Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тагаева Гульзор Курбоналиевна

Цель: развивать познавательный интерес и  способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bumaga_starshaya.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 имени В.А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

Конспект НОД по познавательному развитию

        на тему «Волшебная бумага»        

с  детьми старшего дошкольного возраста

Конспект составила:

 Тагаева Г.К

 воспитатель

  .

                       

                                                          2023 г.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с  детьми старшего дошкольного возраста.

Приоритетная образовательная область:  «Познавательное развитие»

Цель: развивать познавательный интерес и  способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Интеграция образовательных областей

Задачи

Ожидаемые результаты

«Познавательное развитие»

Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник, с историей бумаги ; копировальной бумагой. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Знают и определяют свойства бумаги. Умеют решать логические задания.

Умеют самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений.

«Речевое развитие»

Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, формулируют свои мысли.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной  деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.

Умеют выражать свою точку зрения, прислушиваются к мнению товарищей, доброжелательно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

«Физическое развитие»

 Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.

У детей повысилась работоспособность, умственная активность

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.

Формы и методы: наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, беседа, вопросы,  физминутка.

Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ножницы, емкости с водой, фломастеры, аквариум, бумажные салфетки.
Предварительная работа:  рассматривание предметов из бумаги, чтение С. Маршак «Книжка про книжку», «Чистый лист», С. Михалков «Лист бумаги».

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!  

Дети стоят в кругу и проговаривают слова приветствия.

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?

Дети: Фокусник

Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой фокусник?

Дети: Человек, который показывает фокусы.

Воспитатель: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение.  А вы умеете показывать фокусы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников».   Все согласны отправиться? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в фокусников.

Дети хором произносят слова:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились.

Воспитатель: Ребята мы очутились в «Школе фокусников». Здесь фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет узнать  загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Бумага

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? Как вы думаете, из чего делают бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Но  оказывается, бумага была не всегда, раньше рисовали  на камнях и писали на деревянных дощечках. Но две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В наше время бумага производится на бумажных фабриках, делают ее из дерева, в основном из ели и сосны. В процессе переработки бревен получается целлюлоза, из которой и делают бумагу. Послушайте стихотворение

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам с вами провести опыты и узнать, какие же свойства есть у бумаги. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем  начать, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без разрешения вещи.

-В лаборатории нужно слушать внимательно воспитателя и своих товарищей, не перебивая их,  выполнять задания по инструкции.

Дети  подходят к столу №1.

«Изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Рассмотрите ее. Какая она? Что вы можете сказать?

Дети:  (рассматривают и ощупывают бумагу). Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная,  бархатная,  прозрачная,  мягкая,  цветная.

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Бумага бывает: гладкая,  шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Правильно, бумага бывает разная: по плотности – тонкая и толстая, по цвету – белая и разноцветная, и существует много разных видов бумаги.

Подходим к столу№2 – Картинки с изображением ножниц, мятая бумага и нота.

Воспитатель: Для следующего опыта нам потребуются ножницы. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети: Разрезать бумагу.

Воспитатель: Правильно, нам нужно узнать, какая бумага режется и рвется быстрее и легче. Попробуйте разрезать ножницами сначала альбомный лист бумаги, а затем картон. А теперь попробуйте без ножниц руками порвать ту же бумагу.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Тонкая бумага разрезалась и рвалась быстро и легко, а  картон сложнее.

Воспитатель:  А сейчас, помните ещё раз бумагу  и картон (выполнять движение «стирка белья»)  и послушайте, издает ли она при этом какой-либо звук.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Вывод: бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают. Бумага шуршала, скрипела.

Воспитатель: Бумага режется и рвется  легче, если она тонкая. Чем  толще бумага, тем сложнее ее разрезать ножницами и порвать руками. При смятии, трении – бумага издаёт звук.  Бумагу можно порвать, значит, она непрочная.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Воспитатель: Проходим к столу № 3 Картинка «капля воды »

Перед детьми лежат кусочки разных видов бумаги (картон, бумага для рисования, газетная, салфетки). Предлагаю поместить эти кусочки  в тарелочку с водой. Необходимо выяснить, что произойдет с бумагой?

Дети: Кусочки бумаги намокают с разной скоростью в зависимости от плотности.

Воспитатель: Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Воспитатель: Что-то мы устали немножко, давайте с вами поиграем в игру.

Дети встают в круг.

Чок  –  чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке  (движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает  (покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Воспитатель: Отдохнули немножко, давайте продолжим наше исследование.

Воспитатель: Проходим к столу № 4 Картинка «ветер».

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением.

На полоску  дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На полоску  дуй сильнее,

Побежит она веселее.

Воспитатель: Что же происходило с бумагой, когда мы на нее дули?

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод:  полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

А теперь я вас познакомлю с копировальной бумагой.

 В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

В. Вы встречались с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по трафарету.

Рассматривают работу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Вот мы узнали о свойствах бумаги. А теперь зная их, мы научимся делать фокусы из бумаги. Ваша задача не только показать фокус, но и отгадать его секрет.

Фокус №1 «Радуга в стакане»

Воспитатель: На прямоугольных полосках рисуем  цветные точки по цветам радуги. Должен получиться ровный рядок из цветных точек. Затем возьмите  полоску салфетки и опустите её в стакан с водой вниз точками, так чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается вверх.  Цветные точки сами собой превращаются  в длинные полосы. Теперь у вас есть своя «радуга в стакане».

Как вы думаете,  какое свойство  бумаги использовали в этом фокусе?

Ответы детей.

Воспитатель: Этот фокус основан на впитывании воды бумагой. Салфетка намокает снизу вверх, а цветная краска делает этот процесс наглядным. Чем тоньше бумага, тем выше и быстрее поднимается вода.  Вам понравились фокусы?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова.

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

В детском саду мы очутились.

Воспитатель: Сегодня мы побывали в «Школе фокусников». Скажите мне, пожалуйста, легко ли быть фокусником?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, чтобы стать настоящим фокусником, нужно очень много знать о различных предметах и их свойствах. Какие свойства бумаги вы запомнили?

Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОДД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Федоре»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по мотивам сказки К.Чуковского "Федорино горе"...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему «Сложение» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Сформировать представление о сложении.Задачи: ·        дать представление как объединяются группы предметов при сложении;·...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с  детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является создание условий для углубления и обобщения знаний старшего дошкольника по теме "Транспорт"....

Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Волшебный магнит" в старшей группе

Сформировать представление о свойствах магнита. Учить самостоятельно принимать решение в русле экпериментальной деятельности. Занятии проводятся через игры - опыты "Не замачив рук", "Ба...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Волшебная бумага» (с использованием здоровьесберегающей, игровой технологий, технологии исследовательской деятельности)

1.     Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бума...