы. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети: Разрезать бумагу.

Воспитатель: Правильно, нам нужно узнать, какая бумага режется и рвется быстрее и легче. Попробуйте разрезать ножницами сначала альбомный лист бумаги, а затем картон. А теперь попробуйте без ножниц руками порвать ту же бумагу.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Тонкая бумага разрезалась и рвалась быстро и легко, а картон сложнее.

Воспитатель: А сейчас, помните ещё раз бумагу и картон (выполнять движение «стирка белья») и послушайте, издает ли она при этом какой-либо звук.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Вывод: бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают. Бумага шуршала, скрипела.

Воспитатель: Бумага режется и рвется легче, если она тонкая. Чем толще бумага, тем сложнее ее разрезать ножницами и порвать руками. При смятии, трении – бумага издаёт звук. Бумагу можно порвать, значит, она непрочная.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Воспитатель: Проходим к столу № 3 Картинка «капля воды »

Перед детьми лежат кусочки разных видов бумаги (картон, бумага для рисования, газетная, салфетки). Предлагаю поместить эти кусочки в тарелочку с водой. Необходимо выяснить, что произойдет с бумагой?

Дети: Кусочки бумаги намокают с разной скоростью в зависимости от плотности.

Воспитатель: Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Воспитатель: Что-то мы устали немножко, давайте с вами поиграем в игру.

Дети встают в круг.

Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке (движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает (покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Воспитатель: Отдохнули немножко, давайте продолжим наше исследование.

Проходим к столу № 4 Картинка «ветер».

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением.

На полоску дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На полоску дуй сильнее,

Побежит она веселее.

Воспитатель: Что же происходило с бумагой, когда мы на нее дули?

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Воспитатель: Проходим к столу № 5 Сильная бумага.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли бумага выдержать груз?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Сделаем из двух брусков и листа бумаги мост, и положим на бумагу (мост) груз (игрушку). Посмотрите, что произошло.

Дети: Бумага прогнулась и груз упал.

Воспитатель: Но, я знаю один секрет, как сделать бумагу сильной, чтобы она выдержала груз.

Для этого нам нужно изменить форму бумажного листа, сложить его «гармошкой». Это свойство бумаги люди используют с давних времен в строительстве арок. Теперь поставим этот мост и поставим на него груз. Что происходит?

Дети: Бумага не прогнулась и груз не упал.

Воспитатель: Вывод: бумага сложенная «гармошкой» становится более прочной.

Воспитатель: Проходим к столу № 6 Картинка «спички»

Воспитатель: Что произойдёт, если бумагу поднести к огню?

Дети: Бумага загорится.

Воспитатель: Бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».

Воспитатель: Вот мы узнали о свойствах бумаги. А теперь, зная их, мы научимся делать фокусы из бумаги. Ваша задача не только показать фокус, но и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.

Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться?

Дети высказывают свои предположения.

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Фокус №2 «Радуга в стакане»

Воспитатель: На прямоугольных полосках рисуем цветные точки по цветам радуги. Должен получиться ровный рядок из цветных точек. Затем возьмите полоску салфетки и опустите её в стакан с водой вниз точками, так чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается вверх. Цветные точки сами собой превращаются в длинные полосы. Теперь у вас есть своя «радуга в стакане».

Как вы думаете, какое свойство бумаги использовали в этом фокусе?

Ответы детей.

Воспитатель: Этот фокус основан на впитывании воды бумагой. Салфетка намокает снизу вверх, а цветная краска делает этот процесс наглядным. Чем тоньше бумага, тем выше и быстрее поднимается вода. Вам понравились фокусы?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова.

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

В детском саду мы очутились.

Рефлексия

Воспитатель: Сегодня мы побывали в «Школе фокусников». Скажите мне, пожалуйста, легко ли быть фокусником?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, чтобы стать настоящим фокусником, нужно очень много знать о различных предметах и их свойствах. Какие свойства бумаги вы запомнили?

Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей младшей группы  (с использованием здоровьесберегающих технологий) "Прогулка в лес"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к Незнайки"

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;продолжать прививать культурно-гигиенические навы...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с  детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: развивать познавательный интерес и  способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».

Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в  процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие( ФЦКМ) на тему «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий

Цель: закрепить знания детей о профессиях.Задачи:- Расширить познавательный интерес к профессиям;- Развивать интерес к выполнению разных заданий;-Воспитывать уважение к труду взрослых разных проф...